
На 85-м году жизни скончался Почетный авиастроитель, бывший генеральный директор ЗАО «Авиастар – СП» Виктор Михайлов.
Лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы Виктор Михайлов скончался 15 июля.
Он начинал свою карьеру в 1954 году после окончания политеха на авиазаводе им. В.П. Чкалова в родном Ташкенте - прошел путь от технолога до заместителя гендиректора по производству. В начале 80-х годов переехал по приглашению на родину Ленина спасать производство, которое находилось в упадке.
В 1990 году был назначен гендиректором Ульяновского авиационного промышленного комплекса, в 1993 году баллотировался в депутаты Совета Федерации РФ по Ульяновскому округу. При нем завод сохранил свою дееспособность в переломный период.
С бывшим президентом России Борисом Ельциным:
С 1997 по 2001 год Михайлов работал директором проекта, затем президентом Ассоциации грузовых авиакомпаний - при его участии создана крупнейшая в России транспортная авиакомпания «Волга-Днепр». С декабря 2001 по декабрь 2008 года – генеральный директор ЗАО «Авиастар – СП».
Под руководством Виктора Михайлова было завершено строительство крупнейшего в России Ульяновского авиационного промышленного комплекса с потенциалом производства до 50 самолётов в год, развёрнуто серийное производство современного самолёта Ту-204 и его модификаций, продолжено развитие проекта уникального грузового самолёта Ан-124 «Руслан». Як-40, Ту-134 и Ту-204 стали оснащать интерьерами класса VIP.
На предприятии рассказывают, что Михайлов способствовал сохранению авиационного производства в Ульяновске, авиационной отрасли России, поддержанию конкурентоспособности российских самолётов на мировом рынке, сохранению и развитию производственных мощностей и квалифицированного персонала завода.
- Доработка самолета Ил-76МД легла на его плечи. Михайлов вырос на заводе до начальника производства и смог объединить вокруг себя группу преданных специалистов по внедрению модификаций самолета. Он и выехал со своей группой в Ульяновск при организации авиационного комплекса, где «300 спартанцев» (количество выехавших специалистов из Ташкента) возглавили ключевые позиции на предприятии. Но началась перестройка в стране, и взгляды на необходимость своей авиационной промышленности начали пересматриваться, - говорят собеседники редакции.
Как вспоминают очевидцы, в те времена работа на предприятии ульяновского комплекса, которая варилась в собственном соку, шла трудно: зимой при температуре +4 градуса приходилось накрываться пленкой, чтобы обеспечить качественную клепку конструкции.
- Виктору Михайлову пришлось нелегко в отражении нападок и рекомендаций свернуть авиационное производство в пользу гражданской продукции и товаров народного потребления и опереться в будущем на иностранную авиацию. В поздравительной телеграмме в честь проводов на пенсию отдельной строкой пишется: «Вашими усилиями наша страна сохранила за собой право называться авиационной державой…», - вспоминают ветераны.
Фото из архива музея авиазавода:
Виктор Михайлов награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (2003 год) «за создание и внедрение в эксплуатацию семейства магистральных пассажирских самолётов на базе самолёта Ту-204». Имеет звание «Почётный авиастроитель» (2003). Имя Виктора Васильевича занесено в Золотую Книгу Почёта Ульяновской области.
«Он за работяг был горой»: в Ульяновске прощаются с экс-директором «Волжанки» Ревенковым
Воспоминания, 10.3.2025