
С известным ульяновским дирижёром, педагогом Александром Додосовым мы встретились в одном из кафе города. Очаровывает с первой минуты: эрудиция, юмор и заразительный смех. Наверное, именно так и должен выглядеть счастливый человек, у которого на протяжении 50 лет служебный роман с Музыкой. О ремонте в школе, победе над онкологией и талантах Додосов рассказал в интервью 73online.ru.
Разговор с маэстро с «первой ноты» начался о музыке.
— Теперь я понял, почему мы с вами встретились именно в этом кафе — едва я вошёл, как услышал песню Джо Дассена, мы с ним практически однофамильцы. Как и с известной компанией «Додо Пицца». Не могу понять, почему до сих пор не покупаю у них пиццу со скидкой. Шутить с серьезным лицом могут только умные люди, которые запросто смеются над собой.
— Существует ли закономерность, что дети артистов и музыкантов идут по пути родителей?
— Конечно, существует. Если ребёнок с рождения существует в музыке, то он, скорее всего, будет ей заниматься. Но не факт, что это станет его профессией. У меня трое детей: старшая дочка имеет отношение к музыке, средний сын — психолог, а младший — остеопат.

— И все-таки один раз гены встали в нужном направлении?
— Скорее наиболее музыкально гены «сыграли» в третьем поколении. У внучки абсолютный слух и уникальный голос. В шесть лет она легко подражала сложной джазовой композиции Эллы Фицджеральд. Думаю, что ее судьба будет неразрывно связана с музыкой.
— Расскажите простыми словами, что это за профессия — дирижер. Как оценить его мастерство?
— Оценивать мастерство может только зритель. И тут два критерия: хотят тебя слушать или не хотят. Что же касается именно профессии, то многим кажется: это просто палочкой махать. На самом деле дирижер должен объединить разные голоса, чтобы они звучали вместе. Иногда приходится вместе объединять не только разных исполнителей, но и разные хоры, и бывает, что это надо сделать за один день. У меня такое бывало, и поверьте это очень нелегко. Это сложный процесс, где задействованы глаза и уши.

— Можно ли, слушая музыку, понять, каким был автор?
— Нет. Известно, у некоторых композиторов были сложные характеры. Например, Вагнер был любимцем Гитлера, его концерты посещал Ленин, но разве это повлияло на его гениальную музыку? Сейчас принято искать в известных людях, которых давно нет в живых, пороки. Зачем? Слушайте их музыку и наслаждайтесь.
— Есть грань между талантом и гениальностью?
— Скажу вам, как на духу: я знаю только одного гениального человека — это моя жена Тамара. Она гениальная жена, потому что, если бы не она, не было бы ни меня, ни детей, ни работы, ни музыки. Больше гениев не встречал. Есть одаренные дети, есть очень одаренные. В итоге все упирается в трудолюбие. Если он вкалывает, то будут и результаты. Если рассчитывает только на природные данные, то быстро скатится вниз. Это касается и классиков. Например, Моцарта отец заставлял заниматься музыкой по несколько часов в день, а маленького Паганини, если он ленился, родитель бил поленом по спине. Я, конечно, не сторонник рукоприкладств, но «большая» музыка любит большой труд.

— Согласны ли вы с мнением: мы то, что мы слушаем?
— Думаю, что к любой музыке человека надо готовить. Всеми любимый нами Бах в своё время был, мягко говоря, непопулярен. Уже после его смерти Мендельсон откопал его произведения в библиотеке и стал его популяризировать. Говоря современным языком — Мендельсон стал пиарщиком Баха.
— Александр Николаевич, ваша музыкальная школа считается одной из лучших не только в Заволжском районе, но и в городе.
— Нашу школу переоборудовали из бывшего детского садика, и сейчас у нас действительно очень уютно и красиво. Обстановка очень важна для творчества. Нам повезло — на ремонт школы были выделены деньги по нацпроекту «Культура». Ремонт шёл довольно долго, но сейчас классы отремонтированы, есть где репетировать... Учитывая, что мы муниципальная школа, без этих денег школе пришлось бы тяжело. Наш маленький коллектив за это благодарен.

— Расскажите про нее и коллектив. Наверное, трудно современным детям привить творчество?
— Современных детей очень жалею. У них много страхов. Они боятся одни ходить по улицам, боятся опоздать на множество занятий и тренировок, больше всего они боятся ЕГЭ. Отсюда много болезней и психических, и физических. У нас в школе прекрасные педагоги. Мы стараемся их как-то раскрепостить. Например, ежегодно пишу на Новый год сценарий сказки, и мы ее ставим. Удивительно, что обычно я эти сценарии пишу за несколько дней, вдруг приходит вдохновение. И они получаются всегда очень разные и веселые. Дети преображаются, вылезают из телефонов. Для меня это радость.
— Думали уже над сценарием сказки этого года?
— Пока не думал, жду вдохновения. Но уже спорил с коллегами о том, что нельзя школу украшать к празднику так рано. Из-за того, что у нас все блестит уже 1 декабря, теряется ощущение праздника.
— Вы получили грант на проведение фестиваля «Волжские зори». Как все прошло?
— Замечательно. Мы были в нескольких городах и проводили совместные концерты с местными хорами. Не соревнования, как это сейчас принято, когда все рвут друг друга, а просто вместе пели. Было много радости, впечатлений, детских улыбок. А радость — это, как раз то, что сейчас не хватает детям, как зимой солнечных лучей.
— Александр Николаевич, вы смогли победить онкологию. Было страшно?
— Мое заболевание было на серьезной стадии. Сразу включились друзья, стали помогать. Был неприятный курс лучевой терапии, но сейчас у меня ремиссия. Я ещё пока нужен людям, не хочу их подводить. Очень благодарен врачам, без них я бы не смог победить болезнь.

— Если человеческую жизнь сравнить с музыкой, вначале ставится скрипичный ключ, а что ставится в конце?
— Я не хочу говорить о конце, пока в своей жизни я ставлю фермату (продление паузы — прим.ред.).
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Фото предоставлены Александром Додосовым
Ирина Ермолаева
В Ульяновске состоялась премьера фильма «Удивительные клады Волги»
События, 27.11.2025Во Дворце книги откроется выставка, посвящённая 200-летию со дня восстания декабристов
События, 10.12.2025Театральная жизнь «Обыкновенной истории». К 170-летию романа
События, 18.6.1847






