3 марта 1942 г. в Сенгилеевский районный отдел НКВД вошел мужчина средних лет. Обветренное лицо покрывала многодневная щетина, полувоенная одежда сильно потрепана, солдатские сапоги стоптаны. Сразу было видно, что незнакомец пришел издалека. Оглядевшись, он подошел к дежурному, сидевшему за невысоким деревянным барьером, и сделал заявление, от которого милиционер сразу схватился за кобуру. И было от чего – незнакомец сообщил, что является командиром немецкой диверсионно‐разведывательной группы из трех человек, которую несколько дней назад сбросили с самолета в Куйбышевскую область. Двое его подчиненных в настоящий момент шагают по дороге в сторону Ульяновска и успели отойти от райцентра километров на пять‐шесть.
Диверсант дал приметы сообщников, и тех вскоре задержала посланная вслед группа захвата НКВД.
***
Владимир Ефимович Евстюнин родился 1904 г. в деревне Душилово Кировского района Ивановской области. Русский. Член ВКП (б) с 1931 г. Образование высшее – в 1937 г. окончил московский институт инженеров‐строителей. До 1 апреля 1941 г. жил и работал в Москве, в Главном управлении кинофикации инженером‐диспетчером. Имел звание младшего лейтенанта РКК. В апреле 1941 г. Евстюнина призвали на курсы усовершенствования комсостава во Владимир и вскоре прямо оттуда направили в действующую армию –в Вышний Волочок Калининской области, в 901 стрелковый полк 84 стрелковой дивизии. Здесь инженера и застала война. В конце июля полк выступил на фронт. Наравне со всеми младший лейтенант Евстюнин участвовал в боях, пока 23 августа 1941 г. не попал в плен в районе г. Демьянска Новгородской области, где дивизия оказалась в окружении. Когда и штаб полка, и штаб дивизии были фашистами уничтожены, младший лейтенант с одной из многочисленных групп окруженцев стал пробиваться к своим. Вечером 22 августа вышли на берег реки Ловать, но перебраться через нее с ходу не смогли – все переправы уже захватили немцы. Измотанные боями, многодневным маршем и неизвестностью, бойцы укрылись в какой‐то деревне, в бане. Там их и обнаружили фашисты. Услышав за дверью вражескую речь и сообразив, в чем дело, Евстюнин успел спрятать партбилет под доски пола. А то бы расстреляли на месте.
Началась жизнь в плену. Бывшего младшего лейтенанта перебрасывали из лагеря в лагерь, пока он не оказался в лагере военнопленных №350 в Риге. Здесь после долгих разговоров и допросов фашистский офицер предложил бывшему красному командиру выполнить задание немецкого командования – будучи переброшенным за линию фронта, вести пропаганду в советском тылу, восхваляя фашистские порядки и ругая советские, рассказывая о процветании Германии, о мощи и непобедимости немецкой армии и о бесполезности ей сопротивляться. После недолгого раздумья пленный согласился (позднее, на допросе в НКВД он скажет, что сделал это исключительно ради того, чтобы сдаться, едва оказавшись в расположении Красной Армии). Убедившись, что будущий лазутчик «созрел», ему сообщили о том, что работать на благо Рейха придется не только языком, но и руками: организовывать диверсии в советском тылу – на железных и шоссейных дорогах. Пришлось согласиться и на это. Затем офицер‐вербовщик поручил новоявленному диверсанту подобрать себе группу из других пленных.
Приглядевшись к соседям по бараку, Евстюнин выбрал троих: Александра Артяхина и Егора Ермолаева из Мордовии, а также Ивана Тихонова из Татарстана. Каждый из них считал себя обиженным советской властью. К тому же Артяхин и Тихонов сдались в плен добровольно. Для диверсий наметили треугольник Арзамас – Канаш – Красный узел в Мордовии. Район выбрали по предложению Артяхина, который, с его слов, хорошо знал эти места и имел там полезные связи. Даже обещал на месте найти группе радиста. В выбранном районе диверсанты должны были совершить минимум три подрыва на железной дороге. Но пока они все еще жили в лагере для военнопленных.
Единственным отличием от остальных узников была более сытная кормежка. Тем не менее, Ермолаев до «славных» диверсионных дел не дожил – в лагере он заболел и умер.
Наконец, 9 декабря 1941 г. оставшуюся группу перевезли в город и поселили в каком‐то доме под присмотром немецкого унтер‐офицера, а через несколько дней отправили в местечко Вяцати под Ригой. Здесь уже началось настоящее обучение –изучали свойства разных видов взрывчатки, учились обращаться ней, осваивали способы подрывов различных объектов. Потом перешли к практике – взрывали деревья, небольшие постройки, пеньки... И в течение всего того времени, что шла подготовка, диверсантов не переставали обрабатывать идеологически в духе верности идеям фюрера и III Рейху.
Учились больше месяца, и наконец, 24 декабря были переправлены в Смоленск. Здесь со всеми членами группы еще раз побеседовал немецкий офицер. Через несколько дней диверсанты получили 20 кг тола, 60 м бикфордова шнура и столько же детонирующего, 150 м звонкового провода, 100 капсюлей, 80 электродетонаторов, 10 электробатарей, фонари, 2 часовых механизма, аппарат для подслушивания, 1 самозарядную винтовку образца 1930 г. и 100 патронов к ней, пистолет‐пулемет Дегтярева (ППД) с 284 патронами, 3 немецких пистолета, по 25 патронов к каждому, 10 гранат РГД, одежду, по 2 пары нательного белья, плащ‐палатки, вещмешки, 16 тысяч советских рублей. Здесь же, в Смоленске, со старшим группы немецкий офицер стал изучать шифр для связи, которым диверсантом предстояло пользоваться. Группа получила позывной «Ольга». Правда, рацию не дали – предложили найти на месте, заодно завербовав и радиста.
Кроме диверсионной деятельности, «Ольга» получила задание организовать в Мордовии антисоветские повстанческие группы. В случае успеха повстанцев им была обещана помощь деньгами, оружием, явками и даже присылкой вооруженного десанта. Развернуть партизанскую борьбу в республике предполагалось не позднее первой половины мая 1942 г.
Перед вылетом, который состоялся 28 февраля, каждый получил советские гражданские и воинские документы на чужие имена. Взлетели ночью. Пробыв в воздухе примерно полтора часа, около половины четвертого утра выпрыгнули в темноту. Приземлились благополучно. Парашюты зарыли в снег. Только хозяйственный Артяхин отрезал купол от строп и взял его с собой. Отыскали сброшенные вещмешки и распределили между собой находившееся в них оружие и диверсионное имущество. Потом огляделись. Местность была незнакомой. Посовещавшись, решили идти на запад до ближайшей дороги и уже там сориентироваться. Примерно через полтора часа марша по бездорожью набрели на покосившийся сарай. Чуть дальше в темноте угадывались контуры еще каких‐то строений.
Евстюнин послал подчиненных на разведку. Те вернулись минут через двадцать и сообщили, что перед ними МТС – машино‐тракторная станция. Но там ни души. Так что определиться на местности не удалось. Зато дальше шагали не по сугробам, а по дороге, пока не вышли к каким‐то строениям, чему‐то вроде летнего лагеря для колхозного стада. И тут, наконец, удача – в одном из домиков нашли старика‐сторожа, от которого узнали, что находятся в Куйбышевской области, примерно в 50 км от областного центра. В общем, при высадке летчики изрядно промахнулись.
Эта новость не то чтобы повергла в уныние, но уж точно не обрадовала. Между тем, неумолимо приближался рассвет. Быстрым шагом добрались до ближайшего леса, чтобы передохнуть и решить, что делать дальше. Для начала закопали в снег наиболее громоздкий «багаж» и оружие. Когда управились, было уже половина седьмого утра. Артяхин и Тихонов требовали пересидеть день в лесу, а дальше идти только ночью. Но командир настоял на своем, и примерно в 9 утра группа двинулась на запад, в сторону Мордовии. Евстюнин шел в полутора‐двух км позади от «основных сил», чтобы в случае чего успеть скрыться. Так двигались двое суток –1 и 2 марта. А третьего числа вышли к Сенгилею. Вновь пропустив подчиненных вперед, командир свернул в поселок и нашел райотдел НКВД… (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1949. Л. 57–78). Так была ликвидирована первая фашистская диверсионно‐разведывательная группа, оказавшаяся на ульяновской земле.
Всего же за годы войны в рамках операции «Волжский вал» немецкая военная разведка Абвер забросила на территорию Ульяновской области 6 подобных групп. Четыре из них десантировались в леса Сенгилеевского района, поскольку немцы считали его удобным для выброски парашютистов и контроля за передвижением транспорта с военной техникой по воде и по железной дороге. Все группы были обнаружены и ликвидированы, что позволило предотвратить ряд крупных диверсий, таких, как взрыв моста через Волгу и завода им. Володарского (Лихарев А. Невидимый фронт. Подвиги чекистов‐ульяновцев. Ульяновск, 2011. С. 61)
Однако, вернемся в Ульяновск 1941 г.
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
К 80-летию Победы ульяновских ветеранов ждут подарки и медали
Герои, 9.1.2025Говорухин, Маркова, Куценко: что звёзд связывает с Ульяновской областью
Воспоминания, 28.12.2024