"Спуск начинается с южнаго конца главной городской улицы (Большой Саратовской), и на протяжении более трех верст, (1600 саж.), представляет прекрасно устроенный путь из города ко всем пароходным пристаням. Большая часть этого спуска совершенно отлога и только в двух местах встречается небольшая крутизна, так что он не представляет большой трудности даже для возки тяжестей. Мысль о постройке петропавловскаго спуска и первоначальныя указания о его распланировке, даны были Государем Николаем Павловичем, во время посещения Его Величеством города Симбирска в 1836 году. (Петропавловский спуск существовал и ранее, но только не в благоустроенном виде, так что пользоваться им было весьма затруднительно. В росписи о доходах и расходах гор. Симбирска на 1831 год (Второе полн. собр. зак. т. VI, ст. 4802 прилож.) определена статья расхода в 1000 рублей "на поддержание Петропавловскаго взвоза".)
Бывший тогда Симбирский губернатор И. С. Жиркевич обратил внимание Государя, на то, что здешняя пристань приносит весьма мало пользы городу, по случаю затруднительнаго проезда к ней, не смотря на то, что казна ежегодно расходует на поддержку спусков к Волге от 15 до 30 тысяч рублей. Тогда Его Величество пожелал спуститься под гору и осмотрев там местность, выразил удивление, что никому еще не пришло в голову воспользоваться вполне удобным расположением Симбирской горы, для устройства на ней спуска, не только для пользы, но и для украшения города. Сравнивая эту местность с нижегородскою, Государь заметил, что там надо было везде срывать, перерывать и укреплять землю, а здесь существуют натуральные контр-форсы, на коих следует только расчистить и провести спуски и учредить улицы. Указав, что можно устроить трех-ярусную набережную к берегу, до самой пристани и соединить один ярус с другим прекрасными спусками, Государь сказал: "надобно, чтобы дворянство и помещики пособили в этом деле". Потребовав инженера, Государь высказал ему более подробно, и указал на план, свои соображения об устройстве спуска. (Записки И. С. Жиркевича (" Русская Старина", 1890 г., июль, стр. 127 и 128) Однако указаниями, сделанными Государем Николаем Павловичем, воспользовались не скоро и только в 1851 году было приступлено к устройству спуска, оконченнаго в 1853 году и получившаго название от церкви во имя Св. Петра и Павла, мимо которой он проложен.
Постройка его обошлась городу в 14155 руб. сер. В 1861 году уже произведена была капитальная ремонтировка этого спуска (Симб. Губ. Вед. 1861 г., № 13.), хотя, впрочем он, благодаря свoему расположению, вообще требует частаго ремонта, в особенности верхняя его половина, наиболее подверженная усиленному влиянию стока дождевой и главным образом, весенней воды. Так, весною 1865 г. он опять оказался до того изрытым выбоинами и дождевыми протоками, что представлялся почти непроездным и вновь потребовал значительныя затраты на капитальное исправление. (Симб. Губ. Вед., 1866 г., № 115.) (Журн. Думы 1 декабря 1882 года.) С введением в Симбирской губернии земских учреждений, петропавловский спуск передан был в заведывание губернскому земству, на том основании, что он служит соединением Московско-Симбирскаго почтоваго тракта с Оренбургским. Земство, расходуя на ремонт этого спуска, в среднем выводе, около 6 1/2 тысяч ежегодно, возбудило, в 1880 году, вопрос об учреждении сбора с проезжающих по спуску, по 1 коп. с лошади; но когда эта мера была несочувственно принята городским населением и не получила одобрения в оффицальных сферах, то земство предложило городской думе принять петропавловский спуск в свое заведывание, в виду того, что этот спуск, начинаясь в городе и оканчиваясь у перевозной пристани, собственно не примыкает ни к одному из почтовых трактов, а находясь в черте города, составляет проезжую улицу. Вопрос этот разрешен был тем, что в заседании 20-го января 1883 года, дума приняла содержание петропавловскаго спуска на счет города, с приплатою из земскаго сбора, в пользу города, 6400 рублей ежегодно. (Из этой же суммы положен расход на ремонт Богоявленскаго спуска и дамбы на Дворцовой улице.) С тех пор город расходует на его содержание, в среднем выводе, около 4 тысяч в год ("Исторический обзор 25-ти летней длительности Симбирскаго город. обществен. управления, стр. 37.) и надо отдать справедливость, поддерживает это грандиозное сооружение, постоянно, в прекрасном состоянии". Из книги П. Мартынова "Город Симбирск за 250 лет существования"
Сегодня - Спуск Степана Разина
1900-е гг.
Благодарим за фото Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина»
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937