
Продолжение книги В.К. Воробьева «Страницы истории Майнского района Ульяновской области». 2011 г.
Ежедневно через железнодорожные станции Майна и Выры пробегают десятки пассажирских и товарных поездов. Одни из них, остановившись на несколько минут, высадив на перрон приехавших и забрав «на борт» новых попутчиков, после прощального гудка тепловоза вновь быстро набирают скорость и мчатся дальше, другие сразу же перегоняются на запасные пути, чтобы по возможности быстрее разгрузить доставленные грузы и отправиться по месту назначения, а третьи вообще никогда не останавливаются и с ветерком пролетают мимо. Нередко тут встают «на прикол» специальные, ремонтные составы с ремонтными рабочими или пробегают очистители путей.
Такое движение повторяется каждый день, с завидной постоянностью и строго по расписанию. На первый взгляд может даже показаться, что так здесь было всегда. Но это не так, у всего есть своё начало.
Историю строительства «чугунки», как в простонародье называли железную дорогу, интересно и полезно знать всем жителям района, потому что магистраль дала начало, «путёвку в жизнь» как Майне, так и соседним посёлкам.
Вопрос о соединении Симбирска с центральной железнодорожной сетью России первоначально возник в конце 1860-х годов. Именно тогда, вскоре после отмены крепостного права, железнодорожное дело в стране, по словам видного симбирского краеведа П.Л. Мартынова, развивалось «с необыкновенною быстротою» и «составляло самую характерную черту тогдашнего экономического её положения».
Первая линия железной дороги прошла через южные районы Симбирской губернии в 1877 году (Оренбург - Батраки Сызранского уезда), вторая, - в 1894 году, - по её северным уездам (Рязань - Алатырь - Казань). Высказывались предложения о постройке железной дороги от Симбирска то до станции Алатырь, то до станции Батраки, то до станции Рузаевка через уездный город Карсун, то до Пензы. И только в самом конце 1895 года было получено разрешение правительства о строительстве линии Батраки - Рузаевка с веткой Инза - Симбирск, минуя Карсун.
Строительные работы на этой ветке начались обществом Московско-Казанской железной дороги в 1895 году и закончились в конце 1898 года. Объём работ был выполнен огромный.
Как они велись в районе будущей станции Майна, мы можем узнать из воспоминаний майнского старожила, педагога Н.И. Гаранина.
«Мой дядя, Аким Сизов, уроженец деревни Карцевка, «со товарищи» от Командака начал укладывать рельсы и шпалы, продвигаясь в сторону Симбирска. Впереди них шли лесорубы, карчёвщики и землекопы, которые двуручными пилами резали лес, корчевали пни, растаскивали их на лошадях в стороны. Главный котлован, где должна была пройти дорога, заполнялся щебневым балластом. До Командака были проложены рельсы и по ним на ручных дрезинах подвозились шпалы, рельсы, щебёнка. Народу было очень много. Из всех окрестных сёл приходили сюда работать по найму. Людям хотелось заработать, причём у некоторых своей земли вообще не было, потому работа на «чугунке» была единственной возможностью прокормить семью. Транспорт был в основном гужевой и весь груз: песок, земля, щебёнка, стройматериалы - вывозился на лошадях. Работали по 10 - 12 часов, в день прокладывали по одному - два звена рельсов. Дядя помнил всю жизнь технические характеристики тех рельсов: Р-43, что указывало на вес в 43 пуда, длина 12,5 метра. Первые рельсы были положены в 1895 году, хотя основные работы пришлись на 1896 - 1897 годы, когда подошли к будущей станции - Майна».
Что собой представляла местность, занимаемая сегодня, 115 лет спустя, Майной до строительства железной дороги?
Как вспоминали старожилы, на месте станции тогда находилась небольшая круглая поляна, окружённая со всех сторон плотным лесным массивом. Ягоды и грибы, лекарственные травы и цветы, звонкое птичье пение, чистый воздух и благоухающая тенистая прохлада привлекали к себе внимание жителей ближайших селений - Абрамовки и Карцевки. Пробираясь к этому чудесному лесному уголку по тропинкам, они собирали здесь природные дары, находили спокойствие и отдохновение от повседневных трудов и забот. Не с пустыми руками уходили отсюда охотники и промысловики. Именно это место под станцию не случайно выбрали и проектировщики железной дороги.
В 1896 - 1897 годах сюда пришли строители. Громко, на всю округу, заглушая первозданную тишину, застучали острые топоры плотников, привычно завизжали двуручные пилы, умело и сноровисто заработали молотки, лопаты и кирки - это многочисленные добровольцы расчищали площадку и рыли котлован под первые постройки. Одновременно другие рабочие прокладывали рядом железнодорожные пути.
«Место это, - вспоминал Н.И. Гаранин, - было болотистое, поэтому много сил и времени уходило на осушение. Рылись канавы, по которым вода стекала в сторону «бугров» и сегодняшнего переезда. Подвозилась земля, щебёнка, песок для того, чтобы поднять выше 71 перрон и основные пути».
Особенно трудно пришлось строителям в районе так называемых «бугров» - возвышенности длиной с полкилометра недалеко от Майны в сторону Симбирска. «Надо было, - писал Н.И. Гаранин», - вырыть котлован глубиной до трёх, а иногда и более метров…Техника для этих работ: лопата, лом, кирка, деревянная тачка да мужские руки. За буграми метров 700 сплошь шли болота, поэтому ту землю, что вынималась на буграх, везли далее, для осушения. Ставились стрелки, крестовины, около которых всё время были мастера с «правилками», то есть с уровнем».
Оплата за тяжелую, изнурительную работу по возведению магистрали шла подённо, платили за неё по окончании каждой недели. Платили наёмным рабочим как деньгами, так и товаром. Например, Аким Сизов за 2 недели работы без выходных и праздничных дней заработал 60 копеек деньгами и яловые сапоги.
Грандиозная для этих мест работа по строительству новой линии железной дороги Инза-Симбирск продолжалась более трёх лет. Общая её длина составляла 160 километров. И только 28 декабря 1898 года по ней с необычным шумом и грохотом и загадочным свистом промчались первые поезда. Много труда и энергии вложили в её сооружение малограмотные местные крестьяне - наши земляки, порой даже не представляя себе, что в самом скором времени здесь возникнут новые крупные поселения, а сама повседневная жизнь людей станет более насыщенной и современной. Уже тогда им стало известно о том, что новая станция получит название «Майна» - по имени реки, вытекающей совсем рядом, притока Барыша.
Первые поезда в то время во многом отличались от привычных современных. Как вспоминают старожилы и говорят архивные документы, любой всадник на лошади мог свободно обогнать состав, потому что первые паровозы отапливались тогда дровами и развивать скорость движения более 20 километров в час не могли. Трёхосные иностранные паровозы тащили двухосные вагоны с ручными тормозами, причём связь кондуктора с машинистом осуществлялась с помощью … верёвки, протянутой вдоль вагонов. В нужном случае кондуктор дёргал верёвку, та приводила в действие паровозный свисток и машинист останавливал состав.
Сохранилась фотография, на которой запечатлён исторический момент поднятия летом 1898 года по улицам г. Симбирска первого паровоза серии ЧН, доставленного по Волге. Его поднимали с помощью множества лошадей по специально построенной временной железнодорожной ветке, соединившей волжскую пристань с венцом.72Первыми постройками на новой станции 4-го класса, на 104-й версте линии Инза-Симбирск, стали здание вокзала и две казармы: одна (ближайшая к вокзалу) для «движенцев», а другая - для путейцев. Тогда же здесь высоко поднялась каменная водонапорная башня, в которую по деревянному водоводу из Старцева хутора, имения барина В.В. Креля (ныне - поселок «Сельхозтехника»), водокачка подавала воду, а уже из башни она поступала в паровозы.
На станции одновременно укладывалось три пути, в том числе второй от вокзала - основной. На площадке четвертого пути начали воздвигаться амбары и лабазы для хранения зерна, закупленного купцами и хлеботорговцами у местных крестьян, а на перроне рядом с вокзалом строились кладовые и кипятилка.
Тогда же поблизости от вокзала один за другим стали выстраиваться первые частные жилые дома. Перспектива получить постоянную работу и выбрать жительство на «бойком месте» привлекала многих крестьян из соседних сёл и деревень, особенно безземельных. Так, напротив станции в 1903 году вырос дом Червяковых, положивший начало Лесной улице, у переезда появился дом А. Митрофанова, а через дорогу на Абрамовку - дом из красного кирпича Калинова. Рядом с ними построили дома карцёвские крестьяне братья Полежаевы Степан и Георгий (Егор), краснодеревщик Д.Н. Фролов, ямщик Шипов, «московский барин» В.И. Некрасов, первый начальник станции А.П. Машевский и другие.
Некоторые постройки - ровесники посёлка, немые свидетели давно минувших дней - сохранились до нашего времени и по-прежнему используются по своему прямому назначению. Они многое повидали на своём веку, о многом бы могли рассказать как памятники истории и архитектуры местного значения и символы посёлка. В это трудно поверить, но две постройки (здание вокзала и водонапорная башня) руководством железной дороги были самовольно, незаконно снесены и навсегда утрачены, историческая связь прошлого с настоящим прервалась.
Сооружение ветки Симбирск-Инза в значительной степени способствовало укреплению связей губернии с экономическими центрами России, возникновению здесь новых предприятий по разработке леса и других природных ресурсов, развитию средств связи (телеграфное и телефонное сообщение). И выходит так: не приди в голову некоторым людям умная мысль соединить железной дорогой Симбирск с Инзой или пройди она мимо этих мест - не было бы и Майны - станции, а затем волостного и районного центра. Получается, что «чугунке» посёлок всецело обязан своим возникновением, как и73посёлок соседней станции Выры.
С открытием движения на линии железной дороги Симбирск-Инза у местных промышленников и купцов появилась прекрасная возможность перебросить свои товары в отдалённые рынки сбыта или подвезти необходимое сырьё, а население могло без особых хлопот по личным нуждам добраться до нужного места. А после открытия в 1916 году моста через Волгу Симбирск перестал быть тупиковой станцией и соединился с сетью заволжских железных дорог. Из Симбирской губернии по «чугунке» вывозили главным образом хлеб и лес, спирт и сукно, а ввозили металл и уголь, шерсть и продукты из нефти. Грузооборот увеличивался с каждым годом.
После Великой Отечественной войны произошла существенная модернизация ветки Симбирск-Инза: на смену железнодорожным лёгким рельсам пришли рельсы тяжёлого типа, временные деревянные мосты были заменены более надежными и долговечными железобетонными и металлическими. В 1960-х годах началось электрофицирование этого участка дороги.
Из книги «Страницы истории Майнского района Ульяновской области» (В.К. Воробьев)
Рецензент – В.А. Перфилов, заместитель директора ОГУК «Ленинский мемориал», кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
В авторской редакции
Научно-популярное издание. Книга издана на личные средства советника губернатора Ульяновской области С.А. Давыдова в память о маме Валентине Николаевне Шубенковой.
Ульяновск. Издательство Государственная корпорация СМИ «Медиа 73». 2011