1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 3 Марта 2004
Без рубрики, 1 Января 1648
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Марта 1937
События, 11 Марта 1937
Герои, 25 Апреля 2024
События, 22 Апреля 2024
События, 1 Мая 2024
Воспоминания, 11 Марта 1988
События, 22 Апреля 2024
Герои, 12 Марта 1814
События, 21 Апреля 2024
События, 20 Апреля 2024
Места, 22 Апреля 1990
События, 6 Января 1937
События, 14 Мая 1937
Воспоминания, 1 Апреля 1988
События, 14 Апреля 2024
События, 14 Апреля 2024
События, 3 Марта 1919
Воспоминания, 22 Апреля 1990
Воспоминания, 12 Апреля 2024
События, 14 Октября 1936
События, 22 Марта 1937
Воспоминания, 1 Января 1991
Фото дня
Императорский мост через Волгу, 1956 г.
Места, 31 Января 1952
Семь десятилетий «старого» вокзала в Ульяновске
Источник: Иван Сивопляс

В те времена, когда железнодорожный транспорт был главным средством передвижения по миру, привокзальные площади были вторыми по значению площадями своих городов, а сами вокзалы — их визитными карточками, монументальными символами. Именно такими, индивидуальными, узнаваемыми, их и стремились строить, пока большинство населения было неграмотным или условно грамотным. А так — глянул на вокзал и сразу понял, приехал ты на нужную станцию или сколько ещё осталось ехать.

Семьдесят лет назад, 31 декабря 1952 года в Ульяновске был открыт железнодорожный вокзал Ульяновск-1, большинству жителей нашего города известный как «старый». Кто-то, причём необязательно патриоты своего малого отечества, называет его самым красивым железнодорожным вокзалом в России, другие — самым ненужным российским вокзалом. По-своему, правы и те, и другие: красота не обязательно функциональна.

«Старый» вокзал считается лучшим творением своего зодчего, известного советского архитектора Михаила Абрамовича Готлиба (1907 – 1974). Член Союза архитекторов СССР, Михаил Готлиб работал в Центральной архитектурной мастерской Министерства путей сообщения. Он считался выдающимся специалистом по проектированию железнодорожных и взаимосвязанных с железной дорогой объектов, например жилых домов, которые он строил и реконструировал по заказу МПС.

Железная дорога охватывала весь Советский Союз, а потому Михаил Абрамович сумел «наследить» во многих городах и весях бывшего СССР, тем более что зодчий разрабатывал не только оригинальные, «большие» проекты, но и вовсю занимался типовым строительством: жилыми восьмиквартирными домами полузаводского изготовления, двухквартирными жилыми домами с трёхкомнатными квартирами, с деревянными брусчатыми стенами…

Но именно «большие» проекты остаются в памяти потомков, и самым большим, причём в буквальном смысле слова, у Михаила Готлиба вышел знаменитый «Дом с башенками» в Москве, в самом начале Ленинградского проспекта, рядом с Белорусским вокзалом. Дом строился для работников Московской железной дороги и был введён в эксплуатацию в 1953 году, следом за Ульяновским вокзалом.

Оба этих творения строились в эстетике сталинского ампира, архитектурного и декоративно-монументального стиля, особым образом процветавшего в СССР в первое послевоенное десятилетие и отличавшегося помпезностью, роскошью и монументальностью.

Люстра на старом вокзале. Помпезные люстры — непременный атрибут сталинского стиля:

И исследователи, и современники называли «Дом с башенками» Михаила Готлиба буквально образцовым и показательным для сталинского ампира. Дом радовал глаз обилием лепнины, выступов, башенок, эркеров, выходящих за плоскость стен частей помещений. Но Сталин умер 5 марта 1953 года, и через два года после его смерти хрущёвский Центральный комитет ЦК КПСС и Совет министров СССР обрушился на сталинский ампир постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На «Дом с башенками» обрушились с особым усердием, спасибо, что не снесли.

