Публикуем новое увлекательное исследование, главным героем которого стал старинный буфет.
Этот предмет из музейного собрания отличает принадлежность конкретному человеку. Буфет происходит из обстановки квартиры, принадлежащей Фридриху Рейнгольдовичу Мозеру (1882-1928).
Он работал главным механиком на Жигулевском пивоваренном заводе, основанном Альфредом фон Вакано (1846-1929) — австрийским дворянином, купцом первой гильдии, пивоваром, меценатом. Вакано с 1881 года стал основателем Жигулёвского пивоваренного завода в Самаре. В 1899 году он и шестеро его детей получили российское подданство. В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина хранится альбом, рассказывающий об истории этого завода.
«Завод был оборудован по последнему слову техники тех времен и славился своим образцовым устройством по всей России. На заводе работала электростанция, железная дорога, имелось 5 паровых котлов, очистные сооружения, мастерские были оборудованы машинами с электромоторами. У завода были пристань, баржи, 2 парохода. Пивные склады завода находились в 59 городах России.
Владелец завода заботился о своих рабочих. Для одиноких при заводе была казарма на 115 кроватей, отдельный дом для семейных рабочих, 39 квартир для служащих, столовая, баня, читальня, библиотека, приемный покой с 3 врачами и постоянной фельшерицей, аптека, больница, школа и детский приют. На заводе работало 550 рабочих, 200 работниц, 90 служащих», в числе которых был и владелец буфета Ф.Р. Мозер.
Как сообщила дарительница буфета, правнучка Мозера Елена Станиславовна Волкова, дед был неграмотным, умел только расписываться, но хорошо разбирался в механике и занимал ответственную должность на производстве. Годом позднее после смерти Фридриха Мозера в 1928 году в Самаре, его жена и дочь переехали в Ульяновск в связи с переводом мужа дочери И.И. Мокеева (1907-1942, погиб на Сталинградском фронте) в «12-ю Ульяновскую дважды Краснознамённую школу командного состава имени В. И. Ленина» (с 1936 года Ульяновское дважды Краснознамённое танковое училище имени В. И. Ленина). Бабушка В.Ф. Мокеева (1908-2003), рассказывала, что квартира отца Ф.Р. Мозера в Самаре находилась при пивоваренном заводе. При переезде привезли в Ульяновск большой обеденный стол, письменный стол с зеленым сукном, платяной шкаф, венские стулья, буфет и другие предметы, которые служили нескольким поколениям семьи. Как выяснилось, история бытования буфета неотрывна от жизни людей, истории края, государства, присутствуя и сопровождая основные события.
Буфет был изготовлен, скорее всего, на кустарном предприятии в 1900-е годы. Это десятилетие соотносится с возрастом первого владельца Ф. Мозера (1882-1928) и его пребыванием на пивоваренном заводе. Во второй половине XIX века потомственную аристократию сменяют преуспевающие финансисты и разбогатевшее купечество. Стирается грань между жилыми и парадными помещениями, появляется отопление, электрическое освещение, а потом телефон. Всемерно растет потребность в мебели, но не в уникальных дворцовых образцах, а в мебели доступной среднему классу. Только за три года до конца XIX века количество мебельных предприятий в России увеличилось с 44 до 108.
Мебель делали также на многочисленных мелких кустарных предприятиях. Множество земских мастерских работали по всей России, в том числе и на Средней Волге. Их продукция отличалась бóльшей простотой, особенно в декоре. Чаще декор состоял из всевозможных точеных деталей и целых композиций из них, ограничивался несложной резьбой, меньше уделялось внимание внутреннему оформлению, что мы и наблюдаем на примере нашего буфета.
Стилем рубежа XIX-XX веков, безусловно, был модерн. Но в русском мебельном искусстве вплоть до 1917 года эклектика сохраняла свою актуальность. Обстановка даже в относительно обеспеченном доме не могла меняться с той калейдоскопической быстротой, которую предлагала мода. Поэтому надежнее было ориентироваться на уже "проверенные" стили, свидетельствовавшие о прочном социальном и материальном положении хозяина дома. Буфет в стилевом отношении отличается влиянием классицизма, в нем можно увидеть элементы ампира и даже модерна. «Мебель этого периода отличалась массивностью, нарочитостью в украшениях, обилием деталей» (Кучумов А.М. «Убранство русского жилого интерьера 19 века»).
Шкаф имеет подчеркнуто архитектурный облик: нависающий карниз и мощный декоративный венец-фронтон, а также точеные полуколонны, присутствующие в декоре фасада. На четырех дверках и на ящиках использована древесина карельской березы с ее неподражаемым текстурным рисунком.
Такой шкаф был атрибутом достатка и определенного комфорта. По своему функциональному назначению нижняя часть – это тумба для крупных и тяжелых предметов: кухонной утвари, бакалеи. В подстолье расположены ящики для столовых приборов, текстиля, хозяйственных мелочей. Верхний ярус поддерживается при помощи декоративной стенки с профилями и двух точеных опор. Образованная ниша в центре отводилась под рабочую поверхность. На столешнице обычно располагались вазы с фруктами, сладостями, сосуды с напитками, специи. Под столешницей - выдвижная разделочная доска (ширина 35 см). Верхняя часть оснащена полками закрытого типа. На них обычно расставляли чайные или кофейные сервизы, фужеры, бокалы, декоративные тарелки.
Шкафы для посуды появились давно, а вот привычные очертания обрели во второй половине XVII века в Швеции. Здесь разливали и раскладывали еду для гостей. Буфеты могли быть разной ширины и высоты, даже формы. Объединяло их то, что созданы эти шкафы были для хранения посуды и сервировки стола.
Итак, опираясь на исторические сведения, удается узнать многое о памятнике, времени и даже людях, его окружавших.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937