1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
События, 7 Августа 1906
Фото, 12 Июня 1900
Фото, 12 Июня 1900
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 20 Мая 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1942
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 9 Мая 1945
Воспоминания, 22 Июня 1941
Фото, 1 Июля 1960
Фото, 7 Сентября 1890
Фото, 16 Апреля 1960
Фото, 16 Апреля 1960
Фото, 16 Апреля 1870
Фото, 19 Мая 1900
Фото, 10 Августа 1900
Фото, 20 Мая 1900
Фото, 5 Октября 1916
Фото, 20 Мая 1900
Воспоминания, 5 Июня 1983
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Книги, 9 Мая 1945
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1930
Фото дня
Улица Советская в 1950-е гг.
Популярное
Видеоархив
Тэги
Места, 10 Июля 1875
Дмитриевская церковь в Базарном Сызгане

Ценнейший архитектурный памятник – каменная Дмитриевская церковь, построенная в 1875 году по проекту архитектора Константина Тона, украшает бывшую торговую площадь Базарного Сызгана. Вот уже сто тридцать пять лет это творение талантливого зодчего напоминает местным жителям о нравственном подвиге их земляка Андрея Корниловича Щербакова.

Сызганская солдатская слобода, как первоначально именовалось село Дмитриевское, «Базарный Сызган тож», была основана на речке Сызганке, притоке Инзы, около 1680 года. В сохранившихся документах эта слобода упоминается с 1685 года. Первая деревянная церковь во имя Димитрия Солунского была построена здесь в 1691 году. За более чем 170-летний период своего существования её неоднократно перестраивали. Последний раз деревянный храм был «обновлён» на средства купца А.К. Щербакова в 1853 году.

В 1865 году в Базарном Сызгане была заложена каменная приходская трёхпрестольная церковь, строительство которой продолжалось почти десять лет. Инициатором постройки каменного храма стал упомянутый выше купец – фабрикант Андрей Корнилович Щербаков, который, судя по всему, единолично финансировал это предприятие. 10 июля 1875 года симбирский епископ Феоктист освятил главный престол нового храма в соответствии с местной традицией во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Базарного Сызгана.

Среди достоинств вновь возведённой церкви тогда были отмечены выразительность её архитектурного облика, художественная роспись стен алтаря, сплошная позолота иконостасов и иконы хорошего греческого письма.

В сентябре следующего 1876 года епископ Феоктист снова посетил Базарный Сызган и отметил, что после освящения двух приделов местный храм стал ещё благолепнее. За заботу об украшении храма он выразил благодарность сыну храмоздателя А.К. Щербакова – церковному старосте Дмитриевской церкви Алексею Андреевичу Щербакову. До конца XIX столетия во всех епархиальных отчётах каменная церковь села Базарный Сызган упоминается как один из лучших храмов Карсунского уезда.

В начале XX века был выполнен, вероятно, единственный в дореволюционный период капитальный ремонт церкви, по окончании которого в 1905 году епархиальное начальство выразило благодарность ещё одному потомку храмоздателя – владельцу базарносызганской писчебумажной фабрики Григорию Матвеевичу Щербакову, исполнявшему в те годы обязанности церковного старосты.

В советский период Дмитриевская церковь села Базарный Сызган оставалась действующим православным храмом до 1932 года, а затем была закрыта. После этого церковное здание более полувека использовалось как складское помещение. Храм не подвергался целенаправленным разрушениям, но, оставшись полузаброшенным, постепенно ветшал и из-за разрушения штукатурки на фасадах приобретал всё более непрезентабельный вид. Однако при этом почти все элементы декора и даже кресты на главах оставались на своих местах.

А благодаря тому, что дверные и оконные проёмы были закрыты и наглухо заделаны, в здании сохранилась даже часть подлинного иконостаса с несколькими старинными иконами.

7 ноября 1988 года в наспех отремонтированном старинном храме после длительного перерыва состоялось первое богослужение. После этого в течение нескольких лет велись сложные и дорогостоящие ремонтно-реставрационные работы, которые к настоящему времени в основном завершены.

Проект до сих пор не найден

Хотя проект на постройку каменного Дмитриевского храма Базарного Сызгана найти пока не удалось, а имя автора проекта считается неустановленным, особенности архитектурной эстетики объекта прямо указывают на причастность к его созданию выдающегося русского зодчего, основоположника так называемого «официального направления русско-византийского стиля» Константина Андреевича Тона. Именно в его проектных разработках, известных по альбомам 1838 и 1844 годов, мы находим аналогичный декор вместе с подобными и даже тождественными композиционными и конструктивными решениями. Естественно, возникает вопрос был ли автором проекта каменного храма в Базарном Сызгане непосредственно сам К.А. Тон (это весьма вероятно с учётом финансовых возможностей и связей А.К. Щербакова) или же проект в «тоновском вкусе» создал кто-то из местных специалистов? Впрочем, даже если верным окажется последний из предложенных вариантов, то и в этом случае, при таком объёме прямых заимствований (до 90 %), неизвестный нам «поклонник Тона» всё равно не может претендовать даже на соавторство. Следовательно, в любом случае автором проекта каменной Дмитриевской церкви села Базарный Сызган может и должен считаться архитектор Константин Тон.

Храмоздатель Щербаков

Если своеобразием архитектурного облика рассматриваемый памятник обязан зодчему, то сам факт его появления в селе Базарный Сызган – заслуга храмоздателя, богатого купца-предпринимателя, местного уроженца Андрея Корниловича Щербакова. Его предки – выходцы из государственных крестьян Карсунского уезда. По непроверенным данным первоначальным капиталом они обзавелись, торгуя на Жадовской Казанской и Карсунской Троицкой ярмарках. Вероятно, от них же А.К. Щербакову досталась шерстомойка в селе Базарный Сызган, позднее вошедшая в число лучших среди аналогичных промышленных предприятий Симбирской губернии.

В 1838 году купеческий сын Андрей Щербаков был избран карсунским городским головой, но в том же году, отказавшись от должности, перебрался из Карсуна в губернский город Симбирск. Став жителем Симбирска (сначала симбирским купцом 2-й гильдии, а позднее – 1-й гильдии), Андрей Корнилович расширил масштабы своей предпринимательской деятельности. Кроме доходов от торговли и собственного предприятия (шерстомойки в Базарном Сызгане), он получал значительные прибыли от арендуемых им удельных мельниц и помещичьих суконных фабрик, управление которыми доверил своим сыновьям. Однако для него, в отличие от большинства предпринимателей той эпохи, «тупое накопительство» не стало основным смыслом жизни.

В свой симбирский период А.К. Щербаков начал активно заниматься благотворительной деятельностью, жертвуя значительные суммы на строительство и украшение церквей Симбирской епархии. А после избрания Щербакова в 1843 году церковным старостой Симбирского кафедрального собора, масштабы его благотворительной деятельности стали поистине беспрецедентными. За свои пожертвования Андрей Щербаков чуть ли не ежегодно удостаивался особой церковной награды для мирян – благословения от Синода русской православной церкви. За те же заслуги в 1853 году он был награждён золотой медалью на анненской ленте, а позднее получил звание потомственного почётного гражданина. Оказавшись в числе наиболее уважаемых представителей симбирского купечества, в середине 60-х годов Щербаков активно участвовал в создании местных земских органов, а в 1870-м был избран в депутаты Симбирской городской думы.

Наряду с церковной благотворительностью, которая оставалась его основным занятием, Андрей Корнилович никогда не забывал о необходимости помогать беднейшим согражданам и откликался на общегосударственные нужды. Так, в 1855–1856 годах он пожертвовал на созывавшееся тогда в связи с Крымской войной государственное ополчение 275 рублей серебром – больше, чем кто-либо другой из симбирских купцов.

В 1865 году, после многолетнего спора с соседкой – помещицей Е.А. Столыпиной, Щербакову наконец-то удалось открыть собственную суконную фабрику в Базарном Сызгане. В том же году по его инициативе в центре родного села была заложена каменная Дмитриевская церковь, строительство которой стало для Андрея Корниловича главным и последним делом в его жизни. На возведение этого храма ушла значительная часть семейных капиталов, и к концу 1870-х годов материальное положение Щербаковых заметно ухудшилось. После очередного пожара на базарносызганской суконной фабрике в 1877 году её пришлось временно закрыть, а владелец предприятия был вынужден объявить себя банкротом.

В 1878 году был продан большой дом Щербаковых на Дворцовой улице Симбирска, после чего почти все Щербаковы перебрались на историческую родину – в село Базарный Сызган. Там, в Сызгане, потомки А.К. Щербакова в течение нескольких лет безуспешно пытались восстановить производство сукна на принадлежавшей им фабрике, а после её продажи купцу Н.С. Белоусову, открыли в селе новую писчебумажную фабрику, которая оставалась в их собственности до 1917 года. Из осевших в Базарном Сызгане детей и внуков А.К. Щербакова по архивным документам нам известны имена нескольких владельцев недвижимости, церковных старост Дмитриевской церкви, почётных попечителей местного училища. Это Алексей Андреевич, Фёдор Андреевич, Андрей Алексеевич, Григорий Матвеевич и Александр Григорьевич Щербаковы. В краеведческой литературе упоминаются ещё уроженец Базарного Сызгана Михаил Фёдорович Щербаков (1865–1948) и потомственный почётный гражданин Иван Алексеевич Щербаков, открывший в Сызгане в 1908 году первое фотоателье.

Впрочем, заслуги и известность этих Щербаковых (каждого в отдельности и всех вместе) намного менее значительны, чем заслуги одного Андрея Корниловича Щербакова с учётом той роли, которую он играл в экономике и общественной жизни Симбирского края.

Следует особо подчеркнуть нравственный подвиг выходца из «подлого сословия», который всей своей жизнью показал, что истинная нравственность не является привилегией одного только благородного дворянства. Хотя имя этого незаурядного человека крайне редко встречается в публикациях на краеведческие темы, а его портрета нет в галерее знаменитых уроженцев нашего края, об Андрее Щербакове ещё долго с благодарностью будут вспоминать его земляки. Во всяком случае, до тех пор, пока стоят стены воздвигнутого им величественного храма.

Храм и площадь – единый исторический памятник

К Дмитриевской церкви Базарного Сызгана примыкает бывшая торговая (базарно-ярмарочная) площадь, которая вместе с храмом образует историческое ядро данного поселения. Сформировавшаяся в конце XVII–начале XVIII столетий базарно-ярмарочная площадь вскоре стала не только центром экономической жизни села, но и его визитной карточкой, тем символом, который позднее был закреплён в названии населённого пункта, превратив Сызганскую слободу в Базарный Сызган.

Решая вопрос о статусе Дмитриевской церкви (она может быть отнесена к архитектурным памятникам не только регионального, но и федерального значения), было бы целесообразным одновременно включить в число охраняемых объектов и соседнюю площадь в качестве исторического памятника местного значения.

В крайнем случае, следует добиваться включения территории бывшей торговой площади Базарного Сызгана в охранную зону стоящего рядом ценнейшего архитектурного памятника – каменной Дмитриевской церкви, построенной в 1875 году по проекту К.А. Тона.

Алексей Сытин

«Мономах», 2010, №2(61)

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru