В июле 1969 г. ректорат Ульяновского педагогического института имени И.Н. Ульянова командировал меня, студента 4-го курса историко-филологического факультета (отделение истории), в Центральный государственный архив Татарстана в г. Казань для сбора документов к дипломной работе «Народное образование в Карсунском уезде Симбирской губернии при И.Н. Ульянове». Вместе с другим членом комиссии по созданию музея И.Н. Ульянова в институте, преподавателем кафедры педагогики Д.И. Смалюгой мы должны были подготовить фотокопии малоизвестных документов за подписью И.Н. Ульянова. А в Казань нас направили, потому что там в архиве находился фонд попечителя учебного округа, которому Илья Николаевич непосредственно подчинялся как инспектор народных училищ Симбирской губернии, и именно там отложились все его подлинные документы: отчёты, ходатайства, заключения, заявления, просьбы и т. д.
За две недели работы в архиве только мною было просмотрено более сотни объёмистых дел. Половина их была выписана с обзора документов И.Н. Ульянова, имеющегося в архиве, а остальные дела мною были запрошены для ознакомления самостоятельно по описи, можно сказать, наудачу, в надежде найти в них что-то малоизвестное, неиспользованное ещё в литературе об И.Н. Ульянове.
И мне очень-очень повезло, несказанно повезло. Среди запрошенных дел оказалось и дело «Об отъезде директоров училищ по обозрению учебных заведений» за 1870 г. Бегло листая это многостраничное дело, я совершенно неожиданно для себя натолкнулся на хорошо знакомый, красивый и ровный почерк. Рукопись под названием «Заметки при обозрении некоторых народных училищ Симбирской губернии» была и написана, и подписана И.Н. Ульяновым. Внимательное ознакомление с ней привело к выводу: это – неизвестная работа Ильи Николаевича.
Во-первых, она не использовалась в литературе о нём. Во-вторых, даже само её название не вошло ни в обзоры документов И.Н. Ульянова в Госархиве Казани и в Ульяновском облгосархиве, ни в указатели литературы о нём.
Данная рукопись представляет особый интерес для исследователей – она была отправлена И.Н. Ульяновым попечителю в Казань 8 апреля 1870 г., или за два дня (по старому стилю) до рождения его второго сына – Владимира. Другими словами, рукопись и сопроводительная записка к ней относились к тем историческим документам, «вещественным свидетельствам», о которых Мариэтта Шагинян писала в 1964 г. в очерке «День рождения» и которые, по её словам, позволяют по-новому взглянуть на день рождения В.И. Ленина, особенно «на фон его, дни, ему предшествовавшие». Во-вторых, «Заметки» – это подробный отчёт И.Н. Ульянова о своём первом официальном инспекторском осмотре народных школ Симбирской губернии, где им дана характеристика действительного положения народного образования в нашем крае до его приезда в Симбирск. О первой инспекторской поездке И.Н. Ульянова по школам губернии литераторы писали по косвенным материалам. Так, известный советский писатель Н. Григорьев, автор документальной повести «Отец» (Москва, Политиздат, 1969 г.), на мой вопрос, какие документы были положены им в основу описания этой поездки, прямо отвечал мне в письме от 6 апреля 1970 г.: «Конструировал её, исходя из всей суммы изученных материалов об И.Н. Ульянове». Так же поступали в своих произведениях о нем М. Шагинян, В. Канивец и другие писатели. Теперь же, с выявлением «Заметок», они имеют непосредственный материал от самого педагога-просветителя.
История написания рукописи вкратце такова. Приехав в Симбирск 24 сентября 1869 г. и вступив в должность инспектора начальных народных училищ губернии, И.Н. Ульянов уже через 3,5 месяца, 14 января 1870 г., выехал, как это видно из рукописи, с первым осмотром школ. Свои впечатления от зимней поездки он изложил в «Заметках» и отправил попечителю в Казань.
Рукопись состоит из двух частей. Наибольший интерес имеет её начало, где И.Н. Ульянов изложил свои взгляды на методы преподавания предметов в школе, отношение к ней населения, мировых посредников, училищных советов, свои рекомендации по школам, улучшению их «во всех отношениях». Вторая часть – это всесторонне описание школ в том порядке, в каком он их инспектировал.
Маршрут поездки И.Н. Ульянова проходил через селения пяти уездов (из восьми), где он осмотрел 40 школ: 37 в 31 селе и деревне и 3 – в уездных городах Алатыре (мужскую и частную) и Ардатове (мужскую волостную). В Ардатовском уезде Илья Николаевич осмотрел 2 школы, Буинском – 4, Карсунском – 6, Симбирском – 12, Алатырском – 16 школ. По своему типу 28 школ относились к мужским, 8 школ к женским и по две – к смешанным и частным. В шести сёлах имелось одновременно по 2 школы: мужской и женской. Общая протяжённость пути во время первой поездки И.Н. Ульянова в январе 1870 г. по селениям современной Ульяновской области, Татарии, Мордовии и Чувашии, судя по географической карте (по прямой), составляла более 500 километров.
Поездка показала, что фактически закрытыми оказались женские школы в сёлах Мостовая Слобода и Карлинское Симбирского уезда и мужское училище в селе Мирёнки Алатырского уезда, «в жалком положении» находились школы в сёлах Сабанчеево, Семёновское, Ждамирово, Порецкое Алатырского уезда, Белый Ключ Карсунского уезда и ряде других.
Осмотр школ выявил, что учителями в них работали люди без педагогического образования: священники, дьячки, писари и другие лица. Многие отвлекались от обучения, например, в селе Усть-Урень Карсунского уезда вместо учителя, волостного писаря, занималась его жена, в сёлах Сабанчеево и Гулюшево Алатырского уезда, Тагай и Карлинское Симбирского уезда учителей во время приезда И.Н. Ульянова в школах не оказалось. В селе Средние Тимерсяны Симбирского уезда учитель-священник второй год не посещал школу, хотя жалование получал, а учитель Утёсовской школы Алатырского уезда жалование не получал 9 лет. «До сих пор общество с волостным старшиной во главе, – с горечью писал И.Н. Ульянов в «Заметках», – не подумало о посильном вознаграждении учителя!».
И.Н. Ульянов приходил на помощь неопытным, но старательным учителям, предлагал им овладевать «улучшенными приёмами преподавания» при обучении чтению и письму. Так, в Уренской школе Карсунского уезда он «советовал учителю обучать звуковым способом с помощью подвижных букв». Вместе с тем он строг и требователен был к недобросовестным учителям: одним предлагал «добросовестно исполнять принятую на себя обязанность», других заменял «при первой возможности». Так было, например, в селе Белый Ключ Карсунского уезда, в Алатырском волостном училище, где учитель «слишком резко относился к ученикам». В дальнейшем подготовка учителей для школ будет занимать важное место в его работе. Руководимые им двухгодичные педагогические курсы в Симбирске и трёхгодичная учительская семинария в селе Порецкое Алатырского уезда выпустили целый отряд учителей, которых современники называли «ульяновцами», «учителями нового типа», «украшением времени», а время их работы – «ульяновским». От подготовки учителей, их отношения к делу во многом зависели результаты обучения детей. «Весьма приятное впечатление» на инспектора производили успехи учащихся Промзинского приходского училища Алатырского уезда, «приятное впечатление» – мужского училища в селе Сельдинская Слобода Симбирского уезда. Но таких школ было немного.
Описания школ начинались с характеристики их помещений. Только одна школа из 40 осмотренных, в селе Кувай Алатырского уезда, имела собственное помещение, остальные ютились: 8 школ в ветхих и холодных церковных караулках, 6 – в домах учителей и столько же – в наёмных избах, 5 – в помещениях бывших удельных училищ, 3 – в волостных правлениях, ещё 3 – в «сборных» и «общественных» постройках, а Промзинская школа – в доме «владельца села» и т. д. Очень многие школы нуждались в ремонте.
И.Н. Ульянов не просто отмечал непригодность школ, в некоторых сёлах он предлагал объединить в одном помещения мужскую и женскую школы, в других советовал переложить печь, проконопатить стены, отремонтировать помещение или построить новое (например, в сёлах Сыреси и Кувакино Алатырского уезда). Впоследствии при нём в губернии будет построено, по моим данным, 262 новых школьных здания.
Во время первой инспекции И.Н. Ульянов интересовался обеспеченностью школ книгами, учебниками, письменными и наглядными принадлежностями. «На недостаток учебных пособий указывали мне преподаватели, – писал он в «Заметках», – и я делал заметки с целию удовлетворять, по возможности, этим нуждам». «Так как в школе было мало… вообще книг для чтения, то я, заметив эти нужды, успел снабдить училище этими книгами», – отмечал он в «Заметках» после посещения Тетюшской школы Симбирского уезда (в этой школе во время его осмотра ученики «за неимением бумаги и чернил» писали разведённым мелом «на чёрных досках гусиными перьями»).
Посещение детьми уроков в школах желало лучшего. Из числившихся по спискам 1116 учеников при посещении И.Н. Ульянова отсутствовало 147 мальчиков и девочек, или 18 процентов. Плохая посещаемость объяснялась недостатком школ (например, в школу села Атяшево Ардатовского уезда ходили дети со всех селений Атяшевской волости), хороших учителей и тем, что родители не видели пользы обучения своих детей. В селе Кувай Алатырского уезда, например, ученики, по словам Ильи Николаевича, «обучаются только 2, редко 3 года», после чего они забирались «для подмоги в хозяйстве».
Уместен вопрос о продолжительности первого осмотра школ И.Н. Ульяновым. Известна дата его приезда в Мостовую Слободу – первое от Симбирска село, о чём он в «Заметках» сообщает: «В этом селе я был 14 января». Время посещения им остальных селений в рукописи не указано, но в одном деле Ульяновского архива нам удалось установить, что 19 января он побывал в селе Гулюшево Алатырского уезда, посетив до него 19 школ. Если за 6 дней он осмотрел 19 школ, то выходит, что им посещалось в среднем по 3 школы в день и оставшуюся 21 школу он мог осмотреть где-то за 6–7 дней. Таким образом, в Симбирск после первой ознакомительной инспекторской поездки И.Н. Ульянов возвратился в последних числах января.
В Симбирске Илья Николаевич обработал собранный во время зимней поездки материал, разослал его для принятия мер в уездные училищные советы осмотренных уездов, а оригинал «Заметок» отправил в Казань попечителю учебного округа. В феврале–марте 1870 г. он составил отчёт о состоянии школ в губернии за 1869 год для опубликования в газете «Симбирские губернские ведомости», был занят решением других служебных вопросов, а 10 апреля принимал поздравления с рождением сына Владимира.
Материал «Заметок» И.Н. Ульянов использовал для написания других отчётов. Так, в «Отчёте о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии за 1870 год», опубликованном в «Симбирских губернских ведомостях» 6, 9 и 13 ноября 1871 г., он отмечал, что «ближайшее знакомство с училищами» позволили ему «сделать заключение о методах преподавания предметов учебного курса в начальных училищах», приводит примеры школ, осмотренных им в январе 1870 г. «Есть училища, – писал он, – где ученики только механически делают задачи на доске, а не в уме, например, в Ждамировском Алатырского уезда, и не занимаются выкладкой на счётах».
Он же отмечал, что «в некоторых лучших училищах, например, в Промзинском Алатырского уезда, ученики приобрели любовь к чтению книг духовно-нравственного содержания, исторических, географических и естественно-исторических и по вечерам дома читают книги, чем сильно интересуют своих родителей, близких, родных». Такие примеры можно было продолжить.
В другом отчёте, «О состоянии начального народного образования в Симбирской губернии за десять лет, с 1869 по 1879 г.», напечатанном в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1880 г., И.Н. Ульянов писал, что 10 лет назад очень многие школы «или числились только на бумаге, или, если и существовали, то в самом жалком виде». И далее приводит конкретный пример: «Так, во время первого осмотра мною народных училищ в январе 1870 года, женских школ в сёлах Мостовой Слободе и Карлинском, Симбирского уезда, не оказалось вовсе, хотя они числились; в сёлах Сабанчееве, Ждамирове и Порецком, Алатырского уезда, школы представляли крайне печальное зрелище. В первом из названных сёл школа помещалась в церковной караулке, буквально промёрзшей насквозь; там я нашёл 3 мальчиков, которые читали плохо по складам. Они были одни, потому что местный священник-учитель отправился для исправления неотложной требы в соседнюю деревню. В другом селе, Ждамирове, школа с трудом была отыскана с помощью волостного старшины. В тесной, тёмной, занесённой сугробами снега избе местный крестьянин обучал 24 мальчика, познания коих были весьма неудовлетворительными. В третьем, одном из многолюднейших сёл в губернии, Порецком, школа расположена была в неудобной наёмной квартире, где 30 мальчиков едва могли поместиться; ученье шло плохо».
И.Н. Ульянов смог добиться коренного улучшения условий работы школ, осмотренных им в январе 1870 г. По его «назначению» Ждамировская школа получила 42 учебника и книг для чтения, а несколько лет спустя – новую школу с квартирой для учителя, построенную крестьянами, в ней учились 35 мальчиков и 7 девочек. Новую школу построили и в селе Сабанчеево, где учитель-ульяновец Михаил Лукин учил 28 мальчиков и 2 девочек. А в селе Порецком по инициативе Ильи Николаевича 19 ноября 1872 г. открылась учительская семинария – кузница кадров учителей для школ губернии.
Январская поездка по школам не была для И.Н. Ульянова единственной в 1870 г., он посещал в том же году и другие школы. «Из 66 осмотренных мною училищ, – писал он в отчёте за этот год, – лучшими сравнительно с другими оказались мужские: 1) Промзинское Алатырского уезда, 2) приходское в г. Симбирске, 3) Сельдинское Симбирского уезда, 4) Больше – Кандаратское Карсунского уезда, 5) Ардатовское в г. Ардатове, 6) Деяновское Курмышского уезда и 7) Городищенское Буинского уезда». Пять школ он осмотрел в январе, а школы в г. Симбирске и в селе Деянове позднее. К сожалению, отчёты о посещении двух последних в 1870 году школ нам неизвестны. Предстоят поиски в архивах, находки его вероятны.
Ульяновская правда, 26 сентября 1969 г.;
Ульяновский комсомолец, 8 июля 1973 г.;
Волга, 1971 г., № 9, с. 107–112.
Материал из книги:
Воробьёв, В.К. Майнская земля и её люди. Записки краеведа. В.К. Воробьёв. – Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Симбирское информационное бюро», 2023. – 232 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе .........................................................................................3
От автора .........................................................................................4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИЗ ПРОШЛОГО РОДНОГО КРАЯ
Река Майна и железная дорога – символы посёлка и района......7
Слава и честь Майнского района.............................................14
Первая строка биографии Симбирского края............................22
Когда возникла наша Берёзовка?............................................28
Симбирский губернатор и апалихинские крестьяне...................31
Страницы истории села Апалиха..............................................33
В борьбе за землю и волю..............................................,.........41
Наказаны по царскому повелению............................................44
Новые материалы об Аксаковском имении ................................47
Земляк и соратник В.И. Ленина.................................................53
А.А. Пластов в Майне. Новые материалы....................................56
Майна – районный центр Средневолжского края.........................61
Майнцы в годы Великой Отечественной войны............................70
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТРУДЫ И ПОДВИГИ ЗЕМЛЯКОВ
И.С. Полбин в Майне. Новые материалы.....................................78
Подвиг на реке Нарев................................................................88
Кавалер Золотой Звезды из Дедяшевки.......................................91
Герой из села Городецкое...........................................................95
В боях за высоту........................................................................99
Мост памяти В.П. Зимина...........................................................104
Подвиг артиллериста П.А. Абрамова ...........................................109
На реке Свирь............................................................................111
Артиллерист Пётр Богатов...........................................................115
Подвиги разведчика Юдина.........................................................118
Трижды награждённый орденом Славы.........................................121
В боях за Прибалтику..................................................................124
Побег из ада...............................................................................126
Жизнь, отданная армии...............................................................127
Через всю жизнь.........................................................................132
Из семьи Немытиных...................................................................135
Воины-интернационалисты..........................................................138
Писатель и поэт А.П. Макаров......................................................140
Писатель из села Чуфарова..........................................................142
Писатель из Старой Майны...........................................................145
«Я родом из Майны…»..................................................................147
Академик из Кадыковки................................................................149
Ледокол «Владимир Каврайский»..................................................151
Учёный-химик из Ртищево-Каменки...............................................153
Родился в селе Тагай ...................................................................155
Педагог и краевед, художник и журналист.....................................159
По путёвке И.С. Полбина...............................................................162
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Первая инспекция И.Н. Ульянова...................................................164
Новое об И.Н. Ульянове.................................................................171
Как работали учителя-ульяновцы...................................................178
И.Н. Ульянов и школы Майнского района........................................181
Из истории церковных школ Майнского района...............................206
Первые очаги культуры в Майне....................................................216
Подарили Майне новую школу.......................................................218
Как строилась школа.....................................................................222
Устремлённая в будущее................................................................224
Анненковская библиотека – первая в районе?.................................227
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937