1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Фото, 23 Июня 1910
Фото, 23 Июня 1910
Фото, 23 Июня 1910
Фото, 23 Июня 1910
События, 4 Июля 1916
События, 12 Октября 1918
Места, 19 Июня 1787
Места, 15 Июня 1972
События, 4 Октября 1898
Герои, 15 Декабря 1983
Герои, 4 Июня 1767
Места, 8 Июня 1957
События, 9 Июня 1722
События, 25 Ноября 1915
События, 23 Июня 1915
События, 7 Октября 1905
События, 21 Июля 1918
События, 21 Июля 1918
События, 21 Июля 1918
События, 12 Июля 1918
События, 11 Июля 1918
Места, 18 Июня 1812
События, 24 Ноября 1905
Места, 9 Января 1910
События, 11 Июля 1918
События, 11 Июля 1918
События, 10 Июля 1918
События, 21 Июня 1918
События, 8 Июня 1918
Фото, 1 Мая 1987
Фото дня
Пароход "Джон Рид"
Места, 19 Июня 1787
От самого ценного до самого странного: пять главных экспонатов Художественного музея
Источник: 73online

Пропаганда восемнадцатого века, «фотография» Карла Брюллова, портрет французского пирата, шкаф-шедевр и идеальная греческая керамика — корреспондент 73online.ru посетил Художественный музей и выбрал для вас самые любопытные экспонаты.

Самый интересный

Портрет Екатерины II работы Дмитрия Григорьевича Левицкого был написан по личному заказу императрицы, которая, направляясь в путешествие на юг России с иностранными дипломатами, решила рассказать Европе о своих делах ещё и посредством живописи. Картина была написана в 1787 году вскоре после присоединения к России Крыма в ходе войны с Турцией, и каждая деталь картины рассказывает об этой победе.

Художник изображает императрицу не в привычном пышном платье, а в одежде, напоминающей древнегреческую тунику. Левицкий отождествляет Екатерину с Афиной — богиней справедливой победоносной войны. На голове императрицы не корона, а лавровый венок победителя. Лавра вообще на этом полотне много — Екатерина стоит в тени лаврового дерева, меч в её руке увит лавром… Всё это говорит о недавней победе. Меч вложен в ножны, то есть война завершена. А его кончик указывает на побережье Крыма с виднеющимся Бахчисарайским дворцом, причём над Крымом две радуги как залог радости и торжества народов Крыма и России и их грядущего процветания. За спиной Екатерины — шлем богини Афины с пышным плюмажем. На груди её — воинский пояс и лента Святого Георгия, недавно учреждённого Екатериной ордена, первым кавалером которого стала сама императрица. У её ног — знамёна поверженных врагов.

Да, это государственная пропаганда, которая не только сообщает о российской победе, но и рассказывает о политической программе Екатерины: на полуострове закончилась эпоха степного тюркского «Кырыма» и началось возрождение греческой Тавриды. Естественно, каждая деталь в этом портрете продумана самой правительницей и не является прихотью Левицкого. Он был придворным художником и работал по жёстко установленным правилам. В изображении правителя регламентировалось всё: позы, пропорции, выражение глаз, даже цвет кожи. Но Левицкий не мог нарисовать пропагандистский плакат, в его исполнении триумфальный портрет получился почти поэтической одой, настоящим произведением искусства.

Пропаганда была рассчитана не на внутреннего зрителя, а на европейцев. Написанный Левицким портрет предназначался для мальтийских рыцарей, и сейчас хранится на Мальте. Но придворный Екатерины Баратаев заказал Левицкому повторение этого портрета для себя, для своего имения. Левицкий как настоящий художник не стал копировать собственную работу, а немного её переделал. Портрет, сделанный для Баратаева, больше мальтийского и на нём исчез щит — на картине, написанной для рыцарского ордена, императрица опирается на щит, что тоже несёт европейцам вполне понятный месседж. Этот портрет хранился в имении Баратаевых, а после революции был передан в Ульяновский областной художественный музей.

Самый ценный

Какой смысл вложить в слово «ценный», мы оставляли на волю работников музея, и наш экскурсовод Наталья Рудакова подчеркнула, что понимает его с художественной точки зрения. Хотя, заметила она, и денежная цена этого экспоната достаточно звучная, но называть её заведующая научного отдела не стала.

Карл Павлович Брюллов стал первым русским художником, получившим мировое признание. Он учился в Италии и написал там свой знаменитый «Последний день Помпеи», который прогремел в Европе. Когда художник вернулся в Россию, его встречали как звезду. На родине он получил признание не только как исторический живописец (а историей тогда считали и библейские сюжеты, и античные мифы), но и как великолепный портретист. Один из ярких образцов его работы — портрет П.В. Кукольника, представленный в Художественном музее.

Об истории создания этого произведения в своих мемуарах рассказал сам Павел Васильевич Кукольник, профессор истории Виленского университета и родной брат знаменитого в 30-40-е годы XIX века поэта Нестора Кукольника, ценившегося многими современниками значительно выше Пушкина. Когда Нестор выходил на улицу, его часто атаковали поклонницы, которые пытались срезать клочки его одежды или пряди волос. Если Александр Сергеевич написал, что к нему не зарастёт народная тропа, то Нестор Васильевич писал, что слава Кукольника переживёт века. Но, в отличие от Пушкина, он ошибся, и сегодня о таком поэте почти никто не помнит.

Его брат Павел был личностью менее знаменитой, но тоже незаурядной. И они все дружили — братья Кукольники, Глинка, Брюллов. По средам в доме Кукольников собирался салон, в который приходили не только поэты, историки и художники, но и много студенческой молодёжи. И, конечно, все начинали спорить о будущем России. Павел Васильевич Кукольник был человеком религиозным и консервативным, и как-то студенты очень жёстко и едко высмеяли взгляды профессора. Он сам пишет в воспоминаниях, что был очень рассержен, расстроен, ему было и жаль этих молодых людей, которые многого не понимают, и обидно из-за их насмешек. В таких сложных чувствах он отошёл к окну, где его увидел Брюллов и закричал «Стой, как стоишь, и не двигайся!», подошёл к уже загрунтованному холсту и очень быстро стал писать.

Конечно, Кукольник позировал недолго, к тому же у Брюллова был такой характер — у него быстро вспыхивал интерес к работе, но часто быстро и угасал. Поэтому портрет остался незаконченным — художник нарисовал лишь лицо, набросал задний фон и наметил халат, в котором был Кукольник. Но за один сеанс работы Брюллов смог передать главное — выражение глаз, в которых грусть, сожаление, разочарование в себе и окружающих, досада на злую молодость и неловкость положения, в котором профессор оказался. Позднее этот портрет увидел Илья Репин, который сказал, что в его время так мастерски передавать настроение людей уже ни один живописец не способен.

Портрет попал в музей из собрания Владимира Жиркевича (Павел Кукольник был двоюродным дедом его жены). Известный коллекционер искусств начала XX века переехал в Симбирск из родного Вильно во время Первой мировой войны, здесь его застала революция. Средств к существованию у Жиркевича не было. Как он сам писал в своих мемуарах, «в моей квартире висят произведения стоимостью в многие миллионы рублей, а мне нечего есть». От голода у него умирает жена, и чтобы спасти своих дочерей, он отдал свою коллекцию в обмен на билеты в Москву. Так Ульяновский художественный музей получил заметную часть своей нынешней коллекции, включая эту работу Карла Брюллова.

Самый странный экспонат

Горка-секретер часто вызывает удивление посетителей Художественного музея. Что это вообще такое? Горкой ещё наши бабушки называли то, что мы сейчас называем сервант. Горка — потому что эта мебель должна возвышаться, и хранящаяся в ней посуда должна быть всем видна.

Эта мебель чудом сохранилась с конца XVIII века, ей больше двухсот лет. Шкаф поступил в музей из села Нагаткино в 20-е годы прошлого века. Изначально он стоял в каком-то московском или петербургском богатом доме, но потом, когда вышел из моды, был отправлен в провинциальную усадьбу в Симбирске. В революцию усадьбу разграбили, шкаф хранился в каком-то крестьянском сарае, и эмиссар Беляков выкупил его у владельца за полмешка картошки и несколько куриц.

Шкаф состоит из трёх частей. Нижняя — это комод. Четыре выдвижных узких ящика, каждый из которых закрывается на свой ключ. Сейчас в комодах обычно хранят постельное бельё, но в восемнадцатом веке в комодах хранили различные иностранные диковинки, в первую очередь — гравюры. Позволить себе поездить по европейским музеям могли немногие, остальные довольствовались гравюрными копиями знаменитых картин. Это производство было поставлено на поток, и очень быстро многие увлеклись коллекционированием гравюр. Они высоко ценились и хранились в таких комодах. Поэтому ящики такие узкие и горизонтальные — постельное бельё в них не положишь, а вот для хранения листов они подходят идеально. Также были популярны минералогические коллекции, которые тоже хранили в таких комодах.

Сверху — горка, которую мы сейчас бы назвали шкафом для посуды. Интересно стекло — оно очень толстое, неровное, в нём много пузырей с воздухом XVIII века. Стекольное производство тогда ещё только начинало развиваться, и огромные пласты стекла делать не умели. Горка застеклена отдельными кусками, соединёнными деревянными перемычками. За этим стеклом стояла самая большая драгоценность в доме — фарфор, который называли «белое золото». Тысячи лет весь мир закупал фарфор в Китае за бешенные деньги, и только в восемнадцатом веке в Европе начали делать фарфор сами. Теперь он стал доступен не только монархам и принцам крови, но и просто богатым людям. Тут же вспыхнула фарфоровая лихорадка. Сегодня фарфоровые слоники и херувимчики — это китч и пошлость, а тогда это были престижные вещи, символы статуса и богатства владельца. Их обязательно ставили на самое видное в помещении место — на горку.

А между горкой и комодом — секретер. Там больше двенадцати шкафчиков, каждый из которых запирается на свой замок. Это настоящий лабиринт, многие ящички потайные, когда за одним прячутся другие. Не факт даже, что работники музея смогли найти их все. Также за этой овальной панелью скрывается выдвижной столик. То есть в секретере можно хранить печати, деньги, ценные бумаги, тайную переписку, документы, но при этом это и рабочее место.

В целом же этот странный шкаф хранил всё, что было важно для владельца в XVIII веке — и его увлечения, и его гордость, и его работу, и его секреты. И при этом он сам по себе является произведением искусства. Горка декорирована техникой наборного дерева. Мастер брал тонкую доску одной породы дерева и вырезал из неё рисунок. Потом из другой породы вырезал фон. Потом накладывал одно на другое и соединял клеем с поверхностью секретера. Места соединений настолько тонкие, что кажется, будто это просто нарисованная картина в европейском и китайском духе. Но нет, это несколько слоёв вырезанного дерева, склеенных между собой. В наше время эта технология сохранилась, но редко используется, потому что даже подумать страшно, сколько такая работа может стоить.

Экспонат с удивительной историей

Это работа выдающегося портретиста, придворного художника короля Людовика XIV Никола де Ларжильера, изначально представлялась в Художественном музее под названием «Портрет молодого человека».

Однако музей — это не только выставка, но и научно-реставрационная работа. При реставрации этой картины обновляли лак, для чего сначала было необходимо снять старый. И в процессе вдруг обнаружили, что портрет подписан, имя изображённого на нём человека — Пьер Легран. Начали наводить справки, кто это такой, и узнали историю, в которой XVII век раскрывается во всей своей авантюрной красе.

Пьер Легран был аристократом благороднейшего происхождения, рано остался без родителей и невероятно быстро, буквально за три-четыре года, промотал своё огромное наследство. Молниеносно пустив по ветру семейное состояние, Пьер Легран нашёл нетривиальный выход из своего печального положения: он попросил у Людовика XIV королевский патент на пиратскую деятельность, на последние деньги снарядил корабль, нанял команду и отправился в Карибское море грабить испанские корабли во славу французской короны.

Семь лет этот аристократ был грозой Карибского моря. О его грабительских подвигах рассказывают множество увлекательных историй, самая интересная легенда — о захвате острова Маврикий. Французы Леграна захватили губернаторский дворец, сам Пьер, действуя по своему обыкновению молниеносно, соблазнил дочку губернатора, которая от большой любви рассказала ему, где папа спрятал от пиратов сокровища. Легран захватил огромные богатства, которые значительно превышали стоимость промотанного им ранее наследства, после чего триумфально вернулся во Францию и снова стал придворным короля Людовика. Впрочем, остров Маврикий находится не в Карибском море, а у берегов Южной Африки, так что либо эта легенда сплошной вымысел, либо пиратская деятельность Леграна не ограничивалась только западным полушарием.

И вот когда бывший пират снова надел блестящий камзол и напудренный парик, его портрет нарисовал де Ларжильер. По нему уже не скажешь, что этот человек недавно стоял за штурвалом, грабил города и корабли и вешал людей на реях. Пьер Легран словно не позирует для портрета, а просто идёт куда-то по своим благородным делам, а мы, простолюдины-зрители, лишь на секунду обратили на себя его презрительное внимание.

Самый недооценённый экспонат

Витрина с этими экспонатами находится почти у лестницы, и они первое, что видят посетители музея. Но почти все проходят мимо, бросив на них лишь недолгий взгляд. А ведь это самые древние экспонаты в коллекции Художественного музея, им 2500 лет.

Это древнегреческая керамика, созданная на побережье Южной Италии, в Апулии. Потом она была перевезена в Тавриду, нынешний Крым, и положена там в могилу человека. В раскопках участвовал отец симбирской археологии Владимир Поливанов. Он не только создал археологическую карту Симбирской губернии, но и участвовал в раскопках в Крыму, откуда привёз эту керамику.

Вдумайтесь: не было не только Симбирска и России, даже Рима ещё не было, а эту краснофигурную керамику уже создали, перевезли через весь известный грекам мир, долго использовали и уже закопали в землю с каким-то покойником.

Лекиф с бегущей ланью — это сосуд для благовоний, в него наливали масла для умащения тела. Амфора для хранения сыпучих продуктов, по сути, идеальна: у неё широкое основание для устойчивости и длинное узкое горлышко, чтобы высыпалось немного, если амфора всё же упадёт. В этом вся Древняя Греция — простой бытовой предмет, но в нём достигнута гармония формы и содержания. Он такой, какой должен быть, в нём нет ничего лишнего и этим он прекрасен.

Благодарим за экскурсию администрацию Ульяновского областного художественного музея и Наталью Рудакову, заведующую научным отделом.

Максим Кузнецов.

Темы: Культура

Места: Музеи

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru