Летом 1929 г. в Ульяновск приезжала группа актёров с режиссёром, который снимал в то время фильм по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Снимали сцену гуляния на фоне Волги по Старому Венцу, где прохаживались купцы с семьями и прочий люд иного сословия того времени в соответствующих костюмах.
Из Москвы приезжала часть съёмочной группы, а актрис было только две, исполнявших главные роли: Катерины (А. Тарасова) и Варвары (забыла фамилию актрисы). У них на Венце была небольшая сцена, которую они неоднократно дублировали. Остальное всё исполняли статисты. И вот, как ни странно, и я принимала там участие. В ульяновской газете тех лет «Пролетарский путь» поместили объявление о наборе статистов. Среди условий, касающихся купеческих дочек, было требование иметь косу. У меня коса была, и сестра уговорила меня рискнуть – пойти на просмотр. Сама я, конечно, не пошла бы, но сестра меня сопровождала. Да, коса выручила – меня взяли, а сестру нет: у неё была короткая стрижка.
Три дня мы по несколько часов прогуливались под солнцепёком и при непременном присутствии на некотором расстоянии зевак и любопытствующих. Костюмы, в которые нас наряжали, были красивыми и до неузнаваемости изменяли нас в лучшую сторону. В 20-е годы ведь и девочки и девушки носили просто «рубахи». Разве это были платья! Без талии, без рукавов и короткие, выше колен. И вдруг на меня надели широкую, длинную, с оборочками внизу, юбку, потом кофточку, облегающую фигуру, с пышными рукавами. Я вдруг стала выше и стройней. Хорошо заплели косу, и широкая голубая лента легла спереди на волосы, уходя дальше в косу. Когда положили ещё грим на лицо, я себя, глянув в зеркало, не узнала. Это была прехорошенькая совсем чужая девушка.
Три дня нас привозили на Венец уже совсем одетыми. Я освоилась в этой пёстрой толпе. У меня была очаровательная купчиха-мать и очень солидный купец-отец. Когда мы прогуливались, я шла впереди «родителей» и изображала из себя большую скромницу.
Главное в этой истории было впереди. Ведь нужно было дождаться выхода фильма на экран и узнать, какое впечатление я произвожу на зрителей. Я наивно мечтала, что обнаружила актёрские данные. Вот потеха! А дело в том, что коса-то моя выделила меня среди прочих «актёров». Сняли несколько кадров, в нескольких позах меня одну, сидящую на скамейке спиной к Волге. Хорошо запомнила одну позу – сижу, чуть склонив голову, руки лежат на коленях, кисти рук одна в другой. Злополучная коса перекинута через плечо и тоже лежит на коленях. Поза задумчивости и ожидания – так, видимо, было задумано. Вот этот кадр и вошёл в картину.
Но разочарование меня ждало полное. Во-первых, я долго ждала выхода картины на экран, думаю, года два, и за это время уже охладела к ней. Однако всё же теплилась надежда, что меня заметили и что я получу какое-то одобрение, положительную оценку. Ничего подобного не было. Почти полностью весь эпизод из фильма «Гроза», заснятый в Ульяновске, не вошёл в картину. Остались какие-то крохи, которые на экране промелькнули молниеносно. Не было гуляния с моими «родителями», вообще никакого гуляния не было. Это большая пёстрая гуляющая толпа не вошла в картину. Толпу снимали уж не знаю где, может быть, даже в Москве, но уже без Волги. Но вот меня оставили: и как я сижу со своей косой, и как за мной течёт Волга.
Когда я смотрела фильм и когда, наконец, с замиранием сердца увидела себя, то от волнения ничего не успела рассмотреть. И этих мгновений что кадр был на экране оказалось так мало, что хотелось его остановить. Никому и в голову не могло прийти в этой склонённой фигуре находить сходство со мной. Правда, мой двоюродный брат, живущий в Ленинграде, с которым мы вместе провели детство, узнал меня и написал мне об этом.
Так немного грустно, но жизненно закончился этот эпизод. Конечно, было по-детски и обидно, и горько не за себя, а за всех «актёров», которые принимали участие, старались, добросовестно выполняли все указания режиссёра и не попали на экран.
Из воспоминаний Галины Дмитриевны Невзоровой (Архангельской).
Из фондов ОГАУК «Ленинский мемориал»
КП-27598/8,9 Арх. 150
«Мономах», №2(92), 2016 г.
Еще по теме: Галина Невзорова: Не пропустить ни одного мгновения радости