В Симбирске конца 19 века было немало верных поклонниц моды. Об этом рассказывает нам коллекция городского костюма Ульяновского областного художественного музея. Конечно, приобретением платьев на "парижский манер" были увлечены, прежде всего, симбирские аристократки. Но, к сожалению, предметов из их гардеробов почти не сохранилось. Зато в музее хранятся наряды из мещанской среды, и это дает возможность увидеть, как женщины среднего достатка по-своему воплощали в своем костюме модные тенденции.
Главный экспонат коллекции - нарядное платье, сшитое для особого торжественного случая, а, может быть, и свадебной церемонии. Оно состоит из тугого лифа, пышной юбки и пелерины. В крое и отделке платья, относящегося к 1890-1895 годам, присутствуют все признаки модного женского костюма этого времени: затянутая талия, юбка, густо собранная сзади, рукав с буфом вверху и узкий в кисти. Характерны п сочетания узорной и гладкой шелковых тканей, вышивка блестящей нитью и ворсистая отделка.
Все эти детали платья симбирская мещанка могла отыскать в модных журналах или увидеть в костюме городских аристократок, а сделав заказ портнихе, просила их повторить. Только отделка ее наряда в соответствии со вкусом, оказалась иного качества. Вместо легко снашиваемого лебяжьего пуха, который нашивался по подолу, декольте и рукавам платьев знатных дам, здесь применена более практичная шелковая тесьма, а на месте ручной вышивки - уложенный в узор декоративный шнур.
И все же, входя в зал, где по случаю торжества собрались родственники и знакомые, владелица этого пышного наряда несомненно производила настоящий фурор своим модным видом.
Остросовременным, актуальным для своего времени был и фасон корсажа, сшитого из светло-коричневого шелка с контрастным цветочным рисунком. Его декор также выполнен из ворсистой тесьмы и дополнен плетеными из шнура элементами, заканчивающимися гроздьями узлов-помпонов. Такой лиф в сочетании с пышной юбкой, подобным же образом оформленной, как нельзя более подходил к интерьеру домов конца 19 века. Он был буквально переполнен мебелью с такой же узорной шелковой обивкой и драпировками, украшенными бахромой и помпонами. Этот стиль интерьера назывался «tapissir», то есть обивочный. У нарядного платья и лифа пышные, присборенные по окату, рукава.
К такому костюму подходила только особая верхняя одежда. Она носила название "рошонда" и представляла собой широкую накидку. Рошонда, сшитая из черного бархата на розовом утепленном шелковом подкладе, имелась и в гардеробе симбирской модницы. Воротник накидки украшен пышным газовым рюшем, и это говорит о том, что она была частью выходного костюма.
Собираясь к выходу на вечер, где предполагались танцы, дама надевала и нарядные туфли. Обувь для таких случаев шилась не из кожи, а - ради легкости - из шелка. Она имела высокую удобную пятку, устойчивый выгнутый каблук. Совсем как у черных атласных туфелек, отделанных бисером, из музея коллекции.
В конце 19 века большое место в гардеробе дам всех сословий занимали шали. Они могли быть квадратными, как современные. Но чаще имели форму вытянутого прямоугольника огромных, по нашим понятиям, размеров. Такая шаль, привезенная с востока, была и у симбирской модницы. Она соткана из тончайших шерстяных нитей, украшена сложным жаккардовым узором и имеет длину 3 метра 25 сантиметров. В эту шаль симбирянка закутывалась в прохладные вечера, когда пила чай со всей семьей и гостями на веранде дома.
Вот такие предметы из гардероба Симбирской мещанки хранятся в Ульяновском областном художественном музее. Все они принадлежали купчихе второй гильдии Варваре Ивановне Бабушкиной, а в 1986 году поступили в музей от потомка владелицы нарядов - Александра Васильевича Бабушкина, и ныне живущего в нашем городе.
Татьяна Стадлер. Фото А. Жданова
«Мономах», №4(11), 1997 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937