1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
События, 20 Мая 1921
Герои, 9 Февраля 1904
Герои, 22 Апреля 1870
Герои, 8 Февраля 1684
Места, 14 Марта 1780
Воспоминания, 2 Июня 1918
Воспоминания, 30 Октября 1937
Фото, 20 Ноября 1995
События, 16 Сентября 1920
Фото, 27 Ноября 1996
События, 3 Марта 1928
Воспоминания, 3 Мая 1956
События, 18 Июня 1812
Фото, 7 Мая 1937
Фото, 2 Июня 1954
Воспоминания, 15 Августа 1924
Герои, 1 Сентября 1947
Герои, 24 Сентября 1926
Герои, 16 Января 1863
Воспоминания, 19 Июня 1879
Места, 7 Января 1648
Герои, 12 Марта 1894
События, 5 Января 1954
Фото, 7 Ноября 1988
Фото, 20 Мая 1941
Фото, 18 Июня 1947
Герои, 30 Марта 1910
Фото, 1 Декабря 1941
Герои, 26 Октября 1894
Места, 9 Мая 1945
Фото дня
Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВладыка ПроклВоейковыГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГусевДавыдовДемочкинДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКоринфскийКругликовКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФилатовХитровоХрабсковЧижиковЧириковШадринаШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКосмосКультураМедицинаМитинги/демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОктябрята/Пионеры/КомсомолОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПожарыПолитикаПраздникиПрирода/экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
Герои, 12 Марта 1894
Энергия простора. Творчество М.М. Радонежского

Михаил Михайлович Радонежский родился 12 марта 1894 года в Ва­сильсурске Нижегородской губернии в семье земского ветеринарного вра­ча. Известно, что в семье любили и ценили искусство, а многие худож­ники, приезжавшие в Васильсурск на этюды, становились друзьями Радонежских. С 1913-го по 1918 год Михаил Радонежский учился в Ка­занской и Пензенской художествен­ных школах. С 1918-го по 1921 год М.М. Радонежский работал деко­ратором и руководителем художе­ственных студий в частях Красной армии. В 1921–1931 годах он жил в поволжских городах – Козьмоде­мьянске, Васильсурске, Астрахани, а также в Сибири (Новосибирск, Боготол), преподавал в школах и училищах, работал декоратором в театрах. В 1925 году М.М. Радо­нежский вступил в члены АХРР (Ассоциация Художников Револю­ционной России).

В 1931 году по приглашению Городского отдела народного образования художник переехал в Ульяновск, который стал его второй родиной. Именно здесь раскрылся талант М.М. Ра­донежского – пейзажиста и масте­ра натюрморта. Он активно вел преподавательскую работу в шко­лах, техникумах, училищах, был старшим научным сотрудником художественного музея (1940–1947), где руководил художественной сту­дией (1944–1946). В июле 1937 года при образовании Ульяновского фи­лиала Куйбышевского союза совет­ских художников он был избран его первым председателем, с 1960 года М.М. Радонежский – член Ульянов­ского отделения Союза художни­ков. Он участвовал во Всесоюзной выставке «Жизнь и быт народов СССР» (1926), Всесоюзной художе­ственной выставке (1947), зональ­ной выставке «Большая Волга» (1964), областных выставках. Картины художника были экспонента­ми тематических выставок в Улья­новском областном художествен­ном музее. Михаил Михайлович Ра­донежский скончался 24 ноября 1972 года в Ульяновске.

Излюбленной техникой М.М. Радонежского была темпера. Несмотря на ее «монументальную основу» и кажущуюся меньшую пластичность, не требующую детальных подробно­стей, Радонежский именно в темпере нашел уникальные возможности для интерпретаций. Их художник обо­значал в композиции, и словно из глубины вырывающейся живописной фактуры, густого и звучного колори­та, движимого быстрыми, размаши­стыми переплетениями линий.

Пейзажи, созданные в 1960-е годы, органично соединяются в цикл «Новый Ульяновск». Это не означает, что художник обращал­ся только к видам новостроек, для него историческое пространство соединяло эпохи и десятилетия в один образ.

В образе города мирно ужива­лись «новые движения жизни» и оба­яние старой архитектуры. В основе пейзажей М.М. Радонежского глав­ным оставалась гармония вечного содружества. Он любил подчеркнуть перспективу уходящей вдаль ули­цы (часто это был деликатный уход вглубь композиции картины). Он передавал движение, создаваемое автомобилями на дорогах и фигура­ми редких прохожих.

Но более всего художник ценил естественное движе­ние самой природы – ветра и штри­хов дождя, осязаемых солнечных лу­чей и только что сложившегося в су­гробы снега. Для М.М. Радонежского было крайне необходимо запечатлеть облик живого и естественного города. Мастер всякий раз настраивал движе­ние под определенный живописный ритм. Воздух в его картинах создавал движущееся легкое «сфумато», ино­гда это было хмурое «непогодье», но чаще всего он был максимально на­полнен солнцем, свежестью обновления и природы, и города, и человека, в нем живущего.

Ночные виды Ульяновска – это микрокосм со своим рассказом, не подробным, а цельным и внезапным по эмоциональной нагрузке.

Вид сверху на строящееся Засвияжье – открытая им заново традиция импрессионистов, которые с высоты пытались запечатлеть новый Город-Мир. Напряжение часто контрастных, но никогда не перебивающих друг друга широких, свободных, словно нарочито небрежных мазков создает максимальную энергию, многократно увеличивающую образную структуру «ведуты».

Новые декоративные возможности цвета и света – своеобразный поклон искусству начала ХХ века. В этих открытых эмоциях у М.М. Радонежского находится место для лирических откровений, которые неизменно присутствуют в композициях, невзирая на напряжение и грубоватую упрощенность, ломкость линий, резкость живописного высказывания. Для художника в пейзаже главенствует не натуралистическая подробность улиц города, не передача моментального впечатления, а глубоко прочувствованное соучастие в длительном эмоциональном переживании. Потому хорошо знакомые улицы открываются с новой, часто неожиданной стороны.

Художник передает добрый и мудрый привет от Симбирска с его историческим умиротворением и тишиной, от Ульяновска – здесь и сейчас – с его радостным проживанием на новых просторах. Возможно, сквозь эти пейзажные истории проглядывает будущее.

Если пейзаж диктовал определенные правила в обозначении конкретного места, то натюрморт спешил уверить прежде всего в декоративном первородстве всех предметов: цветов, чашек, ваз, самоваров, различной снеди. Художественная чуткость мастера давала возможность соединить в органическую цветовую логику предельную вещественность и декоративную структуру интимного мира чувств. Радонежский нередко писал натюрморты у открытого окна, запуская воздушные ритмы в тихое мироощущение пространства интерьера. Образная составляющая словно бы базировалась на большей «аккуратности» живописного мазка. «Бархат» цветов и их же беззащитная прозрачность, контраст отблесков холодного стекла бутыли и обжигающего жаром самовара, историческая суть старинного фарфора в современном интерьере – все создает емкий энергетический посыл в рамках «тихого» жанра. Художник чувствует себя свободным в игре, которую неизменно создают предметы. Эта игра включает традиции старого натюрморта, который элегантно, но все-таки наталкивается на новаторство искусства начала ХХ столетия. Она ощущается в живописи густого по фактуре, корпусного натюрморта советского искусства. При всей конкретности в выборе объектов это зримое, осязаемое место, время, окруженное предметами – рассказчиками, в котором способно меняться только настроение.

М.М. Радонежский, вероятно, был бы удивлен, что по прошествии многих лет его творчество сравнивают с направлениями, ставшими классикой искусства ХХ века – постимпрессионизмом, экспрессионизмом и даже с возникшим в 1970-е годы неоэкспрессионизмом. Художник не дожил до времени, когда вновь главными компонентами творчества становятся эмоции, передаваемые множеством вариаций линии, цвета, живописной фактуры. Напомним, что художники-постимпрессионисты придавали главное значение не моменту, а долгому определенному состоянию природы, важным средством для достижения этого состояния были декоративные решения. Экспрессионисты считали себя последователями постимпрессионистов – Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна.

М.М. Радонежский вполне мог с такими сравнениями не согласиться, особенно в те годы, когда новаторские тенденции ХХ века были «не рекомендованы для изучения и популяризации». Но обретенные им мощные, своеобразные качества живописи, присущие только ему творческие возможности органично входят в художественную летопись, что становится смыслом настоящего искусства.

Елена Сергеева, зав. музеем изобразительного искусства ХХ–ХХI вв. Фотоматериалы предоставлены отделом хранения Ульяновского областного художественного музея

«Мономах», №3, 2019 г.

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru