В живописнейших окрестностях Заволжья, там, где сейчас гуляют волны Куйбышевского водохранилища, сотни лет жило своей жизнью прекрасное село Архангельское. В эпоху освобождения крестьян село принадлежало старому дворянскому роду Кротковых. Было время, когда село принадлежало известному в губернии богачу-театралу Н.А. Дурасову, который имел здесь роскошный дворец с театром, где выступала известная в ту пору в Поволжье труппа крепостных артистов.
На центральной площади села находился пансион для дворянских детей, который содержал священник Троицкий и его жена. В 1820-1822 годах в этом пансионе обучался Иван Александрович Гончаров.
Впоследствии село от Н.А. Дурасова перешло к князю С.Н. Хованскому (с 1804 по 1808 года – Симбирский гражданский губернатор). В усадьбе Хованского бывали Аксаковы, Ивашевы, Языковы, Баратаевы, а к 20-м годам XX столетия Архангельское становится одним из культурных центров Симбирской губернии. Все книжные новинки поступали в Архангельскую библиотеку, её богатейшим фондом пользовалось симбирское общество.
В 1806 году в селе Архангельском у Сергея Николаевича Хованского родился сын Юрий, впоследствии воспитанник Царскосельского лицея, большой поклонник литературы и искусства. Женой Юрия Хованского была дочь генерал-майора П.Н. Ивашева – Екатерина Петровна.
Юрий Сергеевич Хованский – один из тех, кому принадлежит идея об открытии в Симбирске памятника историографу Н.М. Карамзину, на что он одним из первых пожертвовал деньги. В имении Хованских в с. Архангельское воспитывались дети В.П. Ивашева Мария, Вера и Пётр, вернувшиеся из сибирской ссылки после смерти родителей. Позже дочь Юрия Хованского Мария это село получила в приданое. Во второй половине XIX века селом владели дворяне Шишковы.
В начале XX века в поисках материалов для своих произведений село Архангельское посетил русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Всё это – страницы истории села.
Я с карандашом в руке перечитал от корки до корки два тома Ульяновской-Симбирской энциклопедии и от души благодарю её создателей. До её выхода мало было известно о Заволжье, так как земли в старину принадлежали Самарской губернии. Жители Ульяновска и области больше информированы об Ардатовском, Алатырском, Карсунском и Буинском уездах, нежели о таких крупных промышленных населённых пунктах, как Мелекесс, Старая Майна, Головкино и, конечно, моё незабываемое и любимое с детства село Архангельское: с его лесами и заливными лугами, речками и озёрами, замечательными людьми.
Практически ничего не осталось в памяти ныне живущих о тех с богатой историей сёлах Старомайнского и Чердаклинского районов, которые навечно похоронила Волга.
Старожилов в тех местах остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. Самому старому жителю села Архангельское – моему старшему брату Михаилу Ивановичу Горбунову, в этом году исполнилось бы 86 лет, но он, к сожалению, не дожил до этой даты. Ностальгия по прошлому заставляет меня кратко рассказать о том, что осталось в памяти на всю оставшуюся жизнь.
В августе 1950 года было принято Правительственное решение о возобновлении строительства Куйбышевского гидроузла. Слово «возобновление» подсказывает, что строительство или подготовка к нему были начаты ещё в 30-е годы, но сроки отодвинула Великая Отечественная война, и так называемый «Волгострой» был заморожен до лучших времён.
Для меня эти «лучшие» времена настали в 1950-1951 годах, когда пришлось с рейкой и топором прошагать по заливным лугам (будущему дну Куйбышевского моря) от села Сосновки до села Головкино, в составе топографического отряда. Местность левобережья наносилась на карту, а с правой стороны Волги за лесом на крутом берегу виднелось село Ундоры. Приходилось преодолевать множество озёр и стариц, непроходимых лесных зарослей, пробираться там, где человек никогда, наверное, и не бывал.
Это было необходимо, ведь на карту надо было занести весь рельеф донной местности будущего водохранилища. До сих пор остались в памяти красота и величие лесных озёр с экзотическими названиями: Саян, Кольчужное, Татарское, Песчаное и многих других.
По всей территории лугов текли две небольшие, похожие на Свиягу речки Бикуль и Ботьма с чистейшей холодной водой. Что интересно, недалеко от поселка Октябрьский эти две речки пересекались, продолжая своё течение в сторону Волги. Это место так и называлось – Кресты.
Село Архангельское располагалось вдоль обрывистого берега Заливных лугов, а под обрывом, на всём протяжении села с Запада на Восток тянулась череда озёр: Ахтай – Кругленькое – Сокорница – Берёзовое. Параллельно им на расстоянии 500-700 метров располагалась другая группа озёр: Раковое – Чёрное – Лещёво – Ситово, за ними параллельно примерно на таком же расстоянии текла река Ботьма.
За свою жизнь я проехал от Магнитогорска до Магдебурга с востока на запад и от Баку до Ленинграда с юга на север, но таких красот природы нигде не встречал.
1953 год. Начало переселения сёл из затопляемой зоны. В это время мне пришлось возглавлять сельскую комсомольскую организацию, а потому и участвовать во многих мероприятиях, проводимых местной властью. Вручал жителям села договора на получение ссуды (подъёмных), принимал участие в топографических работах по планировке и разбивке местности будущего села Архангельское, так как уже имел опыт работы с топографами.
Наступил решающий период: переселение на новое место жительства, где всего год назад росли колхозные подсолнухи да стояли небольшие дубовые лесочки. Мой отец со своими близкими товарищами сходили на отведённую под село площадку, выбрали понравившиеся места, и в августе 1953 года мы разобрали свой дом и перевезли на выбранное новое место, а в марте 1954 года уже справили новоселье. Первыми в село переехала семья Ф.И. Мокрова, а наша следом, но вскоре Мокровы свой дом перевезли на Верхнюю террасу, и наш дом оказался первым строением ныне существующего села Архангельское, который в 1976 году был продан другим владельцам (Беловым), но и по сей день стоит на прежнем месте.
Печальная картина была в те годы, когда ломали капитальные старинные кирпичные строения: церковь, дом Земельной Управы, здание сельского клуба (там располагались 3 класса школы, сельский совет, библиотека). Церковь сначала хотели свалить (башню-колокольню) при помощи двух мощных тракторов и тросов, заведённых в проёмы колокольни, но от содроганий упал и разбился на куски крест, а здание устояло. Только после двух взрывов творение неизвестного архитектора разнесло в разные стороны на 150-200 метров.
Церковь Святого Михаила Архангела дала и название селу. По рассказам очевидцев, Архангельская церковь была одним из красивейших творений архитекторов и художников и могла соперничать разве что с Головкинской. Так мне рассказывал мой отец Горбунов Иван Филиппович, в своё время – певчий церковного хора.
До августа 1956 года все работы по подготовке русла (дна) будущего водохранилища проходили на моих глазах и остались в памяти. Уничтожался лес пойменных лугов. То, что не успевали вывозить, зарывали бульдозерами в глубоких канавах-старицах. Мелколесье и кустарники срезали под корень трактора-кусторезы, сгребали в кучи и сжигали. Кто-то радовался приходу большой воды, приходу электричества в дома крестьян (а это было, пожалуй, главным козырем), но основная масса жителей всех сёл без исключения горько сожалели о происходящем.
Будучи в краткосрочном отпуске в 1958 году, я уже не увидел тех памятных с детства мест. Повсюду, насколько хватало взора, плескались волны рукотворного моря. Утонула малая Родина.
Село Головкино, тоже попавшее в зону затопления, по рассказам очевидцев, было не менее привлекательным и красивым, чем Архангельское. От него остались лишь Головкинские острова. При селе находились мельницы, волжская хлебная пристань, конный завод, богатые каменные усадьбы, принадлежавшие дворянам Наумовым, дворец графов Орловых, выстроенный в 1767 году для встречи императрицы Екатерины II, которая во время путешествия по Волге, некоторое время провела в имении братьев Орловых в этом селе.
В подарок графу И.Г. Орлову и его жене Елизавете Фёдоровне Симбирским купцом Гаврилой Шаминым был отлит колокол боя часов усадебной церкви с. Головкино. В настоящее время этот колокол отбивает время на башне Дома-музея И.А. Гончарова в Ульяновске.
Александр Горбунов
Кадры из кинохроники ГТРК «Волга»
«Мономах», 2007 г., №4(51)
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648