1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
Воспоминания, 11 Сентября 1982
Не-не-не, ребята, с такой музыкой не надо. Владислав Ястребов о музыкальной жизни Ульяновска 70-80-х

Кто бы мог подумать? В консервативном городе Ульяновске, там, где, кажется, до сих пор бродит призрак коммунизма в кепке Ильича, – рок-клубы, дискотеки, вечера под зарубежную поп-музыку…О музыкальной жизни Ульяновска 1970-80-х, первом рок-клубе города, создании одного из главных иллюстрированных справочников по легендарной группе The Beatles и других своих изданиях рассказал в интервью для проекта «Годы и люди» музыкальный библиограф Владислав Ястребов.

- Владислав Викторович, в 15 лет вы приехали один из Казахстана в Ульяновск. Почему выбрали именно этот город?

- А меня никто не спрашивал. Я знал, что здесь Электромеханический техникум, хорошая профессия – отделение ЭВМ (приборы и устройства). И так получилось, по семейным обстоятельствам, в августе я сюда уехал учиться.

- На первом курсе у вас была своя музыкальная группа, с чего всё началось?

- Она просуществовала буквально несколько месяцев. Это получилось так: во время «картошки» я не поехал на неё, у нас в Казахстане ездят на хлопок, а здесь на картошку, и я как-то умудрился не поехать. Меня оставили в техникуме заниматься электрической проводкой и так далее. И вдруг я увидел одну комнатушку на первом этаже, где стояли какие-то музыкальные инструменты. Я это запомнил. А когда приехали мои друзья, с которыми я успел в сентябре подружиться, я говорю: «Давайте группу организуем». Они спросили меня: «А как»? И я им ответил, что есть инструменты.

Мы пошли к нашей классной – Тамаре Константиновне Николаевой, попросили поговорить её с завучем и директором, чтобы нам дали эту комнатушку с инструментами. Она говорит: «Это хорошо, но у меня есть хороший музыкант Юра Николаев. Он учится на втором курсе, вы с ним, наверняка, споётесь. Подойди к нему, может, он тоже захочет». Я нашёл его, подошёл, он на курс старше нас был:

- Ты с нами хочешь?

- Хочу!

Ну, и мы начали репетировать, а уже буквально через месяц - в это сложно поверить, но это так - уже попытались записать одну песенку «Дом восходящего солнца». Причём записать как? Не было многих приборов, например, ревербератора, но мы просто магнитофон поставили на пол в фойе, расположили инструменты вокруг, чтобы барабанная установка не заливала звук, и повернули в коридор. Получилось очень неплохо. Барабанная установка не заливала звук, там ещё своеобразное эхо получилось, и записали, но даже вокала, и смешно сказать, микрофона не было. Но потом, где-то через месяц, к новому году начались проблемы: я получил 11 единиц по черчению за несданные чертежи, у Юры тоже проблемы – надо к сессии готовиться. Потом уже выяснилось, что мой друг Вадим Шишкин параллельно устроился в ВИА «Радуга» при Центральном универмаге. Ну, и как-то всё само собой развалилось, беда только в том, что кассетка с этой записью не сохранилась.

- В каком жанре исполняли свои песни?

- Это такой поп-рок, стандартный такой вариант: две гитары, барабанная установка и, условно говоря, клавишный инструмент, но в то время называлось это ионикой - очень красивая и мелодичная.

- А в Ульяновске какой жанр был популярен?

- Каждому нравилось своё. На мой взгляд, меломанов в то время было немного, и, в первую очередь, конечно, слушали хард-рок. Тогда в «зените славы» были группы: Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth, Grand Funk Railroad. Вот мне очень нравился дуэт Simon & Garfunkel, насколько помню, половина моих знакомых даже не знали, кто это такие.

- Когда зарубежная музыка начала набирать обороты по всему миру, в Ульяновске как обстояли с этим дела?

- Что касается запада – это же всё сотня лет. Начиная с кантри, блюза, формировался джаз традиционный, появились электронные инструменты, в начале 1950-х рок-н-ролл и всё это сосуществовало вместе. У нас страна была такая, где, начиная от «Пасодобля», заканчивая танцами всякими, шейки, твисты были запрещены, рок-музыка была под запретом, и ВИА разрешали исполнять только определённые песни. Нельзя сравнивать, там был полная свобода, а у нас не было. Вот сейчас у нас полная свобода, поэтому есть всё, что угодно, начиная от Моргенштерна и заканчивая ансамблем «Машина Времени» и все сосуществуют, всем всего хватает.

- Вы побывали на множестве концертов. Помните свой первый концерт в Ульяновске?

- Первый концерт, на котором я побывал, состоялся за год до того, как я устроился на работу. Мой хороший друг – Вадим Шишкин однажды подходит ко мне и говорит:

- Слушай, хочешь на концерт сходить?

- Хочу, а куда?

На что он мне ответил, что в Ленинский мемориал приедут «Песняры». Да ещё бы я не хотел, мне «Песняры» очень нравились. Мы пришли на концерт, у меня бесплатные билеты, мы в самом конце зала, а после пятичасового концерта мы пошли за кулисы, это вообще обалдеть. На лестницу поднимаешься, а там стоят и курят Мулявин (Владимир Мулявин – художественный руководитель ВИА «Песняры», певец, композитор – прим. ред.), ещё какие-то люди, в общем человека три точно из «Песняров». Ну, мы проходим, как не заговорить-то?

Я обнаглел - и к Мулявину, говорю:

- Слушайте, а вы недавно из США?

Они как раз тогда приехали, это было то ли в начале, то ли в конце 1977 года. Он отвечает мне:

- Какие продвинутые меломаны в Ульяновске.

Ну, и у нас завязался разговор, и так доброжелательно поговорили, пожали друг другу руку. Так вот состоялось знакомство.

А где-то в 1978 году, к окончанию третьего курса, тот же Вадим Шишкин подходит и говорит:

- Слушай, деньги нужны?

- Конечно, нужны.

- На работу хочешь устроиться на лето? В Мемориале.

- А кем именно?

- Да рабочим сцены.

А мы уже предыдущее лето работали в совхозе декоративной культуры, это в Белом ключе. На следующий день приехали с паспортом, выяснили, что рабочий сцены нужен только один. И получилось так, что там нужен был электрик-осветитель, на что я с удовольствием согласился. И вот с мая или апреля месяца работали в Мемориале. Там же целый день, а я же ещё учился, но мне пошли навстречу: то есть работаю полдня, зато потом - на всех репетициях симфонического оркестра, на всех их концертах. Я проработал лето, мне понравилось. Вадим, конечно, уволился дальше учиться. А я спросил, можно ли совмещать, мне и разрешили. Я совмещал весь четвертый курс, работал и учился в техникуме. Это было супер, потому что все концерты, доступ ко всем музыкантам абсолютно свободный тогда был. Просто фантастика.

- А как в Ульяновске появился рок-клуб?

- 11 сентября 1982 года мы открыли рок-клуб в ДК Первомая (Дворец Культуры имени «1 мая») - это на Нижней террасе. Но он просуществовал полгода, потому что КГБ всё это дело прекратило. Меня вызвали в КГБ, это был март 1982 года, и популярно объяснили, что и музыку я пропагандирую не ту, и интервью не у тех людей беру, и вообще это безобразие надо прекратить. Ну, и я сказал, что уже прекратили, без меня. У нас даже афиши там сожгли, но у меня свербило. Мы пытались в другом месте открыться, провели одно мероприятие, потом в ресторане «Космос» за Свиягой, парочку вечеров в общежитии на севере Политеха и везде после первой программы нам везде сказали:

- Не-не-не, ребята, с такой музыкой не надо.

И так получилось, что в ДК имени Чкалова была такая художница Пономарёва Наталья, я говорю: «Вот есть очень хорошая идея». Я проводил там дискотеку для Политеха на студенческой весне. Ну, ей это дело понравилось, и она предложила провести у них. Я отказался, сказал ей, что хочу рок-клуб, рассказал ей идею, на что она мне ответила: «Что-нибудь придумаем». И когда я в 1983 году остался без работы, позвонил Наталье. И там у них была возможность устроиться электриком. Спросил у неё насчёт рок-клуба, а она мне предложила:

- Давай так, рок-клуб и дискотека.

Это было не моё желание, но дискотека зарабатывала деньги, для того, чтобы существовал рок-клуб. Вот и всё.

- Пользовались ли популярностью студии звукозаписи в Ульяновске?

- Бешеной. Тогда был дефицит музыкальной информации, а получилось так, что за годы существования дискотеки и рок-клуба мы собрали огромную фонотеку. Причем фонотеку качественную, грамотную, то есть названия песен, альбомов, годов, всё-всё было. Плюс, опять же, поднакопились какие-то деньги на хорошую аппаратуру. У нас были очень хорошие катушечники – «Олимп», «Электроника» и даже Akai. И только фирменные кассетники - Pioneer и Akai. Так что с качеством было всё в порядке. Была оперативная студия звукозаписи на улице Гончарова, они выполняли заказ за трое суток. А мы, обыкновенная студия звукозаписи, стали выполнять заказ за сутки. Огромная фонотека, хорошее качество информации, всегда свои кассеты и катушки. Очень хорошо шло.

- Вы автор самого крупного справочника в мире по ливерпульской четвёрке – группе The Beatles. За счёт чего удалось достичь такой популярности материала?

- Насчёт крупности сказать не могу. В России уже выходил тоже неплохой справочник, просто у нас в силу моей симпатии к группе The Beatles и долговременности сбора информации, в первую очередь, статей, получилось всё гораздо объёмнее, точнее и шире. Шире - в каком смысле: не то, чтобы у нас в России или СССР, а даже в мире нет нотографии! Практически во всём мире не собирали статьи, потому что там «триллион» этих статей. Обычно библиография - книжная, мы же сделали и статейную библиографию, причем на нескольких языках СССР – тогда собирали со всей страны газеты, которые выпускали статьи и рецензии на музыку и альбомы, вырезали статьи - был специальный отдел вырезок - и рассылали подписчику за очень небольшие деньги. Отсюда у меня был очень большой библиографический материал. И плюс описание по статейной и книжной библиотеке, то есть того, что мне было недоступно в силу разных причин, по 1970-1980 годам, допустим: я физически не успевал купить газеты и мог просто не знать о них. Получилась очень хорошая, без ложной скромности, библиография. Просто таких нет, почему таких? Потому что библиография, дискография, нотография и т.д. Обычно же специализировались или только на дискографии, или только на библиографии, собрать всё в одну кучу видимо никому в голову не приходило.

- Почему они, а не The Rolling Stones или Deep Purple?

- Во-первых, чисто симпатия. Нас же никто не заставлял палками-розгами сделать про The Beatles. Они всегда очень нравились. У нас в своё время в рок-клубе вся картотека была общая, это несколько десятков тысяч карточек, которые я всю жизнь собирал. И там The Beatles были в начале. Всегда интересно посмотреть, как люди преподнесут какие-то песни, альбомы. Был 1985 год, тогда ни о какой книжке мечтать нельзя было, но мне почему-то в голову пришло: «Вот бы книжку сделать». Я помню, на следующий день завел два отдельных ящичка и стал более интенсивно собирать материалы.

Вы говорите - The Rolling Stones. Но вот The Beatles всегда, по всем позициям их опережали - и по количеству хитов, и по популярности, и по количеству обезумевших девушек. Хотя, кстати, буквально через полгода я сделал программу по The Rolling Stones, которые мне тоже очень нравятся. Но даже она пользуется популярностью гораздо меньше. Да, хорошие там песни, мои любимые: Angie, Paint it black и ещё парочка есть. Но вот не то. Российскому менталитету гораздо ближе «битлы»? чем The Rolling Stones. Всё-таки первые больше на европейской стилистике основаны, а вторые - на блюзовой, американской. Может быть, поэтому.

- В 2004 г. вышел обширный энциклопедический справочник «Женщины в зарубежной популярной музыке» о более чем 4000 исполнительницах и женских коллективах за последние сто лет. Почему именно женщины?

- Знаете, вот ничего просто так не бывает. В своё время у нас в рок-клубе была программа «Женщины в роке», и делал её мой очень хороший приятель Сергей Трошин, который до сих пор занимается тяжёлой музыкой, по концертам Deep Purple ездит и т.д. Живёт и преподаёт в Майне. Он у нас был заведующим в секции зарубежной музыки и сделал такую программу. Естественно, под нашим непрерывным взглядом. Мне тоже понравилось, какие-то вещи для себя открыл впервые. Стал гораздо больше слушать не только хард-роковых женщин, но и вообще самых разных. Выяснилось, что это очень интересно. Я тогда ему ещё сказал, что мысль очень хорошая. И опять же, просто набирался годами материал. В определённый момент этого материала появилось много, сели и сделали. Вот корни, можно сказать, с этой программы и начались - в 1985 году в ДК Чкалова. А вышел справочник в 2004 году. 19 лет прошло, так всё долгое время и копилось.

- В 2016 году вышла книга «Бог есть любовь». Книга знакомит с биографией епископов, митрополитов, проблемами симбирской епархии. Выпустили вы её вместе со священником Ильёй Николаевичем Косых. Почему от музыки вы перешли к религиозной теме симбирских храмов?

- Никакого перехода не было. Я очень многих спрашиваю знакомых: «А вы когда первую Библию читали?», в основном в 1990-2000 годах. Я свою первую Библию купил в 1988 году в Неопалимовской церкви. Там, насколько помню, раздавали кому-то бесплатно, но я купил. И с удовольствием и интересом изучал. Кстати, мне всегда это интересно было. Мы пытались параллельно готовить программы на религиозную тему: рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса Jesus Christ Superstar, маленький блог сделали о ленинградской группе «Трубный зов», которая исполняла песни на религиозную тематику. Поэтому было интересно.

Я всегда собирал какую-то информацию. Где-то в году, боюсь соврать, в 1985-м ко мне подошёл один из приятелей: он показал открытки с фотографиями храмов и спросил, видел ли я такое. Я начал его расспрашивать, где это. Он мне рассказал, что их уже снесли. И вот что-то меня кольнуло и заинтересовало. И я стал собирать информацию.

Материала на эту тему вообще очень мало, но то, что увидел, - раз – и вырезал, раз – записал. А уже гораздо позже, где-то в 2014 году, в Интернете встретил очень хороший материал, смотрю, подпись - Николай Косых. Отец Ильи Косых - предстоятеля церкви Трёх Святителей на улице Гончарова. Отца не стал беспокоить, позвонил Илье Косых, рассказал ему, что прочитал его материал, мне очень понравилось. А оказалось, что это его дипломная работа. Я предложил ему из этого сделать книгу, но он отказался по причине физической занятости. Но он мне предоставил материал и сказал, что могу с ним делать всё, что хочу. Ну, раз такая индульгенция была получена, я это всё перевёл на компьютере, убрал там несколько ошибок, добавил много своего материала. В итоге из 60 страниц дипломной работы получилось 200 с лишним страниц будущей книги. Я ему послал текст, мы все согласовали. Книга вышла спустя год работы. Подытожу: это был не переход - вот с музыкой завязал и ударился в религию, нет. Всё шло параллельно.

Интервью записано в ноябре 2020 г. Автор - Илья Михно

Фото - Владислав Ястребов, www.73online,  www.ulpravda.ru

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru