
Реконструкция одной из визитных карточек города – гостиницы «Венец» – привлекла к зданию пристальное внимание общественности. Одни ждут итогов обновления, другие упирают на необходимость сохранения памятника ушедшей эпохе едва ли не в первозданном виде. Совместно с Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» вспоминаем интересные факты из истории создания «Венца», которые имел все шансы стать «Марией».
Строительство высотки, долженствующей стать внушительной частью архитектурного ансамбля, посвященного памяти Владимира Ленина, утвердили 7 мая 1967 года. Проектирование началось в 1968-м Ленинградским зональным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий группой архитекторов под руководством Бориса Баныкина. За проектирование и строительство гостиницы ему, а так же инженеру Алексею Карагину, инженерам-строителям Геннадию Анфицерову и Борису Старикову была присуждена Государственная премия РСФСР в области архитектуры.
По задумке, гостиница в 23 этажа и на 1008 мест должна была принимать не только советских граждан, но и иностранных туристов.
Открыли «Венец» 17 марта 1970 года. Гостиничный комплекс вышел внушительным: 75 метров в высоту, пристроенный трехэтажный ресторанный блок, встроенные помещения бытового назначения – ателье, почта, парикмахерская, телеграф, сберкасса, магазин сувениров и подарков... В свое время ульяновский «Венец» являл собой образец современности и был одной из самых крупных региональных гостиниц Советского Союза.
Многие десятилетия «Венец» был самым высоким зданием в Ульяновске. Но вот назвать гостиницу предлагалось по-другому.
– Секретарь Ульяновского обкома КПСС Анатолий Скочилов, человек по-своему поэтичный и творческий, желал, чтобы гостиница называлась «Мария» в память о матери Владимира Ульянова-Ленина Марии Александровне Ульяновой. Видимо, вокруг названия действительно велась дискуссия, потому что в газетных репортажах со строек Ульяновска будущий «Венец» скромно именовался «высокоэтажной гостиницей». Но точка зрения товарища Скочилова не возобладала. Исконное симбирское слово «венец» в данном случае не переключало внимание с Ленинского Мемориала на другие персоналии – на маму, на папу Вождя, Илью Николаевича Ульянова. К слову, его бюст даже не стали ставить перед главным входом нового корпуса названного в его честь Ульяновского пединститута, выходящего на площадь перед Ленинским мемориалом, а скромно сместили его к боковому фасаду, – рассказал научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Иван Сивопляс.
По легенде, «Венец» вначале задумывался не выше четырёх этажей, чтобы по высоте не превышать Ленинский мемориал. Но по прошествии некоторого времени от этой идеи отказались – так город получил свою архитектурную доминанту, заметную даже с Волги.
Татьяна Лисицына
5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов» врезался в ульяновский мост
Воспоминания, 5.6.198323 мая 1977 года. Министру строительства СССР товарищу Караваеву Г.А.
События, 23.5.1977