
В Международный женский день 73online.ru совместно с Музеем-заповедником «Родина В. И. Ленина» рассказывают о наиболее «женских» экспонатах – вещах, которые стали считаться традиционными подарками на 8 Марта.
Изначально праздник имеет политический контекст и связан с борьбой женщин за права.
– Есть версия (хотя не все историки ее принимают), соотносящая этот день с так называемым «маршем пустых кастрюль», который прошел 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Как бы то ни было, начало XX века отмечено подъемом движения за права рабочих, за наделение женщин равными с мужчинами правами, – рассказала сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» Юлия Кириллова.
В СССР 8 марта стал выходным днем не сразу – на всесоюзном уровне его утвердили в 1965 году. Тогда же возникла традиция дарить в этот день цветы и подарки.
– Сейчас сложились определенные традиции празднования 8 Марта в нашей стране, и касаются они, прежде всего, подарков. Дарят обыкновенно то, что женскому сердцу мило: цветы, конфеты, духи… Многим известна история «самых советских» духов «Красная Москва», прообразом которых были духи «Любимый букет императрицы» фабрики Брокар. До революции это были очень дорогие духи, стоимость которых доходила до 5 рублей за хрустальный флакон (фунт ржаного хлеба в начале XX века стоил примерно 3 копейки). Духи в принципе были дорогим товаром и целый флакон могла себе позволить не всякая женщина, – отметила Кириллова.
Занятную историю про духи рассказала посетительница Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина». В начале XX века ее бабушка, будучи молоденькой гимназисткой, покупала духи в мелочной лавке. Денег на целый флакон у нее не было, однако лавочник таким покупательницам не отказывал. Он предлагал им приобрести духи по капельке. Несколько капель капал на платок покупательницы, брал за это несколько копеек. Все расставались довольные друг другом: девица получала модный аромат, а лавочник – прибыль. К большому огорчению музейщиков, флаконы из-под духов, сохранившиеся и переданные в музей, не имеют ни следа оригинального аромата. Как правило, после того, как духи заканчивались, флаконы хранили в семьях в качестве удобной емкости с притертой крышкой, в которую наливали, например, йод или зеленку. Старинные флаконы с духами – большая редкость и предмет коллекционирования, некоторые экземпляры стоят сейчас немалых денег.
В экспозиции музея «Мелочная лавка» представлен флакон из-под духов «Цикламен» фирмы Ралле.
– Фабрику Альфонс Ралле основал в 1842 году в Москве. Он начинал с изготовления свечей, варил мыло, затем его мастерская выросла в крупное парфюмерное производство. С 1855 года фирма Ралле становится поставщиком двора его Императорского величества. Фабрика выпускала более 100 наименований косметической продукции и успешно конкурировала с фирмой Брокара. Флакон лучшего одеколона «Царский вереск» в конце XIX века стоил 60 копеек или 1 рубль (большой). Именно на фабрике Ралле начинал свой профессиональный путь Эрнест Бо, который в 1920 году создал аромат духов «Шанель № 5». После революции 1917 года фабрика Ралле была, как и большинство предприятий, национализирована и со временем получила название «Свобода», – завершила рассказ Юлия Кириллова.
Татьяна Лисицына