Судьба пушкинских рукописей после смерти поэта на продолжительное время оказалась в руках симбирянина, писателя Павла Васильевича Анненкова (1812–1887).
Будущий пушкинист родился в Москве в июне 1812 года за несколько месяцев до французского нашествия. А накануне захвата французами Москвы семейство Анненковых переехало в симбирское имение. Здесь у Павла Васильевича родился младший брат Иван. Произошло это в ноябре 1813 года. Так что детство писателя прошло в симбирском Чирикове.
Отношения с крестьянами у помещика Василия Анненкова не ладились. В 1817 году крестьяне устроили бунт, зачинщики которого были установлены и сосланы в Сибирь. Но и после этого крестьяне не прекратили борьбу с ненавистным помещиком.
Летом 1821 года в симбирскую полицию явилось 70 чириковских крестьян с жалобой на жестокое поведение В.А. Анненкова. Последовало расследование крестьянских жалоб, его отстранили от управления имением. Отец Павла Анненкова вместе с семейством переехал в Москву.
В Москве братья Павел и Иван поступили учиться в один из пансионов. Но вот пансион окончен и Павел Анненков приехал учиться в российскую столицу: сначала в Горном кадетском корпусе (1825–1829), а затем – на историко-филологическом факультете Петербургского университета (1829–1832). Не закончив его, в 1833 году он поступил на службу в Министерство финансов.
В конце 1831-го или в начале 1832 года Анненков вошёл в круг приятелей молодого Гоголя – Н.Я. Прокоповича, А.С. Даниловского, И.Г. Пащенко и др. С конца 1842 года до начала 1843 года Анненков путешествовал по Германии, Италии, Франции. В апреле – июле 1841 года писатель общался с Гоголем, переписывал под его диктовку главы романа «Мёртвые души».
В 1846–1848 годах вновь уехал за границу.
После возвращения в Россию Павел Васильевич вместе с братом Фёдором поспешил в Чириково. В симбирской провинции предстояло оформить раздел имения со старшим братом Александром Васильевичем. Это произошло накануне 1849 года. Затем П.В. Анненков провёл почти три года в Чирикове и Симбирске, где и написал большинство «Провинциальных писем», опубликованных в журнале «Современник».
Позже здесь же в Чирикове Анненков продолжает работать над подготовкой издания собрания сочинений А.С. Пушкина. Одной из распространённых ошибок является неточная датировка времени, когда П.В. Анненков приступил к работе над пушкинскими рукописями. Одни авторы относят это событие к 1849 году, другие – к 1850, а третьи – к 1851.
Брат писателя, Иван Васильевич Анненков, содействовал доступу к рукописям Пушкина ещё при жизни Белинского в 1847 году. Известно, что Павел Васильевич писал братьям Ивану и Фёдору в июне того года: «Ванюша теперь в хлопотах, но я рад, что пушкинские рукописи им не пренебрежены. Белинский мне говорил, что Вы за них взялись весьма дельно, и я думаю, что к его возвращению в Россию, что случится в ноябре месяце, уже у Вас будет готово что-нибудь весьма интересное показать ему».
Но стоило только писателю приступить к подготовке издания, как он тяжело заболел и возвратился к работе над Пушкиным в Петербурге лишь в октябре месяце 1851 года. В Чирикове свою работу Анненков продолжил лишь в августе 1852 года.
«Третий месяц живу один-одинёшенек в деревне и засел на 1832 годе биографии Пушкина, решительно недоумеваю, что делать? Он в столице, он женат, он уважаем – и потом вдруг он убит, сказать нечего, а сказать следовало бы, да ничего в голову не лезет. И так, и сяк обходишь и всё в результате выходит одно: издавал «Современник» и участвовал в «Библиотеке для чтения»... Какая же это биография? Это уже не писание, а просто влаченье по гололедице груза на клячонке, вчера некормленой. Только и поддержки ей, что убеждение (корм хорош), что по стечению обстоятельств никто так не поставлен к близким сведениям о человеке, как она… Нечего больно зариться на биографию. Есть кое-какие факты, они плавают, они в пошлости», – писал Анненков из Чирикова И.С. Тургеневу в Спасское 12(24) октября 1852 года.
Отвечая на письмо П.В. Анненкова, Тургенев писал 28 октября (9 ноября) 1852 года из Спасского:
«Я понимаю, как Вам должно быть тяжело так дописывать биографию Пушкина – но что делать? Истинная биография исторического человека у нас ещё не скоро возможна, не говоря уже с точки зрения цензуры, но даже с точки зрения так называемых приличий. Я бы на вашем месте кончил её ex abrupto поместил бы, пожалуй, рассказ Жуковского о смерти Пушкина и только. Лучше отбить статуе ноги – чем сделать крошечные не по росту. А сколько бы я мог судить, торс у вас выйдет отличный. Желал бы я, говорю это откровенно, так же счастливо переменить свою манеру, как Вы свою в этой биографии. Вероятно, под влиянием великого истинно древнего по своей строгой и юной красоте пушкинского духа Вы написали славную, умную, тёплую и простую вещь. Мне очень хочется дослушать её до конца».
Затруднения, возникшие у Анненкова, касались главным образом того, что нужно было написать о гибели поэта, а в 50-е годы были живы многие из родственников Пушкина. В своём письме Тургенев и подсказывает, как поступить с изложением последней части пушкинской биографии.
В ноябре 1852 года Анненков в основном написал биографию поэта. А в январе 1855 года вышли в свет «Материалы к биографии А.С. Пушкина» – первый том издания сочинений поэта.
В каталоге музея Симбирской учёной архивной комиссии за № 41 значится «Сочинения Пушкина. Том I. Издание П.В. Анненкова». Этот экземпляр из библиотеки П.В. Анненкова представляет большой автографический интерес по имеющейся в нём рукописной странице, на которой значится: «Автору образцовой биографии Пушкина и добросовестному издателю сочинений великого нашего поэта Павлу Васильевичу от его литературных друзей и знакомых в память обеда 17 февраля 1855 года. Далее следуют подлинные подписи: «Иван Тургенев, Иван Панаев, Василий Боткин, Николай Некрасов, Александр Дружинин, Михаил Михайлов, Михаил Авдеев, Алексей Писемский, А. Майков, Г. Геннади, В. Гаевский, Е. Корш, М. Языков, А. Жемчужников, гр. Алексей Толстой, Арапетов, Н. Гербель, Я. Полонский».
Какие же рукописи А.С. Пушкина привёз П.В. Анненков в симбирское село Чириково? Это девятнадцать рабочих тетрадей, выписки для Истории Петра – выписки для истории Пугачёвского бунта, черновые письма Пушкина вместе с письмами его корреспондентов, несколько сот отдельных листов с черновиками биографических заметок, статей и стихотворений. То есть П.В. Анненков обладал большей частью пушкинских рукописей, оставшихся после смерти поэта, кроме дневника и писем жене.
О переписке поэта Анненков заметил: «Непрерывная литературная переписка с друзьями принадлежала к числу любимых и немаловажных занятий Пушкина в это время (во время пребывания в Михайловском. – А.А.). Переписка Пушкина особенно драгоценнатем, что ставит, так сказать, читателя лицом к лицу с его мыслию и выказывает всю её гибкость, оригинальность и блеск, ей свойственную. Эти качества сохраняет она даже и тогда, когда теряет достоинство непреложной истины или возбуждает вопрос. Мы имеем только весьма малую часть переписки Пушкина, но и та принадлежит к важным биографическим материалам». (Материалы, с. 129).
Подводя итоги, можно сказать, что в Чирикове находился основной массив пушкинских рукописей.
В сентябре 1833 года А.С. Пушкин побывал в Языкове Симбирской губернии, а почти через девятнадцать лет – в августе 1852 года – в Симбирской губернии оказалось рукописное наследие русского поэта. Село Чириково, куда прибыли рукописи, отстоит от села Языково всего в тридцати километрах. Пушкин добирался до Языкова через Тагай. А вот каким маршрутом он добирался из Петербурга в Чириково, предстоит выяснить.
Рукописи Пушкина послужили основой для анненковских «Материалов», то есть биографии поэта. Говорю об этом, нисколько не принижая других источников, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний, изданий пушкинских произведений.
Какое же время пушкинские автографы хранились в Чирикове Симбирского уезда и губернии? П.В. Анненков приехал в Москву 3 (15) января 1853 года. Скорее всего, он выехал из Чирикова числа 27–28 декабря 1852 года. Несмотря на то, что книга о Пушкине была закончена ещё в ноябре, Анненков оставался почти до Нового года в Чирикове в ожидании денег, видимо, предполагавшихся от продажи хлеба. С вопросом, когда писатель приехал в Чириково, дело обстоит сложнее. Дату приезда можно установить менее точно, чем дату отъезда. На основании уже цитировавшегося выше фрагмента письма Анненкова Тургеневу от 12 (24) октября 1852 года «Третий месяц живу один-одинёшенек в деревне и засел на 1832 годе биографии Пушкина...» можно сделать вывод, что Анненков приехал в Чириково в первой декаде августа. Итак, всего работа с рукописями велась на протяжении четырёх с половиной месяцев. Столько времени пушкинские рукописи хранились в Чирикове.
Александр Авдонин-Бирючевский
«Мономах», №1(85), 2015 г.