Устоял и Михаил Абрамович — по его проекту был построен открытый в 1970 году вокзал Ульяновск-центральный. Он тоже считается выдающимся произведением зодчего — но до славы «старого» вокзала уже не дотягивает: сталинский стиль впечатляет больше, чем технологичные стекло и бетон.

Вокзал Ульяновск-Центральный также был построен по проекту М. Готлиба:

Идеологией, запечатлённой в камне, нередко называют архитектуру, и для архитектурного течения, сталинского ампира это утверждение актуально особым образом. «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живётся, работа спорится» — эти слова Вождя народов, пожалуй, в полноте выражают содержание сталинского ампира: дорого-красиво.

Но именно красота — или масштабность, а вовсе не функциональность влечёт к себе внимание современников и потомков. Поколения туристов стремятся взглянуть на египетские пирамиды, на древнеримский Колизей — люди искренне восторгаются сталинскими «высотками», и для этого им совсем не обязательно быть поклонниками Сталина.

Михаил Готлиб воплощал полувековую мечту симбирцев-ульяновцев — и воплощал с размахом. Железная дорога добралась до Симбирска в самом конце 1898 года – в этом году Симбирск отпраздновал свой 250-летний юбилей. 17 января 1899 года в торжественной обстановке была открыта станция Симбирск.

Разные технические новации всегда и слишком вдохновляли симбирцев-ульяновцев. Казалось, вот пустим мы водопровод, проведём железную дорогу, откроем мост через Волгу, назовёмся авиационной столицей — и будет небо в алмазах: «Чует житель, что время застоя прошло — есть у нас уж дорога железная!». В 1900 году, при районировании губернского города, сильно окраинный тогда пристанционный район получил почётный № 1, тогда как традиционный деловой и коммерческий центр Симбирска, район Большой Саратовской улицы, стал всего лишь районом № 2.

Но у станции Симбирск был статус тупиковой, и это сильно портило настроение патриотам, тем более что время шло, а явного чуда не происходило. Ничего, утешали они себя и других ещё в дореволюционные годы, придёт время, и в Симбирске будет не станция, а целый вокзал!

Сохранившиеся интерьеры старого вокзала:

Да, время вместило в себя множество разнообразных драм и событий, но оно действительно наступило: Ульяновская область готовилась встретить в 1953 году свой первый, скромный 10-летний юбилей, а Советский Союз встречал с коммунистическим размахом 30-летие своего образования в 1922 году. По замыслу зодчего Михаила Готлиба, вокзал и прилегающая площадь, составлявшие общий архитектурный ансамбль, являли «воплощение идей Ленина, создателя первого в мире Советского государства».

В центре площади была предусмотрена установка памятника Ленину, взаимосвязанного с Ульяновском как родиной Ленина — значит, памятник Ленину-ребёнку или, что лучше и идеологически правильнее, гимназисту, думавшему о судьбах России и готовившему себя к классовым битвам.

Памятник Ленину-гимназисту. На пьедестале указана дата 1887, год отъезда В. Ульянова из Симбирска, хотя уезжал он пароходом, поезда в Симбирск пока не ходили:

Ленин придумал — Сталин воплотил, таков был главный идеологический концепт проекта. Привокзальная площадь асфальтировалась, озеленялась и обносилась художественными металлическими оградами. Но преобразующая и животворящая сила гения товарища Сталина не вмещалась ни в вокзал, который площадью своею четырёхкратно превышал существовавшую станцию, ни в привокзальную площадь, которая минимум раза в два должна была превышать существующую — широкая зелёная аллея, буквально проспект, должна была соединить железнодорожный вокзал с речным вокзалом на берегу Волги, отстроенном в 1949 году.

В нарядных нишах, фланкирующих главный вход, должны были быть установлены статуи колхозницы и рабочего, молодых, атлетичных, одетых не для работы, а для праздника и определяемых через внешние атрибуты: сноп в ногах колхозницы, инструмент и чертёж в руках рабочего.

Вход на вокзал. 1950-е годы:

Над скульптурами помещались барельефы на тему «Труд и учёба», ещё выше фриз из шестнадцати знамён, олицетворявших шестнадцать союзных республик в составе Советского Союза — в их число включена и Карело-Финская ССР, существовавшая в 1940 – 1956 годах.

Вокзал Ульяновск-1 в середине 1950-х годов:

Вестибюль вокзала должна была украсить масштабная роспись на тему «Дружба Ленина и Сталина». Стены вестибюля отделывались светлым мрамором, а цоколь здания – гранитом. Большой зал ожидания в изобилии украшался лепниной и скульптурами на тему «Победы промышленности и транспорта, сельского хозяйства и науки в СССР». Малый зал украшала роспись «Великие стройки коммунизма», с упором на электростанции, ибо коммунизм, как утверждал великий Ленин, суть советская власть плюс электрификация всей страны.

Проект предусматривал воинский зал, оформление которого посвящалось теме побед советского оружия. Кроме изображений, «иллюстрирующих победы советского народа в Великой Отечественной войне», стены зала должны были украсить барельефы знаменитых военачальников прошлого: Дмитрия Донского, Александра Невского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Кстати говоря, Михаил Готлиб участвовал в Великой Отечественной войне, был кадровым офицером, возможно, железнодорожных войск, имел чин инженер-капитана и медаль «За оборону Москвы».

Сюжеты на тему «Ленинско-сталинская забота о детях» украшали зал для пассажиров с детьми. В здании вокзала, как особо подчёркивалось, «для удобства пассажиров», предусматривались буфет, комната отдыха, читальный зал, парикмахерская и иные службы.

Ввод в эксплуатацию здания вокзала Ульяновск-1 не означал, разумеется, одновременное исполнение всех грандиозных внутри- и околовокзальных планов. Самую серьёзную коррективу в них внесла не очень ожидаемая смерть товарища Сталина в марте 1953 года. Чем больше трепетали соратники товарищи Сталина при жизни, тем с большим рвением они взялись за искоренение его «культа личности» после смерти. Это самым непосредственным образом касалось сталинского ампира.

Уже с 1954 года компартия в Советском Союзе стала кардинально переориентировать предмет архитектуры. На место грандиозных «высоток», рвущихся к небу башенок и шпилей, пришли конструктивно простые и внешне безликие кварталы «хрущёвок». Кажется, впервые во всей истории государство стремилось решить реальную и животрепещущую нужду своего народа — обеспечить каждую семью отдельной квартирой; тут, уж, действительно, ничего лишнего.

Вид на главный вход вокзала Ульяновск-1. До 1956 года:

Смена идеологических установок в полноте запечатлелась и в дальнейшем оформлении вокзала, а особенно — Привокзальной площади. Памятник Владимиру Ленину-гимназисту, торжественно открытый 5 декабря 1956 года, в день «сталинской» Конституции, хотя и был изваян знаковым советским скульптором Владимиром Ефимовичем Цигалем (1917 – 2013), получившим за него ещё в 1950 году Сталинскую премию, вышел довольно камерным, как-то немного тулящемся в сторонке — кстати, первый партийный псевдоним Ленина был именно Тулин! Два монументальных пятиэтажных дома с шестиэтажными секциями, стоящие напротив вокзала, напрочь лишены каких-либо украшений и выглядят тяжело и скучно.

Привокзальная площадь в Ульяновске в 1960-е годы:

Впрочем, часы, расположенные над главным входом вокзала Ульяновск-1, неумолимо отсчитывали время до момента, когда он станет «старым» вокзалом: дореволюционный тупик так и остался советским тупиком. Развитие получила станция Киндяковка, ставшая станцией Ульяновск-Центральный, на которой Михаил Абрамович Готлиб построил свой второй ульяновский вокзал — да, не такой красивый, зато функциональный.

Всего восемнадцать лет вокзал Ульяновск-1 успел побыть главными «воротами» города. «Старый» вокзал остаётся историей Ульяновска — и да, его украшением. А красота — всегда сила.

Иван Сивопляс

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru