Каждый год в Заволжье выпускается из стен средних школ более полутора тысяч юношей и девушек. Понимая, что трудоустроиться очень сложно, большинство из них пытается поступить в институт. Но сколько выпускников могут вместить наши ульяновские вузы? Да и с высшим образованием устроиться не легче. Где же выход?..
- Потребность в высшем учебном заведении для огромного Заволжья назрела давно, и эта проблема постепенно решалась, - рассказывает директор авиационного филиала Ульяновского государственного технического университета Федор Евгеньевич Ляшко. - Планировалось создать мощный учебный центр, включающий два техникума, ПТУ, авиационный факультет филиала университета и отдел подготовки и переподготовки кадров для авиакомплекса. В связи с перестройкой эта идея не успела воплотиться, но проблема обозначилась с новой силой: куда пойти учиться после школы, если спрос на специалистов по самолетостроению упал, а основные вузы Ульяновска предпочтение отдают выпускникам лицеев и специализированных классов престижных школ? Нашим заволжским выпускникам, учитывая еще и проблемы транспорта, идти оказалось некуда. А между тем, на "Авиастаре", куда в свое время были направлены лучшие специалисты страны в области авиации, сформировалась своеобразная научная среда, способная применить свои знания и научный опыт в новых условиях. Встал вопрос, как ига базе авиационного факультета КуАИ создать современный вуз, который смог бы готовить квалифицированных специалистов по востребованным на рынке труда направлениям.
На помощь пришел технический университет, взявший самолетостроительный факультет под опеку как свой филиал. Помогли и научно-методической базой, и материальной.
- Если бы не помощь руководства "Авиастара", не поддержка ректората технического университета, - продолжает свой рассказ Ф.Е. Ляшко, - мы бы не выжили. Иногда сам поражаюсь терпению ректора университета В.В. Ефимова: нужно обладать мудростью руководителя и дальновидностью ученого, чтобы сейчас, когда отечественное самолетостроение в загоне, рассматривать наш филиал как десантную площадку для развития образовательных услуг самых различных направлений. Себестоимость обучения одного студента составляет 12 млн. рублей в год, в наших коммерческих группах плата в два раза ниже - остальные миллионы доплачивает университет. У нас тесные связи с машиностроительным факультетом, с энергофаком. Используем также знания и опыт ведущих специалистов "Марса" и "Кометы" - там ведь тоже в свое время была сформирована мощная научная среда. Но двигаться вперед можно только при условии развития новых специализаций, поэтому была создана кафедра " Экономика и менеджмент", которая сегодня работает уже по нескольким специализациям: международный менеджмент, информационные системы в экономике, экокомика автомобильного транспорта и другие. В связи с предстоящей коммунальной реформой филиал уже начал работу по развитию нового направления: управление малыми предприятиями коммунального хозяйства.
Федор Евгеньевич вдохновенно рассказывает о перспективах филиала и вдруг - поворот в разговоре: "А знаете, ничего бы мы не добились, если бы не было у нас настоящих ученых, фанатиков своего дела... Познакомьтесь с профессором Белым".
М.И. Белый - самолетчик, кибернетик, механик, математик, экономист, управленец - меняя направления научных изысканий, он окончил... шесть высших учебных заведений! А говорит о любви к литературе, о читательских пристрастиях. "Евгения Онегина" знает наизусть - весь роман! В нем сразу угадывается оригинал и мыслитель.
Человека, преданного науке, судьба испытывает чаще и, как правило, не балует.
Пылкий мечтатель прибыл в Москву за год до войны - поступать в литературный институт им. Горького. И вдруг его осеняет: авиация - будущее советской страны! Поступил в МАИ. И вот война. В ополчении обморожены обе ноги. С военным госпиталем он эвакуирован в Йошкар-Олу. Учебу пришлось продолжать в Казани. После КАИ решил серьезно заняться кибернетикой, поступил в Казанский университет, потом - аспирантура. Но неожиданно все планы рушатся: кибернeтика объявлена лженаукой...
Михаил Белый участвует в мирной студенческой демонстрации в защиту кибернетики. Его ждет арест. Аспирант уезжает в Ульяновск. Ученый много пишет, серьезно работает со студентами и аспирантами. Занимаясь, в частности, авиационными приборами, он за короткий период своей научно-педагогической деятельности подготовил к защите 30 аспирантов.
Новая область исследований - микроэлектроника. Как только в фаворе оказывается робототехника, М.И. Белый овладевает в Москве и этой специальностью. Научные увлечения и познания ложатся в основу его работ.
- Зачем все это? - задаю вопрос. - Я всю жизнь преподаю. Обучение не должно отставать от науки. Если я иду в ногу с наукой, то и студенты не отстанут - наша обязанность обеспечить их самыми современными знаниями. Последнее учебное заведение, которое я закончил, - это Московский институт управления, и теперь с полным правом могу заниматься вопросами менеджмента. Профессор ложится почти в полночь, встает в три часа утра (утро ли?). Удивительно, как организм 75-летнего человека может выдерживать такую нагрузку? Спрашиваю:
- Вы что, образец здоровья?
- Нет, - отвечает с грустью, - я инвалид второй группы, потому и спешу.
Профессор с гордостью показывает свою лабораторию, шкафы с книжными новинками, методические пособия, свои последние научные труды репринтного издания. Сейчас он напоминает счастливого победителя.
Встреча с человеком большого полета рождает определенные ассоциации, воскрешает в памяти образы настоящих ученых, профессионалов своего дела. Вспомнился не так давно ушедший из жизни ученый-авиатор Константин Герман. Когда-то он поднимал Учебный центр в Новом городе. Человек широких научных познаний, изобретатель и практик, он сам привозил из Ташкента розы, чтобы посадить их возле авиационного колледжа, сам ухаживал за ними. А сколько сил потратил, чтобы привезти самолеты и поставить их около Учебного центра и в сквере на бульваре Фестивальном! На него смотрели, как на чудака. Человека нет, а дело его живет.
Среди ученых и авиационных практиков немало увлеченных людей, энтузиастов.
- Сегодня, - говорит Ф.Е. Ляшко, - они защищают честь мундира: если Родине временно не нужны отечественные лайнеры, это не значит, что молодое поколение должно погибнуть в интеллектуальном вакууме. Знания и опыт мы обязаны передать детям.
Беседу с директором авиационного филиала заканчиваем на вполне оптимистичной ноте: речь идет о создании в Заволжье Совета по работе с молодежью, о координации всей работы по образованию и организации досуга, о востребованности специалистов-самолетчиков. В это трудно поверить. Но бросьте беглый взгляд на внушительную панораму Заволжского учебного центра, из-за спины которого с космическим размахом поднимаются корпуса "Авиастара". Кто скажет, что это взгляд в прошлое?!
Олега Шейпак
«Мономах», №3(10), 1997 г.
«Он за работяг был горой»: в Ульяновске прощаются с экс-директором «Волжанки» Ревенковым
Воспоминания, 10.3.2025