110 лет назад в Симбирске состоялся первый киносеанс. Его устроил приезжий гастролёр-предприниматель Никольский в здании городского театра Д. Булычёвой. В этом году стоит вспомнить и другие круглые даты: 100-летие первого русского художественного фильма, 95-летие открытия при Симбирском естественно-историческом музее научно-образовательного кинематографа, 75-летие первой демонстрации в Ульяновске звукового кинофильма в кинотеатре «Художественный».
С 1898 по 1908 год все игровые фильмы, показанные в Симбирске, были иностранного, в основном французского, производства.
Горожане посмотрели все первые знаменитые немые микрометражки братьев Люмьер, продолжительностью около двух минут: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Политый поливальщик», «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота» и другие. Отечественные кинооператоры быстро освоили хроникально-документальный жанр. В 1902 году в Симбирске с большим успехом демонстрировался фильм «Пребывание президента Французской республики Лубе в Петербурге».
В 2008 году отмечается 100-летие первого отечественного игрового фильма «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»). Он представляет собой экранизацию знаменитой песни «Из-за острова на стрежень…» .
В основе слов обработанной народом песни лежит стихотворение уроженца Симбирска поэта Дмитрия Садовникова (1847–1883), опубликованное 125 лет назад в еженедельнике «Волжский вестник». Автор музыки остался неизвестным. Важную роль в распространении песни сыграл писатель и поэт Скиталец (С.Г. Петров), сын гусляра и сам гусляр, обладавший мощным красивым басом. Он исполнял её на своих творческих вечерах, в том числе на сцене симбирского театра.
Снять первый русский фильм с участием актёров на знаменитый сюжет решил Александр Дранков (1886–1949), фотограф, журналист, кинооператор, владелец фотоателье в Петербурге. Согласно преданию, он услышал песню в роскошном ресторане и записал её слова на белоснежной манжете своей рубашки.
Автором сценария фильма стал В. Гончаров, режиссёром – В. Ромашков, оператором – Н. Козловский.
В роли Степана Разина снялся петербургский актёр Е. Петров-Краевский. Музыку для сопровождения немого кинофильма написал композитор М. Ипполитов-Иванов.
Премьера ленты состоялась в Петербурге 15 октября 1908 года. Фильм быстро приобрёл устойчивую популярность, много лет не сходил с экрана. В Симбирске он часто демонстрировался в первоклассном кинотеатре «Ампир».
По-разному сложилась судьба создателей фильма. А. Дранков после Октябрьской революции оказался в Киеве, затем из Крыма перебрался через Константинополь в США, где пытался закрепиться в Голливуде, но неудачно. Капитала и предприимчивости хватило на открытие кафе близ Лос-Анджелеса. Впоследствии А. Дранков работал в компании «Фото-тон сервис» в Сан-Франциско.
Скончался он 3 января 1949 года и был погребён по иудейскому обряду, так как был рождён в многодетной семье Иосифа Дранкова и благоверной жены его Софии, урождённой Штольшиффер, и до перехода в православие в 1913 году звался Абрамом.
На счету покойного оказалось лишь 380 долларов. Скромная могила пионера российской кинематографии находится на кладбище городка Колма близ Сан-Франциско.
Несмотря на большой успех фильма, его сценарист Василий Гончаров (1861–1915) поссорился с А. Дранковым, обвинив его в «порче» сценария.
В последующие семь лет Гончаров поставил фильмы «Песнь про купца Калашникова», «Преступление и наказание», «Оборона Севастополя» (1911) – первый русский полнометражный художественный фильм. Оператор Николай Козловский (1883–1939) снял более восьмидесяти художественных фильмов и множество хроникальных лент, в их числе были съёмки В.И. Ленина в 1921 и 1922 годах на конгрессах Коминтерна.
После 1908 года репертуар симбирского кинотеатра значительно обогатился. Перед первой мировой войной в городе было уже шесть кинотеатров, сложилась структура киносеансов и культура их посещения. Киносеанс длился около часа.
Вначале показывали хронику, затем видовые киноленты, к примеру, «Утро на Лазурном берегу», затем несколько игровых лент, длившихся по 15-20 минут. Российские режиссёры активно экранизировали отечественную классику – произведения Пушкина, Лермонтова, Островского, Тургенева, Толстого. Выходец из Симбирска актёр и режиссёр Пётр Чардынин снял фильм «Обрыв» по Гончарову.
Хватало и картин «лёгкого жанра»: «Аромат греха», «Сонька – золотая ручка», «Невольник разгула», «Антоша – укротитель тёщ», «Баловень судьбы».
Демонстрация фильмов сопровождалась игрой пианиста или камерного оркестра. Музыкальных иллюстраторов, игравших в кинозале, нельзя называть тапёрами, которые играют на танцах то, что закажут. Они – свободные художники, подбирающие репертуар сообразно происходящему на экране. Лучшими музыкантами городских кинотеатров считались А. Нетребецкий, М. Козловская, А. Симагулова, Н. Лыбин, С. Лонгер.
Ещё до 1917 года в Симбирске состоялись первые киносъёмки.
В 1912 году на Новом Венце режиссёр и художник Чеслав Сабинский снимал фильм «Гроза» по А. Островскому.
В 1915 году губернская земская землеустроительная комиссия заключила соглашение с русской фирмой кинодеятеля А. Ханжонкова и организовала съёмку фильма на противопожарную тему. Кинооператор снял курсы по противопожарному строительству, здания, соответствующие противопожарным нормам в населённых пунктах Симбирской губернии.
До 1918 года в России было снято около двух тысяч игровых фильмов. Только в 1913 году в Симбирске было продано около 300 тысяч билетов на киносеансы при населении города 45 тысяч человек.
Сергей Петров
"Мономах", №3(54), 2008 г.