(Продолжение книги «Страницы истории Майнского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2011 г.)
Современному человеку для полного комфорта жизни, кроме приемлемой работы, требуется надёжная крыша над головой, чтобы без проблем подавались вода, электроэнергия, природный газ и тепло, исправно работала канализация да вовремя вывозился мусор. Мы так привыкли к этим «чисто городским» удобствам, что порой забываем о том, что каких-то 3-4 десятилетия назад ничего подобного в Майне и районе попросту не было. Забыли о лучинах и керосиновых лампах, чадящих керогазах и простейших электроплитках, русских печах и рукомойниках, о заботах по заготовке дров или каменного угля.
Забыли, что ту же питьевую воду в Майне с боем и руганью до начала 1960-х годов выдавали по талонам, в определённые часы и строго по норме, пусть за мизерную, но денежную плату. Да и приходить за ней нужно было со всех окраин посёлка, за сотни и сотни метров от дома, предварительно постояв в очереди. Сейчас об этом настоящем бедствии помнят одни старожилы.
Снабжение Майны питьевой и технической водой многие годы для жителей и местных властей было сильной головной болью, пока трест «Мелиоводстрой» в 1963 году не предложил протянуть в райцентр водопровод из села Абрамовки протяженностью в 10 километров. Стоимость работы (160 тысяч рублей) для того времени была астрономической.
Бригада мелиораторов во главе с мастером В. Алёшиным планировала закончить основную часть работы в 1969 году. И когда на смену немногим колодцам в Майну пришла абрамовская вода – это было для посёлка большим памятным событием, во многом к лучшему изменившим его жизнь.
Одновременно с водоснабжением в Майне и районе проводились масштабные работы по электрификации. 1 января 1963 года к посёлку от Куйбышевской ГЭС было подключено постоянное напряжение электроэнергии, для чего пустили в действие первую подстанцию, а год спустя – свой мастерский участок электросетей. Позднее такие участки появились в Тагае, Игнатовке и Вырах. Вот тогда-то и зажглись в райцентре и во многих сёлах первые «лампочки Ильича», преобразившие жизнь населённых пунктов.
Впервые вопрос «Об освещении станции и посёлка Майна электричеством» рассматривался на общем собрании местной партячейки РКП(б) 5 февраля 1921 года. Было принято решение «ходатайствовать перед организациями о предоставлении динамомашины на 1000 ламп для освещения станции и посёлка Майна, так как имеется двигатель помещика Некрасова, который будет обслуживать токарный станок, имеющийся в доме Тараканова».
К этому вопросу вернулись на собрании ячейки 20 февраля того же года, которое избрало Г.С. Королёва и И.И. Сконина уполномоченными «на предмет исходотайствования динамомашины и материалов для восстановления электрификации при станции и посёлке Майна». Чем закончились решения – установить не удалось.
Прошли десятилетия, жизнь ушла далеко вперед. Коммунальными услугами населению занимался коммунхоз – Майнское муниципальное производственное жилищно-коммунальное хозяйство (МПП ЖКХ). Позднее оно было реорганизовано на две самостоятельные службы, затем последовали другие преобразования, часто менялись руководители.
- У нашего предприятия, - отмечает заместитель директора муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство «Майнское» В.А. Иванцов, - есть неплохие возможности для нормального, бесперебойного обеспечения посёлка водой. Совсем недавно, с получением средств по федеральной программе и вложением своих собственных, был введён в действие новый водовод «Роднички-Майна», закупили 2 насоса для станций первого и второго подъёмов воды, провели другие виды работы. Есть у нас и трудности, главная из которых – необходимость обновления внутрипоселковой водопроводной и канализационной сетей. Из-за этого часто происходят различные аварии и неполадки труб, которые со времени их установки не менялись и их физический износ достигает 70-80 %. Приходится не ремонтировать и не обновлять, а «латать» наиболее проблемные участки. Только за 2 последних года залатали более километра таких участков, а их ещё немало. Надеемся на лучшее. Коллектив у нас хоть и небольшой, но работоспособный и над устранением аварий трудится дружно, не считаясь со временем и погодой.
Отделившись от прежнего МПП ЖКХ, вновь созданное муниципальное предприятие «Электротеплосеть» хозяйство в наследство получило довольно незавидное: 80 % электросетей (59 км высоковольтных и 124 км низковольтных) находились в аварийном состоянии, остальные – обветшали. Первым делом коллектив провёл техническую паспортизацию всех объектов (даже каждый столб не избежал её) и прошёл аттестацию. Позднее перевели на газовое топливо все котельные (4 в Майне и 2 в Игнатовке).
– И всё же в начале 21-го века Майну лихорадило: из-за изношенности электросетей и огромных неплатежей электроснабжение посёлка (и не только его) частенько ограничивалось, что вызывало недовольство населения. Казалось бы, ситуация становилась тупиковой, но в сентябре 2005 года муниципальные электросети взяло в своё пользование и управление ОАО«Ульяновскэнерго», подписав с местными энергетиками договор аренды.
В Майне была построена новая современная трансформаторная подстанция, заменено около 47 км кабельных линий на воздушные, смонтированы железобетонные опоры, проведены в дома новые вводы и установлены новые электросчётчики.
Передача всего энергохозяйства в аренду оказалось большим благом как для Майны, так и для Игнатовки и Тагая. Был усилен контроль за подачей и использованием электроэнергии, снизились её потери, прекратились веерные отключения, разгрузился местный бюджет, а главное – в домах потребителей стало постоянно светло и тепло.
Свой круг забот у работников районных электросетей (РЭС) и Майнского участка северного отделения «Элетросбыт». Первые следят за перебойной подачей электроэнергии, вторые контролируют сборы платежей за её потребление.
Майнский расчётно-кассовый центр (РКЦ) – организация ещё молодая, одна из первых в области. Она была создана в апреле 2004 года как структурное подразделение Ульяновского ОГУП «Информационно-вычислительный центр ЖКХ». В его компетенцию входит сбор платежей за все виды коммунальных услуг (электричество, тепло, вода, газ, канализация, вывоз мусора) по принципу «единого окна», а также оперативная работа с их поставщиками.
Автоматизированная компьютерная система позволяет мгновенно «расписать по полочкам» все составляющие платежей каждого абонента (в том числе и льготников), произвести перерасчёт, составить ежедневные реестры полученных средств по всем поставщикам услуг, сделать анализ структуры долга у отдельных плательщиков.
В результате работы нескольких опытнейших специалистов в РКЦ повысился уровень собираемости коммунальных платежей, улучшилась индивидуальная работа с клиентами.