Первые сведения о симбирском транспорте относят нас на 260 лет назад. Перед нами «Грамота 1676 года о строении в Синбирске Яма».
«Ямом», «Ямской гоньбой» и «Ямщицким извозом» тогда называли конную связь на кибитках.
Грамоту писали казаки царю Алексею Михайловичу.
«Били челом нам, Великому Государю, синбирские казаки, служат, де, они нашу, Великого Государя, конную и пешую службу и всякие изделия делают, и вы, Великий Государь, пожаловали бы синбирских конных казаков, велели в Синбирске устроить ям. И им бы лучше, и Великого Государя казне прибыльней».
Просьба казаков была удовлетворена.
Так было положено начало первой «Ямской гоньбе» в Симбирске. Характерно, что уже тогда в грамоте проскальзывает мысль, что дороги нужны для вывоза товаров.
Ямщиками называли «крестьян на яму», перевозивших почту на своих лошадях, за что крестьян освобождали от подушной подати (не снимая, впрочем, всех иных поборов). О правах ямщиков и порядках «ямской гоньбы» в Симбирске рассказывает А.С. Пушкин в письме к жене от 14 сентября 1833 года.
«Опять я в Симбирске. Третьего дни, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. На третьей станции стали закладывать мне лошадь, гляжу: нет ямщиков — один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решил я возвратиться и ехать другой дорогой; по этой на станциях везде по 6 лошадей, а почта ходит четыре раза в неделю. Повезли меня обратно — я заснул. Просыпаюсь утром, что же? Не отъехал я и пяти верст — гора, лошади не ввезут. Около меня — человек 20 мужиков. Чорт знает как Бог помог, наконец, взъехали мы, и я воротился в Симбирск. Теперь еду опять, другим трактом — авось без приключений».
Но прошло время, выросла потребность в расширении экономических связей. Спустя почти 200 лет, в 1862 году, в «Отчете симбирского губернского предводителя дворянства» появились важные замечания:
«Симбирская строительная и дорожная комиссии, рассмотрев предложение об изменении почтового тракта, нашла оное необходимым и справедливо вызванным ходатайством землемеров, просить главноуправляющего путями сообщения об ассигновании в распоряжение комиссии потребной на расходы по изысканию и составлению проектов и смет суммы».
Кожа, шерсть, рожь и пшеница, вырабатываемые даровым трудом крестьян, требовали вывоза. Именно поэтому симбирское дворянство не находило нужным «основываться на описаниях землемеров». Губернии понадобились почтовые в торговые дороги для вывоза товаров.
Надо указать, что общее состояние путей сообщения Симбирской губернии было весьма неудовлетворительное. Только почтовые дороги были в лучшем состоянии.
Скотопрогонные, торговые и проселочные дороги оставались в так называемом натуральном виде и отличались одна от другой только шириной.
Этапные дороги для следования арестантов через Симбирскую губернию содержались под особым надзором. 13 этапных трактов проходило по территории губернии. Через Тетюшское и через Шумовку шла партия арестантов. В том же отчете читаем: «Этапные дороги не совпадают с трактами почтовыми, а соображены с удобствами относительно беспрепятственного конвоирования арестантских партий этапными командами».
Оберегало свой покой симбирское дворянство и старательно убирало подальше с глаз все, что напоминало о тюрьме и ссылке. Первая железная дорога была проведена здесь в 1899 году, когда Симбирск был соединен веткой со станцией Инза Московско-Казанской железной дороги. Затем была проведена Заволжская линия от Часовни до Бугульмы.
Л. Воздвиженская
27 июня 1936 г. "Пролетарский путь"