1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
События, 9 Мая 1945
События, 15 Февраля 1980
Фото, 9 Мая 1987
Фото, 9 Мая 1987
Фото, 9 Мая 1985
Фото, 1 Марта 2000
Фото, 1 Ноября 1995
Воспоминания, 22 Апреля 1967
Места, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1648
События, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1648
Герои, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1809
Воспоминания, 1 Декабря 1911
Воспоминания, 29 Октября 1930
Места, 1 Декабря 1937
Воспоминания, 27 Мая 1924
Места, 1 Января 1648
Герои, 1 Октября 1774
Места, 22 Мая 1940
Воспоминания, 11 Июня 1916
Места, 1 Января 1919
Места, 1 Января 1717
События, 25 Августа 1864
Герои, 5 Августа 1864
Герои, 1 Апреля 1711
Герои, 27 Декабря 1987
Воспоминания, 9 Июня 1994
Воспоминания, 31 Декабря 1979
Фото дня
Матч на «Спартаке»
Популярное

Учитель Георгий Васильев

Фото, 1.9.1963

Каникулы

Фото, 1.7.1965

Открытое письмо

События, 27.7.1980

Ой, красивы на Волге закаты!

Фото, 1.8.1969

Комбайнер

Фото, 1.9.1967
Видеоархив
Тэги
Герои, 16 Апреля 1902
Неосуществленный замысел

В первой половине прошлого века среди ульяновских художников выделялся Анатолий Николаевич Грошев, слывший мастером острых драматических сюжетов и панорамной живописи. В истории Ульяновска А. Н. Грошев остался как автор крупных исторических полотен: «Осада С. Разиным Симбирска» и «Пугачев в Симбирске», «Провозглашение Советской власти в Симбирске». Родился художник в селе Белое Озеро Карсунского уезда. С 1912 года проживал в Симбирске. Своими учителями считал Гурьева и Архангельского. За плечами самородка была учеба в техникуме с необычным названием Изомузотео.

Срочно в номер!

Обладать визиткой с золочеными тиснеными буквами: «Петр Иванович Бартенев - редактор и издатель» в ста­рой столице считалось престижным в общественных и научных кругах. Кто только не побывал за четверть века в его редакторском кабинете на Садовой в доме № 175 с вывеской «Русский архив»! Популярное ежемесячное издание запрашивали и Британский музей, и Академии наук Германии, Франции, и Библиотека Конгресса. Жур­налу покровительствовала сама государыня императрица Мария Федоровна.

В плане очередного третьего номера за 1886 год стоя­ли публикации из эпохи Екатерины Второй. Здесь были материалы о деятельности императорских фаворитов Потемкина, Зубова, воспоминания придворного врача и публикации из архивов графа Воронцова. Не обошлось без исследований творчества Александра Пушкина.

На обложке присланной бандероли с рукописью было обозначено: «Симбирский волшебник Яков Яров». На титульном листе материала легла размашистая надпись «В номер».

Симбирский еретик

Это случилось на третьем году правления государыни императрицы. Серп августовского месяца освещал путь городской стражи к указанному дому. И щеколда на калитке у ворот, и крючок при входе в дом, как и договаривались с доносчи­цей, оставались незамкнутыми. В прихожей стражу встре­тила Варвара. Теплилась лампада под образами. Некстати заскрипели половицы, звякнула алебарда. Из щели в при­строенной каморе струился свет. Ночных гостей охватила оторопь - хозяин дома сосредоточенно что-то помешивал в котле над огнем, добавляя порошок. Пахло травами, по стенам помещения были развешены коренья, связки высу­шенных растений. На столе лежал человеческий скелет и отдельно череп с пустыми глазницами. Помешивая варево, Яков произносил полушепотом какие-то заклинания. Ясно было, что владелец дома знается с нечистой силой.

- Яков Яров, согласно поступившему в Ратушу доносу, предписано вас подвергнуть заключению для производства следствия и препроводить в острог на период дознания, - резко открыв дверь, провозгласил начальник стражи.

Все началось с признания на исповеди супруги Якова Варвары: супруг не посещает храм, не спит по ночам, изготовляя всякие волшебные снадобья, не исполняет супружеский долг, говорит, что может излечить любые бо­лезни. Батюшки приходского храма Пресвятой Богородицы Никита Андреев и Никифор Елифанов наставляли Варва­ру: «Ваш супруг просто колдун. Чтобы на вас не пал грех, необходимо сделать донос в воеводскую канцелярию». И вот на стол судебного чиновника легло записанное со слов супруги Якова донесение, «чтоб не остаться ей приличной вместе с мужем ея в таком преступлении».

Из Ратуши злоумышленника, не признавшегося в ере­тичестве, препроводили к заплечных дел мастеру. Вскоре поступило требуемое признание. К делу были приобщены: человеческие кости, книга заговорная, способствующая привороту к блуду, старинный фолиант с изображением внутренностей человека и другая книга об анатомии че­ловека, найденная в ларе с мукой.

Загвоздка оказалась в свидетелях. Многие из опрошен­ных отрицали неверие Якова в Бога. Он снимал многие недуги, частенько к нему захаживали из самого магистрата и излечивались. У градоначальника И.В. Новикова стали возникать сомнения по поводу произведенного розыска. Не является ли донос супруги Ярова наговором оскорбленной женщины, которая подчеркивала, что была выдана замуж за Якова поневоле. Но вскоре главой города стал военный полковник Немков, который решил препроводить это неясное дело в соседнюю Казань, центр обширной гу­бернии. Казанская Фемида тоже не спешила - документы по обвинению в еретичестве в конце концов попали в Священный синод, в столицу, а затем были утверждены правительствующим сенатом.

Четыре года велось следствие, наконец, был вынесен приговор: подвергнуть еретика Якова Ярова сожжению и привести в исполнение 18 марта 1736 года на главной площади Симбирска.

Получение свежего журнала «Русский архив» с матери­алом о симбирской истории было событием для читающей публики. Мартовский номер популярного издания пере­ходил из рук в руки. Автора публикации Д. Сапожникова поздравляли. Однако и.о. директора народных училищ господин Ишерский и руководитель Симбирской гимназии А.Ф. Керенский сошлись на том, что данный номер журна­ла, бросающий тень на священнослужителей, на прошлое славного города, желательно не давать в руки учащихся.

И номер журнала постарались изъять из обращения...

Через десять лет Сапожников, за­рекомендовавший себя как завзятый краевед, занял почетную должность секретаря Симбирской ученой архи­вной комиссии.

Мастер исторических сюжетов

Уже давно Симбирск переименован в Ульяновск. Историческая тематика по-прежнему вызывает у публики острый интерес. Ее осваивают мес­тные живописцы, ученики признан­ных художников - Остроградского и Добрынина. Молодой живописец Анатолий Николаевич Грошев боль­ше других увлекается прошлым. Он - участник нескольких региональных выставок, его уважают, ценят коллеги, признают мастером драматических сюжетов. В 1928 году Грошев создает ульяновскую секцию пролетарских художников.

В истории ульяновской живописи А.Н. Грошев остался как автор круп­ных исторических полотен: «Осада С. Разиным Симбирска» и «Пугачев в Симбирске». Пугачева художник изоб­разил на первом плане: предводитель крестьянского восстания заключен в железную клетку и окружен стражей. На дальнем плане видна Соборная площадь с небольшой деревянной Троицкой церквушкой. Граф Панин, обращаясь к горожанам, изобличает самозванца и злодея перед симбирянами, но выражения лиц наших предков говорят о том, что многие из них сочувствуют плененному атаману, которого везут на расправу в Москву.

Замысел остросюжетной картины

Как-то в отделе редких книг Грошеву случайно попалась забытая брошюра Сапожникова. С тех пор история Якова Ярова не давала ему покоя. В январе-феврале 1941 года Анатолия Николаевича частенько можно было видеть то в краеведчес­ком музее, то в городском архиве, то в отделе редких книг областной библиотеки: художник вынашивал сюжет новой картины. По вечерам изучал план Симбирского кремля, а в погожие дни делал наброски с панорамы главной площади города. Воображение переносило живописца в начало XVIII века. Вот он, роковой день 18 марта 1736 года. С раннего утра колокольный звон созывает го­рожан на главную площадь города. В назначенный час к деревянному столбу, у основания которого сложен сруб, везут закованного заключенного. Солдаты с трудом сдерживают толпу, жаждущую лицезреть отступника и еретика. Рядом с судебным чинов­ником и двумя полицейскими стоит молодая красивая женщина. «Вон она, Варвара-доносчица», - слышится глу­хой шепоток. Гром барабанов. Судебный исполнитель оглашает приговор: «По гражданским правам наказания и иным... казнен будет смертию...». Еще мгновение, и пламя взметнется вверх над живым человеком. Замысел картины был ясен...

Редактор городской газеты «Проле­тарский путь» решил привлечь вни­мание читателей к будущей картине, и 27 мая 1941 года в газете появилась статья, которая заканчивалась ком­ментарием художника: «Яров преспо­койно мог быть простым знахарем, изучающим травы, организм человека, свое учение применяя на практике, осуществляя помощь больным. В страшных мучениях погиб умный, любознательный человек. Третье столетие хранит древняя площадь страшную тайну».

Не суждено

Вторая мировая война уже охватила Европу. Союз художников настоя­тельно рекомендовал А.Н. Трошеву отложить работу над картиной «Со­жжение Якова Ярова» и обратиться к ленинской тематике. И Анатолий Николаевич начал эскизы к работе: «В.И. Ленин с матерью и сестрой на прогулке в саду».

Утром 22 июня 1941 года группа ульяновских художников во главе с председателем местного отделения Паниным отправилась на пароходе в Куйбышев, чтобы утвердить темы картин, которые будут представлены на зональную выставку. Ближе к полу­дню, возле Сенгилея, узнали о начале Великой Отечественной войны. О замыслах пришлось надолго забыть...

Прошло три года после окончания Великой Отечественной. Многих уль­яновских мэтров можно было вновь застать за мольбертами. Ульяновск готовился отметить 300-летие осно­вания Симбирска. Художественный музей обсуждал будущую экспо­зицию, которую решили посвятить истории города. Худсовет категори­чески отверг предложения Анатолия Николаевича Трошева представить полотно «Сожжение Якова Ярова», но одобрил другую тему: «Богдан Хитрово выбирает место для закладки города Симбирска».

Мастер исторических сюжетов напишет еще немало картин, но глав­ная его мечта так и не осуществится: ульяновцы никогда не увидят картину «Сожжение Якова Ярова».

* * *

Анатолий Грошев прожил долгую жизнь, он умер в 1973 году. Странно, но судьба так и не свела его с исто­риком Дмитрием Сапожниковым, который открыл симбирянам драма­тическую страницу истории Якова Ярова.

Владимир Радаев

«Мономах», 2006 г., №1(44)

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru