1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Фото, 2 Декабря 1996
События, 5 Декабря 1879
События, 28 Декабря 1908
События, 27 Декабря 1908
Места, 1 Июля 1898
Места, 12 Июня 1698
Места, 12 Июня 1698
Герои, 15 Октября 1886
События, 30 Ноября 2009
Воспоминания, 13 Сентября 1935
Воспоминания, 8 Сентября 1941
Герои, 4 Июля 1763
Герои, 22 Февраля 1885
Места, 2 Мая 1780
Места, 12 Июля 1648
События, 23 Октября 1782
События, 30 Ноября 1941
События, 5 Октября 1916
Места, 28 Июля 1785
Места, 13 Сентября 1837
События, 23 Августа 1845
События, 2 Мая 1918
Места, 27 Марта 1998
События, 4 Октября 1898
Места, 20 Мая 1652
Фото, 12 Июля 1997
Воспоминания, 17 Марта 1997
События, 22 Декабря 1982
Места, 13 Сентября 1653
Места, 18 Октября 1997
Фото дня
Строительство моста через Волгу
Популярное
Видеоархив
Тэги
События, 7 Декабря 1997
Как открывался Учебный центр в новом городе

Каждый год в Заволжье выпускается из стен средних школ более полутора тысяч юношей и девушек. Понимая, что трудоустроиться очень сложно, большинство из них пытается поступить в институт. Но сколько выпускников могут вместить наши ульяновские вузы? Да и с высшим образованием устроиться не легче. Где же выход?..

- Потребность в высшем учебном заведении для огромного Заволжья назрела давно, и эта проблема постепенно решалась, - рассказывает директор авиационного филиала Ульяновского государственного технического университета Федор Евгеньевич Ляшко. - Планировалось создать мощный учебный центр, включающий два техникума, ПТУ, авиационный факультет филиала университета и отдел подготовки и переподготовки кадров для авиакомплекса. В связи с перестройкой эта идея не успела воплотиться, но проблема обозначилась с новой силой: куда пойти учиться после школы, если спрос на специалистов по самолетостроению упал, а основные вузы Ульяновска предпочтение отдают выпускникам лицеев и специализированных классов престижных школ? Нашим заволжским выпускникам, учитывая еще и проблемы транспорта, идти оказалось некуда. А между тем, на "Авиастаре", куда в свое время были направлены лучшие специалисты страны в области авиации, сформировалась своеобразная научная среда, способная применить свои знания и научный опыт в новых условиях. Встал вопрос, как ига базе авиационного факультета КуАИ создать современный вуз, который смог бы готовить квалифицированных специалистов по востребованным на рынке труда направлениям.

На помощь пришел технический университет, взявший самолетостроительный факультет под опеку как свой филиал. Помогли и научно-методической базой, и материальной.

- Если бы не помощь руководства "Авиастара", не поддержка ректората технического университета, - продолжает свой рассказ Ф.Е. Ляшко, - мы бы не выжили. Иногда сам поражаюсь терпению ректора университета В.В. Ефимова: нужно обладать мудростью руководителя и дальновидностью ученого, чтобы сейчас, когда отечественное самолетостроение в загоне, рассматривать наш филиал как десантную площадку для развития образовательных услуг самых различных направлений. Себестоимость обучения одного студента составляет 12 млн. рублей в год, в наших коммерческих группах плата в два раза ниже - остальные миллионы доплачивает университет. У нас тесные связи с машиностроительным факультетом, с энергофаком. Используем также знания и опыт ведущих специалистов "Марса" и "Кометы" - там ведь тоже в свое время была сформирована мощная научная среда. Но двигаться вперед можно только при условии развития новых специализаций, поэтому была создана кафедра " Экономика и менеджмент", которая сегодня работает уже по нескольким специализациям: международный менеджмент, информационные системы в экономике, экокомика автомобильного транспорта и другие. В связи с предстоящей коммунальной реформой филиал уже начал работу по развитию нового направления: управление малыми предприятиями коммунального хозяйства.

Федор Евгеньевич вдохновенно рассказывает о перспективах филиала и вдруг - поворот в разговоре: "А знаете, ничего бы мы не добились, если бы не было у нас настоящих ученых, фанатиков своего дела... Познакомьтесь с профессором Белым".

М.И. Белый - самолетчик, кибернетик, механик, математик, экономист, управленец - меняя направления научных изысканий, он окончил... шесть высших учебных заведений! А говорит о любви к литературе, о читательских пристрастиях. "Евгения Онегина" знает наизусть - весь роман! В нем сразу угадывается оригинал и мыслитель.

Человека, преданного науке, судьба испытывает чаще и, как правило, не балует.

Пылкий мечтатель прибыл в Москву за год до войны - поступать в литературный институт им. Горького. И вдруг его осеняет: авиация - будущее советской страны! Поступил в МАИ. И вот война. В ополчении обморожены обе ноги. С военным госпиталем он эвакуирован в Йошкар-Олу. Учебу пришлось продолжать в Казани. После КАИ решил серьезно заняться кибернетикой, поступил в Казанский университет, потом - аспирантура. Но неожиданно все планы рушатся: кибернeтика объявлена лженаукой...

Михаил Белый участвует в мирной студенческой демонстрации в защиту кибернетики. Его ждет арест. Аспирант уезжает в Ульяновск. Ученый много пишет, серьезно работает со студентами и аспирантами. Занимаясь, в частности, авиационными приборами, он за короткий период своей научно-педагогической деятельности подготовил к защите 30 аспирантов.

Новая область исследований - микроэлектроника. Как только в фаворе оказывается робототехника, М.И. Белый овладевает в Москве и этой специальностью. Научные увлечения и познания ложатся в основу его работ.

- Зачем все это? - задаю вопрос. - Я всю жизнь преподаю. Обучение не должно отставать от науки. Если я иду в ногу с наукой, то и студенты не отстанут - наша обязанность обеспечить их самыми современными знаниями. Последнее учебное заведение, которое я закончил, - это Московский институт управления, и теперь с полным правом могу заниматься вопросами менеджмента. Профессор ложится почти в полночь, встает в три часа утра (утро ли?). Удивительно, как организм 75-летнего человека может выдерживать такую нагрузку? Спрашиваю:

- Вы что, образец здоровья?

- Нет, - отвечает с грустью, - я инвалид второй группы, потому и спешу.

Профессор с гордостью показывает свою лабораторию, шкафы с книжными новинками, методические пособия, свои последние научные труды репринтного издания. Сейчас он напоминает счастливого победителя.

Встреча с человеком большого полета рождает определенные ассоциации, воскрешает в памяти образы настоящих ученых, профессионалов своего дела. Вспомнился не так давно ушедший из жизни ученый-авиатор Константин Герман. Когда-то он поднимал Учебный центр в Новом городе. Человек широких научных познаний, изобретатель и практик, он сам привозил из Ташкента розы, чтобы посадить их возле авиационного колледжа, сам ухаживал за ними. А сколько сил потратил, чтобы привезти самолеты и поставить их около Учебного центра и в сквере на бульваре Фестивальном! На него смотрели, как на чудака. Человека нет, а дело его живет.

Среди ученых и авиационных практиков немало увлеченных людей, энтузиастов.

- Сегодня, - говорит Ф.Е. Ляшко, - они защищают честь мундира: если Родине временно не нужны отечественные лайнеры, это не значит, что молодое поколение должно погибнуть в интеллектуальном вакууме. Знания и опыт мы обязаны передать детям.

Беседу с директором авиационного филиала заканчиваем на вполне оптимистичной ноте: речь идет о создании в Заволжье Совета по работе с молодежью, о координации всей работы по образованию и организации досуга, о востребованности специалистов-самолетчиков. В это трудно поверить. Но бросьте беглый взгляд на внушительную панораму Заволжского учебного центра, из-за спины которого с космическим размахом поднимаются корпуса "Авиастара". Кто скажет, что это взгляд в прошлое?!

Олега Шейпак

«Мономах», №3(10), 1997 г.

Темы: Образование

Места: Университеты Авиастар УлГТУ

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев.

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru