Имена архитекторов и скульпторов увековечены в памятниках, храмах, зданиях, возведённых по их проектам. А вот имена людей, которые создают парки, сады, бульвары, без которых не существует ни один населённый пункт, малый или большой, практически неизвестны.
В 1950-х годах для озеленения Ульяновска много сделал главный архитектор города Е.И. Голенко.
По его проектам были заново благоустроены известный с дореволюционных времён бульвар на Венце, Центральный городской сад им. Свердлова, бывший Владимирский, бульвар на улице Гончарова. Но в целом, озеленение в городе велось достаточно стихийно, без перспективного плана. По поводу сложившейся ситуации журналист П. Слесарев писал в «Ульяновской правде»: «Из года в год в городе проводятся посадки деревьев очень ограниченного количества пород (преимущественно тополя, липы, берёзы, клёна, а из декоративных кустарников – карагач и жёлтая акация). Это делает украшение улиц, площадей и бульваров однообразным».
В 1960-х Ульяновск превратился в огромную стройку, возводились высотные здания, современные библиотеки, школы, гостиницы. Одновременно в городе развернулась масштабная работа по его озеленению.
К проектированию современных оригинальных парков и садов были приглашены сотрудники московской Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова. С 1961 по 1975 годы в Ульяновск практически переселился Тимофей Потапович Шафранский, сотрудник отдела озеленения городов Академии, кандидат сельскохозяйственных наук. Он был не только грамотным специалистом, но и настоящим творцом, человеком, умеющим реализовывать свои оригинальные идеи. Тимофей Потапович лично принимал участие в планировке участков, подборе растений. Энергичный, работоспособный, невзыскательный в быту – таким его, автора проектов и руководителя работ, знали многие ульяновцы.
Под руководством Шафранского были созданы и обновлены несколько зелёных зон города: парк имени семьи Ульяновых, сад имени К. Маркса, продолжение бульвара на Новом Венце, комплекс скверов и цветников возле Ленинского мемориала, малоизвестный ныне Приморский парк в речном порту, сквер у нового памятника И.А. Гончарову, мемориальная садово-парковая композиция на отрезке бульвара на улице Гончарова (от ул. Минаева до ул. Кузнецова), озеленены территории крупных заводов и многие другие объекты.
Первым осуществлённым, но дошедшим до XXI века лишь небольшим фрагментом, стал сад им. К. Маркса. Вокруг памятника автору «Капитала», который стоял в центре современной эспланады, был разбит настоящий сад-цветник. Из московского Ботанического сада были привезены тысячи пионов, тюльпанов, флоксов самых разных сортов. Впервые в нашем городе появились дельфиниумы – белые, голубые, синие. Цветы и декоративные кустарники были подобраны так, что цвели с ранней весны до поздней осени.
Старожилы, наверняка, помнят установленные вдоль аллей ажурные металлические каркасы, обвитые диким виноградом, – своеобразные зелёные тоннели. В жаркие летние дни здесь царила приятная прохлада. Сюда привозили в колясках малышей, приходили с книгами и шахматными досками, приглашали на свидания. К сожалению, после устройства эспланады сад у памятника Карлу Марксу практически исчез. От прежнего великолепия остались, пожалуй, только каштаны, бело-розовые свечи которых по-прежнему радуют нас каждой весной.
Пока ещё не исчезнувшим памятником Т.П. Шафранскому является парк семьи Ульяновых в Засвияжском районе. По своей планировке, разнообразию декоративных растений, композиционной живописности парк являлся своеобразным микроботаническим садом, образцом садово-паркового искусства.
На территории 8,5 га были разбиты десятки аллей, цветники, розарий, большой мраморный фонтан со скульптурной композицией «К звёздам», альпийская горка с каскадным водопадом и специальной подсветкой, участки с Т.П. Шафранский растениями различных географических зон: Европы, Азии, Америки. Благодаря энергии, настойчивости Шафранского из Ботанического сада и московских комбинатов декоративного садоводства Ленкорани, Адлера, Майкопа, Марфина были получены мексиканская и белая акации, красный дуб, манчжурский орех, бархат амурский, туя, японская айва – всего около 100 видов деревьев и кустарников.
В создании парка принимали участие коллективы Ульяновского автозавода, РСУ «Горзеленстрой», различные предприятия и организации. Было высажено 3,5 тыс. деревьев, 30 тыс. кустарников, 20 тыс. лучших сортов цветов.
До основания дендропарка в северной части Ульяновска здесь была самая богатая коллекция деревьев, и он считался одним из красивейших парков города. Важно и то, что парк имени семьи Ульяновых располагается в Засвияжском районе, самом промышленном и густонаселённом, но самом бедном по площади озеленённой территории.
В 1970 году, к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, Ульяновск буквально расцвёл.
Роскошные розы на эспланаде, море сортовых тюльпанов на площади перед Ленинским мемориалом, цветомузыкальный фонтан на Венце... Казалось, нужно ещё совсем немного – окрепнут деревья и кустарники, завершится создание громадного парка Дружбы народов, и Ульяновск превратится в один из привлекательных городов Поволжья. Но в хаосе «диких» 1990-х многое было утрачено...
Идея города-сада ещё продолжает жить. Но судя по тому, что происходит с нашими садами и парками в настоящий период, от её реализации мы находимся намного дальше, чем во времена Тимофея Потаповича Шафранского.
Ольга Бородина
«Мономах», 2008 г., №2(53)
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648