– В июне 1990 года, будучи на съезде народных депутатов и ничего не зная о поездке И.Гринберга в патриархию, я обратился к отцу Глебу Якунину. Цитирую «Слово молодежи» за 6 июня:
«Глеб Якунин – одна из самых приметных фигур на съезде народных депутатов РСФСР. Священник- бунтарь, видевший в официальной церкви структуру, подконтрольную власти, он отсидел пять лет в лагерях постсталинского ГУЛАГа. Сегодня отец Глеб – священник Никольской русской православной церкви (город Щелково), активный политический деятель, в марте этого года избран народным депутатом РСФСР. Интересно, что за «слугу божьего» голосовал Звездный городок. Не столько, вероятно, из-за его профессиональной близости к небесам, сколько из- за подлинно гражданской позиции этого необычного «батюшки». Наш нештатный корреспондент Геннадий Демочкин встретился с Глебом Якуниным в первые дни работы съезда. Разговор начался с темы, которая до сих пор волнует многих ульяновцев.
– Отец Глеб, во время предвыборной кампании у нас в области епископу Ульяновскому и Мелекесскому Проклу было запрещено баллотироваться, и он покорился воле Синода. Как Вы это оцениваете?
– Это печально, с одной стороны. Печально, что он покорился явно антиканоническому (канон – это церковное правило) решению. Потому что самый наш представительный Великий собор 1917-18 годов во главе с патриархом Тихоном летом 1918 года постановил, что каждый священнослужитель имеет право занимать любую политическую позицию, только бы он не говорил от имени Церкви. А может говорить лично от себя, высказывать ту или иную политическую позицию и представлять ту или другую партию. Поэтому, с канонической точки зрения, этот запрет неправомочен. С точки зрения закона, каждый священнослужитель, в том числе владыко Прокл, является еще и гражданином СССР. И такой запрет противоречит Конституциям Советского Союза и России, где говорится, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. Имеет право на пассивное или активное участие в выборах.
Поэтому надо было просто игнорировать решение Синода, как это сделал, например, я. В результате я победил, и в конце концов Синод принял соломоново решение, которое можно охарактеризовать так: победителей не судят. С другой стороны, если кандидат в депутаты не способен проявить гражданское мужество, противостоять аппаратному давлению (а это, безусловно, было аппаратное давление)...
– Аппаратное давление на аппарат церкви?
– Совершенно верно. К сожалению, у нас государство продолжает вмешиваться в дела церкви и наше церковное руководство еще тоже является подаппаратным. И обратите внимание, запрещают как раз хорошим священникам. А таких, которые будут служить аппарату, к сожалению, они часто выдвигают сами.
– Владыку можно понять: он возрождает епархию и не хочет портить отношения с местными властями.
– Я и не хочу его осуждать, но считаю, что сейчас, во времена гласности и перестройки, надо, наконец, и нам, священнослужителям, перестать робко подчиняться этому беззаконию. А по-настоящему воевать за торжество наших церковных правил и за торжество государственных законов (...)»
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937