1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
События, 3 Сентября 1836
События, 13 Сентября 1931
События, 12 Сентября 1648
События, 27 Сентября 1923
Места, 23 Ноября 1936
События, 24 Ноября 1936
События, 3 Ноября 1936
Места, 6 Сентября 1987
Фото, 2 Сентября 1999
События, 10 Июля 1941
Герои, 23 Августа 1929
Герои, 28 Мая 1939
Фото, 23 Августа 1987
События, 7 Февраля 1967
Фото, 16 Августа 1997
Фото, 16 Августа 1997
Герои, 26 Июля 1831
Места, 8 Февраля 1841
Герои, 15 Августа 1916
События, 29 Апреля 1931
События, 3 Августа 1929
События, 8 Августа 1929
Места, 18 Августа 1929
События, 3 Августа 1923
События, 16 Июля 2009
Фото, 29 Июля 1996
События, 21 Сентября 1906
События, 15 Мая 1846
Герои, 10 Июля 1893
Герои, 11 Марта 1801
Фото дня
Жители Комаровки собираются на освящение Михаило-Архангельского монастыря, 1995 г.
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
Герои, 15 Августа 1916
Симбирянин поневоле: история монаха Иеремии Ломницкого
Источник: Иван Сивопляс

Историк Иван Сивопляс рассказывает о жизни иеромонаха Иеремии Ломницкого, видного религиозного деятеля Галиции, сосланного в Симбирск во время Первой мировой войны. Иеремия быстро обрел авторитет в общине ссыльных, прикипел к «спокойному и красивому» городу и не хотел его покидать.

Наше время — время брэндов, девизов и слоганов: «Ульяновск — культурная столица», «Ульяновск — авиационная столица», «Ульяновск — самый читающий город»! Над ёмкими характеристиками ломают головы специалисты.

Но меткое слово не раз звучало в истории, а после прикипало надолго, уже вне конкретного повода. Императрица Екатерина II летом 1767 года припечатала Симбирск, обозвав его городом скаредным, то есть, скупым, жадным, и более того, скверным, мерзким и гнусным. И ведь императрицу здесь встречали по-царски — выстлали красным сукном всю дорогу от пристани на самую Симбирскую гору! Но жара, мухи, диарея — вещи глубоко субъективные — не только попортили впечатление, но и на века вперёд репутацию целого города, нашего города!..

Только в начале XX века прозвучали ёмкие характеристики Симбирска, вполне сопоставимые с афоризмом Екатерины II, при этом полностью противоположные ему по духу.

«Симбирск и берега Волги — сказка!» — воскликнула Мария Распутина, дочь знаменитого «старца» Григория Распутина, бывшая замужем за симбирянином Борисом Соловьёвым.

«Симбирск, ничего не скажешь, город красивый и спокойный» — изрёк иеромонах Иеремия Ломницкий (1860 – 1916), чей беатификационный процесс, процедуру причисления к лику святых, ведёт теперь Католическая Церковь. И отец Иеремия, и Мария Распутина оказались в Симбирске среди событий драматичных, во время Первой мировой и Гражданской войн. Специально здесь их никто не привечал – но тем ценнее сказанное ими, не по обязанности, а от сердца.

О Марии (она же Матрёна) Распутиной мы расскажем подробнее, как будет повод. Теперь время подсказывает поговорить про отца Иеремию. Святые не умирают, а рождаются для неба — вот и галичанин отец Иеремия Ломницкий «родился для неба» в Симбирске 105 лет назад, летом 1916 года.

В Европе грохотала Первая мировая война, в которой сошлись друг с другом казавшиеся могучими и несокрушимыми многонациональные империи Австро-Венгерская и Российская. В августе-сентябре 1914 года русская армия одержала блистательную победу над австрийцами в Галицийской битве, захватив территорию принадлежавшей Австро-Венгрии Галиции, современной Западной Украины, в том числе и город Станиславов, современный Ивано-Франковск, в котором отец Иеремия Ломницкий служил ректором в духовной семинарии.

Станиславов во время Первой мировой войны. Слева видна башня ратуши, которая была разрушена во время дальнейших обстрелов:

В ожидании страшных казаков все, кто мог, бежали из Станиславова, а отец Иеремия остался — точнее, был оставлен вышестоящим духовным начальством, чтобы приглядывать, среди прочего, за остающимся недвижимым имуществом. У отца Иеремии был неплохой опыт общения с российскими властями. В 1902 – 1908 годах он много путешествовал по России, встречаясь здесь со многими выдающимися общественными, культурными и политическими деятелями своего времени, доходя вплоть до обер-прокурора Святейшего Синода, светского руководителя Русской Православной Церкви Константина Победоносцева (1827 – 1907), «серого кардинала» при императорах Александре III и Николае II.

Встреча с отцом Иеремией сильно запала в душу знаменитому писателю, властителю дум той поры Владимиру Галактионовичу Короленко (1853 – 1921). «Австрийский подданный — он всей душой был славянин — украинец, с дрожью внутреннего чувства говорил о Шевченке, о Котляревском, знал нашу украинскую речь и вообще всей душой тяготел к культурному центру вне Австрии, в наших пределах, — писал Владимир Галактионович про отца Иеремию. — Это был зарубежный славянский интеллигент особого типа, который у нас давно исчез. У себя на родине он боролся за язык и за веру демократической массы, которые так трудно было отстаивать и отстоять в конце-концов от иноплеменного и иноязычного давления».

Иван Ломницкий родился в многодетной семье сельского священника. И сам он, и его предки были греко-католиками, или католиками восточного обряда, униатами, признававшими власть Папы Римского, но жившими и служившими по законам православной Церкви — женатые священники, церковнославянский язык на богослужении. Братья Ивана тоже были священниками – он единственный в семье пожелал стать монахом, приняв в постриге имя Иеремии.

Отец Иеремия в монашеском одеянии с родными братьями-священниками:

За дар проповедника отца Иеремию называли Златоустом. Он был прекрасным религиозным писателем. Составленный отцом Иеремией молитвенник для молодёжи с названием «Гостинец» — его название можно перевести и как «подарок», и как «главный путь» — выдержал шесть переизданий и разошёлся по сравнительно небольшой Галиции тиражом в 190 тысяч экземпляров. Для сравнения, в 1913 году в бескрайней России полное собрание сочинений Пушкина вышло «астрономическим» тиражом в 100 тысяч экземпляров.

Ясно, что одними молитвами и проповедями достучаться до людских сердец на рубеже XIX – XX столетий, когда весь мир переживал резкий кризис веры, было очень трудно. Отец Иеремия, переживая за родных ему украинцев Галиции, много времени и сил посвящал социальной работе. Он боролся с пьянством, открывал детские садики и ясли. Отец Иеремия стал сооснователем женской монашеской конгрегации Сестер Служебниц Непорочной Девы Марии, харизмой которой были именно дела милосердия. Вслед за галичанами, искавшими лучшей доли в Европе, Америке, Австралии, сестры-служебницы ещё при жизни отца Иеремии стали покорять всё новые страны и континенты.

Русские казаки на улице Станиславова во время Первой мировой войны:

Во втором часу дня 3 сентября 1914 года казаки вошли в Станиславов. «Ведут себя спокойно, людям разрешают грабить склады» — записал отец Иеремия в своём дневнике. С 6 сентября в Станиславове стали действовать российские законы.

У отца-ректора вполне получалось выстраивать диалог с новой властью. «Смотрю в окно, вижу, как в дом епископа заходят двое офицеров, — записывал отец Иеремия в дневнике. — Бегу, и в прихожей застаю генерала. Поздоровавшись со мною, генерал спросил:

— Здесь живёт епископ?

— Да.

— Какой, католический?

— Не католический, — разъясняю, — униатский.

— Такой, как Вы?

— Да, такой.

— Ну если так, не займём. Свободно, — говорит он другому офицеру.

— Я очень благодарен Вашему Превосходительству, что не заняли, — сказал я, на том и попрощались».

Но полностью являть лояльность российской власти, в частности, поминая на службе императора Николая II, отец Иеремия не спешил. По всему было ясно, что россияне в Галиции не выстоят: то и дело до города долетала канонада, в Станиславов везли раненых русских и военнопленных австрийцев. К тому же, родной брат отца Иеремии, священник Нил Ломницкий в самом начале войны за русофильские настроения оказался в страшном австрийском концлагере Талергофе, откуда был выпущен только летом 1915 года, смертельно больным. Ректор не знал, что и как с его братом, но едва ли желал усугубить его участь собственным русофильством.

Иеремия Ломницкий (помечен крестиком) в группе сосланных в Симбирск католических священников. Первый слева сидит отец Теофил Скобельский, скончавшийся 2 июня 1915 года:

Закончилось тем, что в конце января 1915 года отец Иеремия, как недостаточно политически благонадёжный элемент, был выслан из прифронтового Станиславова в глубь России, в Симбирск, определённый местом ссылки для интеллигентных австрийских подданных, украинцев, поляков, австрийцев. К ссыльным украинцам, которых здесь набралось более двухсот человек, в губернском городе относились вполне лояльно.

Дом, принадлежавший полицмейстеру Пифиеву на Мартыновой улице, где проживал отец Иеремия:

С группой ссыльного духовенства отец Иеремия поселился в доме на Мартыновой (Радищева) улице, принадлежавшем Симбирскому полицмейстеру Василию Асафовичу Пифиеву (1852 — 1916). С полицмейстером Пифиевым, человеком умным, образованным, культурным у отца Иеремии установились доверительные отношения. Это имело практическую пользу: ссыльные обязаны были дважды в неделю ходить отмечаться в полицию, но неприятная обязанность эта скоро как бы сама собой рассосалась.

Жизнь ссыльных была не сахар. С католическими священниками в православном Симбирске был явный перебор, и рассчитывать на вознаграждение от треб не приходилось, а сан не позволял заняться какими-нибудь мирскими делами. Жили тесно, в переполненном беженцами и интернированными лицами Симбирске вовсю свирепствовал квартирный кризис. Люди маялись от тоски, неопределённости и скуки — но только не отец Иеремия, сделавшийся эдаким мотором ссыльной украинской общины.

«Тоскуете? нечего делать? — так заведите дневники, собирайте фольклор и гербарии, гуляйте, смотрите, запоминайте! — предлагал он землякам. — Это прекрасный опыт; когда бы ещё вы попали сюда, и на казённые деньги? А так будет что вспомнить и рассказать: Симбирск — город красивый и спокойный!».

2 июня 1915 года неожиданно скончался 72-летний священник Теофил Скобельский. Его последней просьбой было захоронить на родине его бренные останки, когда это можно будет сделать. И это событие, и эта просьба очень сильно удручили сердца ссыльных: когда они сами вернутся на родину, да и вернутся ли?..

И в этот миг отец Иеремия заговорил с людьми с силой и убеждённостью пророка, провидящего будущее, чтобы они не боялись. Все они вернутся на родину, несмотря на то, что всё будет ещё страшнее и хуже, что война охватит всю Россию, и это будет братоубийственная гражданская война, вместе с которой станут свирепствовать эпидемии и голод. Все они невредимо пройдут через все испытания — а он останется здесь, в Симбирске, чтобы молиться о них. Речь казалась странной — но она не пугала, а успокаивала.

Окно в бывшей комнате отца Иеремии в доме Мунтяна. Фото начала 2000-х годов:

Тем временем у ссыльных священников появилась возможность гораздо улучшить свои жилищные условия. Из дома Пифиева они перебрались в двухэтажный дом Мунтяна по Германовскому переулку (ныне переулок Гоголя), напротив Германовской церкви. У отца Иеремии появилась собственная комната: в ней с трудом помещалась кровать, зато было окно! Прощаясь с гостеприимным Василием Асафовичем, отец Иеремия вдруг сказал ему, что полицмейстеру осталось жить недолго, и вскоре они повстречаются в вечности. 16 апреля 1916 года Василий Асафович скоропостижно скончался от инсульта.

«Отца Ломницкого знали в Симбирске, ибо привлекал он взоры статью, осанкой, особливо ж бородой. Москали уважительно называли его «этот батюшка з бородою» — писал современник. Обжившись в России, многие ссыльные стали перебираться из Симбирска в более бойкие и хлебные места. Духовенство задумывалось о Сибири, где жило много переселенцев с Украины. «Я не думаю уезжать из Симбирска, — писал отец Иеремия в Казань знакомому ссыльному священнику 22 июня 1916 года, — привык, да и власти тут обходятся с нами вежливо. Житьё, правда, недешёвое, но живу я экономно, укладываясь в 35 рублей в месяц. Однажды всё кончится».

Иермия Ломницкий в Симбирске. Фото сделано за несколько дней до смерти:

Впрочем, скоро по Симбирску разлетелись слухи, что отец Иеремия, таки, покинет город — его собираются поставить в епископы! Его поздравляли, за него искренне радовались — но человек предполагает, а Бог располагает. 3 июля 1916 года с отцом Иеремией неожиданно случился апоплексический удар — инсульт. Он до конца оставался в сознании, исповедался, обновил монашеские обеты и причастился — и ночью отошёл в вечность.

С похоронами, за жаркими временем и теснотой жилища, решили не тянуть, похоронить монаха уже на следующий день. Но в день этот, 4 июля, в Симбирске грянул Кровавый базар, бунт, вызванный скачком цен и дефицитом сахара. Полиция ничего не могла поделать с трёхтысячной толпой, вызванные войска открыли огонь по «внутренним врагам», убив трёх человек, двух молодых женщин, и ранив восьмерых, в том числе восьмилетнюю девочку и мальчика 11 лет. Если бы жив был Пифиев, говорили горожане, то кровопролития, наверняка, удалось бы избежать — но если бы Пифиев дожил до 1917 года, он едва бы умер собственной смертью…

С похоронами отца Иеремии пришлось повременить до вечера. Но в последний путь «батюшку с бородой» провожала огромная толпа, не только ссыльных, но и горожан.

Не все знали его, но чётко связывали два события: умер праведник и молитвенник — начинаются беды.

Могила о. Иеремии в Симбирске (справа). Слева под леревянным крестом покоится отец Теофил Скобельский, 1917 г.:

Могила отца Иеремии Ломницкого не сохранилась, хотя и запечатлена на фотографическом снимке, самом старом известном снимке Старого кладбища Симбирска-Ульяновска. Не отыскан пока и его Симбирский дневник. Но История не торопится — в ней всему своё время…

Иван Сивопляс

Темы: Религия

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru