1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Симфонический оркестр Симбирской чувашской учительской школы. 1913 г.
События, 5 Января 1954
Симбирский трамвай мог пойти по городу больше 100 лет назад

Первый трамвай прошел по ульяновским улицам 5 января 1954 года. С этого момента родина Ленина оказалась в числе 60 городов Советского Союза, имевших сразу два вида городского транспорта - трамвай и автобус.

Между тем, трамвай в нашем городе вполне мог появиться лет на 40 раньше – в самом начале прошлого века.

Идея о необходимости строительства электроподъемника с волжских пристаней витала в кругах городского самоуправления давно. Еще в 1901 были сделаны расчеты, по которым выходило, что спуск и подъем грузов гужевым транспортом с вершины горы высотой около 70 сажен (примерно 150 м.) по косогору длиной в полверсты (около 500 м), крайне дорог. Стоимость таких перевозок составляла от 2 до 5 копеек с пуда. Но если помножить эти копейки на сотни и тысячи пудов, то суммы получались умопомрачительными. А если еще и в непогоду? Да по грязи?

Что касается пассажиров, едущих на пристань или обратно, то эти 500 метров обходились им гораздо дороже, чем путешествие на пароходе третьим классом от Симбирска до Самары! А тут еще как-то потребовалось поднять с Волги в гору нескольких десятков тысяч брёвен строевого леса для постройки казарм. Вот уж когда пожалели о том, что нет подъемника! Тем не менее, идея заглохла.

Вновь к ней вернулись в марте 1912 года. 1 марта городская Управа вынесла это предложение на рассмотрение Думы. А дальше его обсуждали и утрясали на многочисленных заседаниях и комиссиях. В том числе и с привлечением эксперта - Михаила Константиновича Поливанова, который с 1902 г. и до самой революции служил в Управлении городских железных дорог Москвы и участвовал в разработке проектов трамвая в Пензе, Воронеже, Баку, Одессе, Смоленске, Архангельске.

По мнению Поливанова, смысл пуска трамвая в Симбирске должен заключаться в экономических соображениях - в облегчении доступа грузов и пассажиров к пристаням и обратно, а также в удешевлении этого доступа. Поливанов предложил устроить при пассажирских вагонах небольшие багажные отделения для перевозки корзин, кулей и прочей мелкой клади. С пристани - на базар. Тем более, что одну из веток предполагалось проложить прямо туда. А кроме того, для перевозки грузов и большого багажа рассматривалась возможность прицеплять к трамваю особые вагоны вместимостью примерно около 300 пуд. (около 5 тонн!). Но при условии устройства в городе, например, на Ярмарочной площади, особого пакгауза.

Предусматривалась также и возможность введения в утренние часы специальных рейсов с сильно пониженной таксой.

За проезд предполагалось брать 6 копеек. В этом случае, по расчетам эксперта, годовой доход предприятия составит 120 000 рублей, а расчетная окупаемость - 3 года. После чего новый транспорт начнет приносить прибыль.

По проекту протяженность городских трамвайных линий должна была составить 12 верст (около 13 км.). Это почти столько же (14 км), сколько было построено в 1954 году. Но если первая ульяновская трамвайная линия состояла всего из одной ветки, то ее предшественница представляла бы собой целое «дерево».

Первая линия - Вокзальная. Она должна была пройти от так называемого старого вокзала через современные улицы Минаева, Гончарова, мимо до современного ЦУМа и ул. К. Маркса до ул. Гагарина.

Вторую – Спасскую предполагалось проложить от нынешнего спуска Степана Разина, по Гончарова до ул. Ленина и далее по улицам Спасской и Радищева.

И, наконец, третья, Подгорная линия – от пристаней до Вокзальной линии.

По Вокзальной и Спасской веткам вагонов должны были ходить с интервалом в 10 минут, на Подгорной - в 7,5, а при необходимости и - в 15 минут.

Для обеспечения трамвая электроэнергией предлагалось использовать строившуюся в то время в Симбирске электростанцию (УлГЭС на ул. Минаева), установив там дополнительные генераторы. Тут же, неподалеку, на Александровской площади предполагалось устроить и трампарк.

Но начавшаяся через два года Великая война спутала все планы.

(по материалам Государственного архива Ульяновской области).

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru