
Наше сегодняшнее путешествие пройдёт по старинным, овеянным легендами местам Старомайнского района. Начнём мы его с посещения административного центра – Старой Майны.
Старая Майна, рабочий посёлок
Рабочий посёлок Старая Майна – одно из самых таинственных мест не только Ульяновской области, но и всей России. Долгое время существовало две версии образования Старой Майны (до 1917 года – с. Богоявленское).
Официально считается, что Майнский острог, или Майнский городок, был построен в 1670 году по велению царя Алексея Михайловича («Тишайшего») на холме возле речки Утки-Майны для защиты от кочевых племён. 12 башен, соединённых частоколом, и глубокий ров, заполненный водой, защищали его от неприятеля. В качестве оборонительной крепости острог просуществовал почти 100 лет.
По второй версии считается, что поселение организовали монахи из Костромского монастыря в честь Святого Богоявления в 1655–1661 годах, и именно поэтому позднее селу было дано название Богоявленское. Однако в своде «Селения Казанского ханства по писцовым книгам» Е.И. Чернышёва о Старой Майне сказано следующее:
«Очень крупное владение со второй половины XVI века имели Яков и Фёдор Асановы по реке Уреню-Атабаевский луг с деревнями Ботьма и Старая Майна. Яков Васильевич Асанов получил на это владение грамоту 7105 (1597 г.), по которой он унаследовал от отца своего, служилого татарина, бортный ухожей, бобровые гоны и рыбные ловли за Камой рекой по Ногайской стороне, ниже Тетюш, и по Майне реке».
Получается, что Старая Майна существовала и до 1597 года. В наше время благодаря последним археологическим находкам выяснилось, что поселение гораздо старше, чем считалось прежде. Первое поселение в Старой Майне основали представители так называемой именьковской культуры, которую некоторые учёные считают праславянской.
Согласно археологическим находкам и при булгарах поселение не прекращает своё существование. Более того, для него наступает так называемый золотой век (судя по количеству кладов данной эпохи).
Монгольское нашествие сильно опустошило булгарские земли, но и золотоордынцам понравилось жить на волжских берегах... Итак, получается, что Старомайнское поселение, вероятно, является древнейшим живым поселением в России!
Но чудеса старомайнской земли не заканчиваются и на этом. Огромный интерес вызвала находка статуэток индийского бога Вишну, датируемых VII–X веком, которые подтверждают старинные торговые связи. Некоторые исследователи считают, что где-то здесь был индуистский храм. Есть и другие чудесные находки: римская монета императора Гордиана III (238–244 гг.), фибула (застёжка для плаща) с расширенной ножкой, датируемая II–III веками, с территории Северного Причерноморья, и подвеска-лунница того же времени, и даже вещи эпохи позднего неолита. Надеюсь, что Старая Майна ещё откроет сотни своих тайн в будущем.
К сожалению, достопримечательностей в Старой Майне немного – лишь несколько исторических зданий. Впрочем, этот недостаток с лихвой компенсирует прекрасный вид на Старомайнский залив и прогулка по тихому посёлку, да и мест для рыбалки и купания здесь предостаточно.
Богоявленский храм – главная достопримечательность посёлка
Богоявленский храм в р.п. Старая Майна – одна из самых почитаемых святынь Ульяновской области. Первую церковь в селе построили в 1777 году. Была она деревянной и имела два престола: в честь Богоявления и святителя Николая Мирликийского. Церковь простояла недолго и полностью сгорела во время пожара. Но уже в 1823 году стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова был построен новый каменный храм с теми же престолами.
Дмитрий Николаевич был известен тем, что выкупал по возможности земли и организовывал на них крестьянские общины. Одна из самых крупных общин находилась в селе Богоявленском (ныне Старая Майна), и именно для этой общины был построен новый храм Богоявления.
Впоследствии церковь расширялась, и в ней появился предел в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако гордостью Богоявленского храма стала высокая колокольня (более 30 метров) с 300-пудовым колоколом. Старожилы рассказывали, что в хорошую погоду мелодично-волшебный звон был слышен за десятки километров и в Симбирске, и в Болгарах. А в пургу беспрерывный и тревожный голос колокола помогал заблудившимся путникам найти дорогу к дому.
Однако для советской власти и колокол, и храм были враждебны. В 1930 году закрыли и разграбили церковь, а в 1932 году уничтожили и колокол. Но любимец Старой Майны сопротивлялся изо всех своих бронзовых сил: при падении с высоты 10-го этаж он остался невредимым, его пытались расколоть кувалдами – не получилось. Тогда в нём просверлили отверстия и заложили взрывчатку, но даже взрыв не расколол его. Только когда в отверстия стали вбивать металлические клинья, непокорный колокол сломался. Поглумились коммунисты и над храмом: разрушили колокольню, а из здания делали то мастерские, то склады, то клуб…
Сейчас храм практически восстановлен, в нём проходят службы, осталось построить новую колокольню, и, быть может, скоро волшебный колокольный звон вновь будет доноситься до Ульяновска…
Икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы
Главной святыней Старомайнской земли считается икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы. Изначально она находилась в селе Ивановка. Существует предание, что она чудесно появилась на ныне утерянном источнике близ села. Но наиболее вероятна версия дарения этой иконы Александром III сельчанам, собравшимся построить храм в честь чудесного спасения императора и его семьи при теракте 17 октября 1888 года. Манера письма, стиль, композиция, сочетание красок говорят в пользу того, что икона привезена со Святой горы Афон, что косвенно подтверждает версию дарения.
Так или иначе, но около иконы сразу стали происходить чудеса: вставали на ноги калеки, срастались переломы, сходили ожоги и т. д. Слава об исцелениях разнеслась по всей округе, и тысячи паломников приходили поклониться святыне. Даже советская власть долгое время не трогала святыню.
В год, когда она была отобрана у верующих, после празднования престольного праздника Боголюбивой Божией Матери – 1 июля, произошло следующее знамение.
Образ Божией Матери на иконе во время крестного хода то «метался» из стороны в сторону, то ярко сверкал божественным светом. Это чудо видели все паломники, и оно было истолковано как опасность закрытия храма и утери реликвии. Так оно и произошло, но даже отобранную икону не решились уничтожить, а спрятали в запасниках краеведческого музея. Только в 1989 году икону вернули верующим, и она продолжает творить чудеса в Старомайнском Богоявленском храме. Много современных свидетельств чудесных исцелений от неизлечимых болезней собрано у протоиерея отца Константина Фролова.
«Девочка 15 лет страдала тяжёлой болезнью, даже порой не могла встать с постели. Услыхав о «Чудотворной», поползла к ней на коленях за несколько километров из своего родного села. Исповедовавшись, помолившись со всеми и причастившись, она слёзно молилась у Боголюбивой и, прикоснувшись к иконе, исцелилась».
И подобных историй много… Сейчас икона находится под защитным стеклом. Верующие за чудеса нередко даруют ей украшения.
Совсем рядом с храмом, буквально через залив, находится ещё одно святое место – Монастырская гора.
Монастырская гора
На северном берегу реки Майны, напротив села Богоявленского (Старая Майна), на горе в XIX был основан Майнский Успенский женский монастырь. В женскую обитель принимались сироты, старые девы и брошенные одинокие женщины. Изначально монастырь был очень беден, а монахини с трудом перебивались с хлеба на воду, но постепенно, путем тяжёлого крестьянского труда и скромности, они заслужили у жителей Богоявленского уважение, и в монастырь стали приносить подаяния и пожертвования. Впрочем, богатым это место так и не стало, хотя и удалось построить деревянный храм, кельи и надворные постройки.
Вскоре пришла революция. Поначалу тихая жизнь обители никого не волновала. Более того, советская власть в 1919 году добавила монастырской общине земли, поскольку в пересчёте на едоков у них было её очень мало. Настоятельница монастыря, опасаясь гонений от новой власти, оформила всех сестёр в трудовую коммуну. Это, наверное, была чуть ли не единственная добровольная коммуна монахинь. Однако уловка сработала ненадолго. Уже в 1928 году общину, а в ней находились женщины от 6 до 80 лет, разогнали.
Считается, что часть монашек была расстреляна (на месте расстрела сейчас установлен памятный деревянный крест). Интересно, что перед разгоном монастыря было удивительное природное явление: в августе, на праздник Успения, вокруг обители зацвёл монастырский сад.
На отобранных землях была образована новая коммуна, которая вскоре разорилась. Время текло, монастырские постройки были перевезены в Старую Майну (кстати, само здание храма сохранилось), брошенные земли стали осваивать новые предприниматели. В 2007 году на этой горе стали строить новый храм Успения Пресвятой Богородицы.
Добраться до Монастырской горы проще всего, переплыв залив на моторной лодке, но существует и объездной маршрут, длиннее на 35 км.
Ещё одной достопримечательностью Старомайнской земли являются Головкинские острова, до которых тоже можно добраться только на лодке. Но любители рыбалки и истории знают, что оно того стоит.
Головкинские острова – памятник природы и истории
Головкинские острова возникли в середине 1950 годов после образования Куйбышевского водохранилища. А раньше это была прибрежная земля, где располагалось одно из богатейших сёл Ульяновской области – Головкино.
Своё название село получило по имени одного из самых известных владельцев – Гавриила Ивановича Головкина, приближённого Петра I.
На сегодняшний день Головкинские острова – уникальный природный объект, где сохранились редкие виды растений и животных. Среди них можно встретить краснокнижных орланов-белохвостов, белых цапель, чёрных крачек, лебедей-шипунов. В районе островов находится одно из крупнейших нерестилищ.
У этого места есть тайна. Когда уровень Куйбышевского водохранилища падает, на обнажившемся дне появляются свидетельства древних поселений. Здесь легко можно найти и осколки глиняной посуды, и наконечники стрел, и монеты разных эпох, и многое другое…
И хотя находки относятся к разным столетиям и даже тысячелетиям, но наибольшее количество – к временам Волжской Булгарии.
Село Головкино имеет свою удивительную историю. По преданию, в лето 1765 года императрица Екатерина II, сопровождаемая своим фаворитом графом Григорием Орловым, путешествуя по Волге на галере «Тверь», заезжала в село Головкино к графу Ивану Орлову (на тот момент Иван Григорьевич Орлов был владельцем всех окрестных земель). Желая удивить и ублажить императрицу, он распорядился весь путь от пристани до села усыпать солью и привести Екатерину II по солевой дороге на санях, как зимой. Для ночёвки императрицы специально срубили сказочный терем. Екатерина осталась чрезвычайно довольна приёмом, особенно ей понравилось кататься летом на санях. Впоследствии, после возвращения в Санкт-Петербург, царица выделила деньги для постройки на месте деревянного терема каменного дворца и церкви и на 3 года освободила от подати крестьян, занятых на их строительстве. Более того, дворец и церковь были построены по проекту знаменитого архитектора Баженова и долгое время были архитектурным памятником и украшением Поволжья.
Но, к сожалению, дворец разобрали после революции, а храм простоял до 1950-х. Это была одна из красивейших двухэтажных церквей России. На первом этаже был престол евангелиста Иоанна Богослова, а на втором – главный престол Воскресения Христова. Певчие располагались на чердаке. Особым украшением храма была небольшая колокольня с часами, специально изготовленными в Лондоне.
При строительстве Куйбышевского водохранилища Головкино попало в зону затопления. Жители просили сохранить храм как памятник архитектуры. Власти сначала обещали сделать это и даже соорудить вокруг него спасательные бетонные кольца, но в итоге под надуманным предлогом взорвали...
Ступая по осколкам кирпичей на дальнем Головкинском острове, не понимаешь, зачем надо было уничтожать такую красоту, ведь даже сейчас останки храма большей частью находятся на берегу...
Добраться до островов можно только на лодке. Это замечательные места для рыбалки.
Дмитрий Илюшин
Фото автора
«Мономах», №1(91), 2016 г.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. По ленинскому пути
Воспоминания, 22.4.1946