1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Места, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1648
События, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1648
Герои, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1809
Воспоминания, 1 Декабря 1911
Воспоминания, 29 Октября 1930
Места, 1 Декабря 1937
Воспоминания, 27 Мая 1924
Места, 1 Января 1648
Герои, 1 Октября 1774
Места, 22 Мая 1940
Воспоминания, 11 Июня 1916
Места, 1 Января 1919
Места, 1 Января 1717
События, 25 Августа 1864
Герои, 5 Августа 1864
Герои, 1 Апреля 1711
Герои, 27 Декабря 1987
Воспоминания, 9 Июня 1994
Воспоминания, 31 Декабря 1979
Воспоминания, 8 Февраля 1980
Воспоминания, 22 Апреля 1975
Места, 2 Августа 1898
Герои, 24 Июня 1848
События, 13 Сентября 1648
События, 28 Декабря 1898
Места, 23 Мая 1682
События, 27 Августа 1700
Фото дня
Делегация Азербайджанской ССР в Ленинском мемориале
Популярное
Видеоархив
Тэги
События, 15 Июля 1971
Погибла Любовь Турская

15 июля 1971 года, закончив работу, ульяновские скульпторы супруги Анатолий Клюев и Любовь Турская отправились в кинотеатр "Пионер". Посмотрев фильм, сели в такси на улице Гончарова. Любовь Александровна - рядом с шофером, Клюев - сзади, где уже сидела молодая пара, жених с невестой.

При въезде на свияжский мост, в районе трамвайной остановки "Хлебозавод", шедшая навстречу грузовая машина внезапно переметнулась на встречную полосу и на большой скорости подмяла под себя такси. Случилось это в семь часов вечера.

Погибли шофер такси, один из молодой пары, сидевшей сзади, и Турская. Ее труп извлекли из-под машины. Рассказывали, что, когда вытаскивали тяжелораненого Клюева, он кричал: "Спасите мою жену, она большой художник!" В больницу его увозили без сознания. Там он провел более полугода.

Шофер, совершивший убийство, как выяснилось, был сильно пьян. По воспоминаниям очевидцев, только милиция его спасла от жестоких побоев людей, оказавшихся на месте трагедии.

Похороны Любови Турской собрали не менее двух тысяч человек.

По воспоминаниям современников, Любовь Турская была лучшей среди мужчин-коллег по цеху. Хотя пробиться в эту профессию ей удалось не сразу - потому что женщина. Подробнее об этом и об ульяновском периоде жизни заслуженного скульптора России Любови Турской для читателей "СК" рассказал сотрудник областного госархива Антон Шабалкин.

Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры Турская брала приступом. Дело в том, что по установленным там правилам на скульптурный факультет из тридцати вновь поступающих могла быть принята только одна представительница слабого пола. Первая попытка закончилась неудачей - девочке из самого холодного города страны Минусинска предпочли другую претендентку. Но Турская решила остаться при институте - работала в котельной, таскала ведра с углем, а когда освободилась вакансия уборщицы, стала убирать мастерские. Через год - опять неудача: на "женскую" вакансию взяли дочь какого-то известного художника. И только с третьего раза Турская была принята.

После института она работала в Свердловске и там сразу очень мощно заявила о себе. Одна из самых сильных ее работ той поры - "Восстание уральских углежогов".

В наш город Турская вместе со своим супругом и коллегой Анатолием Клюевым переехала в 1967 году. Ее ульяновский период жизни современники сравнивают со вспышкой молнии - яркой, мощной и очень короткой. Она запомнилась нашим землякам сильной, энергичной, вспыльчивой - незаурядной. Такая она и в воспоминаниях известного краеведа Александра Блохинцева. Близко знакомый с четой скульпторов, он часто бывал в их мастерских и наблюдал Любовь Александровну и как мастера, и как личность. Как-то Блохинцев застал обоих супругов в мастерской Клюева. Турская стояла у станка с бюстом Ильи Николаевича Ульянова в глине (эта работа Клюева, но уже в граните, установлена возле педагогического университета). "Любовь Александровна, живая, высокая, в рабочем костюме, очень резкими и верными движениями рук и стека корректировала, подправляла работу мужа. Срезая стеком сырую глину со скулы бюста, она ее быстро перемещала на другое место и тихим укоряющим голосом говорила мужу: "Ты что уж! Не видишь что ли?". В этом дуэте, считает Блохинцев, она, несомненно, вела партию.

С первых же творческих шагов Турской за ней признали талант творца многофигурных, масштабных композиций. Ее почерк - энергичная, крупная лепка - предполагал силу и работоспособность недюжинную. И неженскую.

Первая крупная работа Турской в Ульяновске - "Рабочие" - участвовала во Всесоюзной выставке и принесла ее автору звание заслуженного художника России. Потом была композиция "Коммунисты" (сейчас установлена в фойе Мемцентра). "Она делалась ею в спешном порядке к выставке "Большая Волга", - вспоминал Блохинцев. - Отлитые из гипса фигуры в рост за несколько часов до официального открытия выставки монтировались в выставочном зале - на втором этаже Дома художников, а патинировку их Любовь Александровна заканчивала тогда, когда первые зрители, и в том числе я, уже входили в зал. Она тогда была страшно уставшей, одетой по-рабочему, в брюках, с замаранной физиономией. Перед этим, надо полагать, были две-три бессонные ночи и дни напряженного труда".

Следующей крупной работой Турской стал "Реквием", будто воплотивший в себе какое-то мистическое пророчество. Его предыстория такова: было решено заменить, наконец, заурядное гипсовое надгробие на братской могиле воинов, умерших в ульяновских госпиталях во время Великой Отечественной войны (кладбище, что на улице Карла Маркса). Объявили конкурс. Турская предложила композицию "Реквием"... "К осени 1970 года Любовь Александровна слепила модель "Реквиема" метровой высоты и показала ее Художественному совету, - вспоминает Блохинцев. - Как-то вскоре после этого я зашел к ней в мастерскую. Она показала мне эту модель в глине. Модель изображала трех женщин разного возраста, стоявших группой и друг к другу спинами. Одна из них пожилая, другая - среднего возраста, а третья - очень обаятельная, молодая, нежная и беременная. Вот тут я понял всю задумку скульптора и сказал, что это очень удачно. Турская сказала при этом, что Художественный совет порекомендовал ей убрать беременность третьей женщины, а она не согласна с этим предложением...". Как-то Блохинцев просил разрешения Любови Александровны сфотографировать ее за работой над "Реквием". Она дала согласие. 6 июля 1971 года фотограф Сазонтов сделал несколько снимков, и они стали последними. Через девять дней случилась та страшная трагедия при въезде на свияжский мост.

...Любовь Александровна ушла из жизни, создавая реквием погибшим. А по сути - создала его себе. В большой скульптуре она успела вылепить только голову старой женщины. На молоденькую беременную (эту беременность Турская все-таки отстояла) ей не хватило жизни...

Едва оправившись от долгой болезни, Анатолий Клюев взялся ее работу завершить. Завершил, но вынужден был признать, что силы, красоты и идеи, которую вкладывала в "Реквием" его жена, там не было. К сожалению, в архиве нет сведений о дальнейшей судьбе этой скульптуры.

Косвенно дело Турской завершил ее сын - скульптор Олег Клюев. Именно его работа заняла место "Реквиема" на братской могиле. Когда погибла мать, ему было всего десять лет.

По материалу Татьяны Захарычевой. Симбирский курьер, 15.7.2006 г.

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru