Ульяновский НИИ сельского хозяйства в этом году (в 2010 - прим.ред.) отмечает 100-летний юбилей. Своё начало Институт ведёт от организации опытного поля Симбирского уездного земства 17 (4) апреля 1910 года. История опытных сельскохозяйственных учреждений отражает в себе всю непростую и порой даже драматичную историю сельского хозяйства нашей страны. Возникновение первых опытных станций связано с массовым голодом в 1891 году, унесшим жизни нескольких миллионов человек.
Не менее драматичными были и другие времена. И тем не менее, опытные учреждения дали очень много ценного, благодаря чему и сегодня, в то время, когда сельское хозяйство в нашей стране переживает кризис, продолжают существовать передовые хозяйства.
Симбирские сельскохозяйственные опыты
Вечные вопросы отечественного сельского хозяйства – как сделать его более выгодным и доходным, как повысить урожайность, как накормить всех голодающих – научная мысль России пыталась решить ещё в XVIII веке. Тогда же было создано Вольное экономическое общество, поставившее во главу своей деятельности задачу «распространения среди народа полезных и нужных для земледелия и домостроительства знаний».
В Симбирске Общество сельского хозяйства было открыто в 1859 году по инициативе помещика, графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова.
Кроме распространения в губернии земледельческих знаний, Общество занималось поисками средств для введения лёгких и удобных способов обработки земли. Начали с покупки участка на берегу Свияги против села Вырыпаевка и устройства опытной фермы, чтобы вести на ней образцовое хозяйство по разным системам полеводства и луговодства. Эта ферма по праву может считаться первым опытным хозяйством на территории области.
Активным участником Общества, сразу откликнувшимся на предложение Д.И. Менделеева изучить влияние минеральных удобрений на урожай, был князь Николай Николаевич Ухтомский. Для опытов князь предоставил свои земли в районе Репьёвки (ныне с. Богородская Репьёвка Цильнинского р-на), где с апреля по сентябрь 1867 года проводил исследования ученик Менделеева – Климент Аркадьевич Тимирязев. Впоследствии им была написана статья о приборе по изучению фотосинтеза, использованная в докладе на I съезде естествоиспытателей в С.-Петербурге (1868).
К сожалению, ввиду ограниченности средств опыты проводились лишь в течение 1867–1869 годов.
Неурожай 1891 года в восточной полосе Европейской России, вызвавший массовый голод в Поволжье, инициировал широкое обсуждение вопроса о создании систематического изучения земледелия. Известный агроном и общественный деятель профессор Павел Андреевич Костычев предложил проект организации сети опытных станций и полей в различных физико-географических и сельскохозяйственных районах. Они, по его мнению, смогли бы дать научное решение вопросов, важных для повышения культуры сельского хозяйства, а также позволили бы осуществлять исследования местных почв, климата, различных приёмов земледелия, испытания орудий и машин. В России было организовано несколько подобных станций. Ближайшей к нашему региону оказалась Безенчукская опытная станция в Самарской губернии.
По словам академика Н.М. Тулайкова, она «послужила тем ферментом, который вызвал к жизни организацию Симбирской опытной станции» и ряда других подобных объектов в соседних губерниях. Благодаря активному участию бывшего помощника директора Безенчукской станции Николая Федоритовича Смельчакова с разницей в год появились сначала опытная станция Симбирского губернского земства (Анненковская) в 1909 году и опытное поле Симбирского уездного земства в 1910 году. Первым заведующим опытным полем стал бывший научный сотрудник Безенчукской станции Антон Семёнович Янпольский. Первые годы их работы ушли на разработку методов борьбы с засухой и неурожаями, проверку в местных условиях новой агротехники и распространение среди земледельцев семян тех сортов, которые оказались наиболее урожайными и устойчивыми к засухе и другим погодным аномалиям.
Особенности советского земледелия
Во время аграрных беспорядков осенью 1917 года Симбирское опытное поле подверглось захвату со стороны крестьян с. Новый Урень. Из очерка по истории станции П.И. Подгорного известно, что озимые посевы были вытоптаны и стравлены скотом, а хлебные запасы из амбара расхищены. Заведующий А.С. Янпольский, не получив энергичной защиты опытного поля со стороны уездного земства, вскоре оставил службу, его помощник С.И. Шуваев, возвратившийся из германского плена в 1916 году, переехал на жительство в Ишеевку. Жизнь на опытном поле на время остановилась.
Однако с провозглашением неприкосновенности подобных учреждений, а также благодаря вмешательству вооружённой силы большую часть хлеба и семенного материала удалось вернуть и перевезти на хранение в Симбирск. В 1918 году опытное поле перешло в ведение наркомзема и получило название – Новоуренское. В 1920-м году оно было реорганизовано в Новоуренскую опытную станцию.
В то же время было решено преобразовать хозяйство Общества в картофельное опытное поле с подчинением Анненковской опытной станции. Через год оно стало называться Вырыпаевским опытным полем. До 1930 года это учреждение возглавлял талантливый агроном и пропагандист сельскохозяйственных знаний Матвей Фёдорович Одиноков. Впоследствии оно получило статус Ульяновской зональной опытной станции по картофелю. Именно здесь С.А. Лежепековым были выведены урожайные сорта картофеля, хорошо приспособленные к местным условиям.
Несмотря на постоянную смену названий, учреждение смогло не только выжить в условиях страшной засухи 1921 года, но и получить сносный для того времени урожай. Это доказывало, что, вооружившись достижениями науки, можно вполне успешно бороться с погодными аномалиями.
В те годы Новоуренской станцией руководил молодой агроном Павел Ильич Подгорный, впоследствии известный профессор Воронежского сельхозинститута. Под его руководством станция активно строилась, проводились интересные опыты, как в области агротехники, так и в подборе сортов, устойчивых к местному засушливому климату.
Как видим, учёные агрономы научились справляться с природными испытаниями, однако это не означало, что люди научились противостоять недальновидности и произволу чиновников. В начале 1923 года вновь назначенный нарком земледелия А.П. Смирнов как одну из первоочередных задач наркомата выделил реформу опытного дела. Для начала было решено сократить почти в три раза число опытных учреждений, находящихся на государственном финансировании.
Анненковскую станцию оставляли на частичном финансировании, а Новоуренскую было решено полностью перевести на местный бюджет. Однако наркомат не счёл необходимым предупредить о своём решении местные власти. В результате из-за отсутствия средств в губернском бюджете станция оказалась на грани закрытия. Несмотря на многочисленные обращения агрономической общественности к местным и центральным властям, денег на поддержание станции не нашлось. Постепенно почти все её сотрудники уволились, и к маю 1924 года в штате оставался только один заведующий, но и он, отчаявшись, уехал на Украину.
Лишь в конце 1924 года ценой огромных усилий финансирование станции удалось включить в губернский бюджет. В 1925 году назначили директора учреждения. Им стал самарский агроном М.И. Тюрников, человек энергичный и деятельный.
С 1927 года в структуре Новоуренской опытной станции появился селекционный отдел, сотрудничавший с Всесоюзным институтом прикладной ботаники (Всесоюзный институт растениеводства – В.Г.). Одной из главных задач, поставленных тогда перед селекционерами, было выведение морозостойких и засухоустойчивых сортов озимой пшеницы. Такой сорт, известный под названием «ульяновка», был выведен на основе местных сортов пшеницы Ниной Викторовной Мелких-Тюрниковой к 1930 году. После трагической смерти Тюрниковой (1933) доработку сорта продолжил селекционер Д.А. Киселёв. Долгие годы сорт входил в число лучших, и даже через сорок с лишним лет, в 1977 году, на конкурсе в Канаде «ульяновка» заняла первое место по зимостойкости пшениц.
В 1930-е годы на Новоуренской станции сложился прочный творческий коллектив агрономов и селекционеров. Здесь начинал свою научную деятельность будущий академик Василий Николаевич Ремесло, автор популярных сортов озимой пшеницы «мироновская-808» и «мироновская юбилейная».
Волна репрессий 1937 года не обошла стороной сотрудников агрономических станций. Большинство организаторов опытного дела были расстреляны по надуманным обвинениям. Среди них оказались М.И. Тюрников и М.Д. Есашин – бывшие руководители Новоуренской станции, директор Анненковской опытной станции И.П. Липанов, директор Новоуренской станции Д.Е. Никитенко.
В эти же годы были погублены видные учёные – академики Н.М. Тулайков, Н.И. Вавилов и многие другие – те, кто позволял себе выступать с критикой антинаучных методов, насаждавшихся в биологии и в сельском хозяйстве.
1960-е В годы Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии было призвано 52 человека из числа сотрудников и рабочих станции. Среди них был и её директор Михаил Филиппович Масленников, возглавлявший предприятие с 1938 по 1941 год. Он ушёл добровольцем на фронт и погиб под Сталинградом в 1942-м.
В 1943 году станцию возглавил Пётр Сергеевич Анодин, возобновивший опыты по селекции яровой пшеницы. Несмотря на нехватку техники, предприятие выполняло научные и производственные обязательства.
В 1945 году с превышением плана государству было сдано 2500 центнеров элитного зерна. Не забывали сотрудники станции и об истории: осенью победного года они подготовили экспонаты для кабинета сельского хозяйства при краеведческом музее области.
В послевоенный период агрономы активно разрабатывали методы посадки полезащитных лесных полос, проводили исследования по выведению новых сортов, по разработке прогрессивных технологий возделывания сельхозкультур, совершенствовали полевое кормопроизводство.
Районированный с 1969 года сорт суданской травы «ульяновская-1» и с 1972 года сорт костреца безостого «ульяновский-1», выведенные Галиной Ивановной Воловяшко, до сих пор возделываются во многих регионах страны.
С 1962 по 1975 годы опытную станцию возглавлял талантливый организатор науки Георгий Павлович Куликов. При нём значительно поменялся внешний облик посёлка: были построены 2-этажные жилые дома, средняя школа, агрохимлаборатория, больница, клуб, баня, административное здание. Появились асфальтированные дороги, пошли автобусы.
Улучшились условия для закладки опытов и выращивания семян. Появились тракторы, сеялки, культиваторы, комбайны. Посёлок, по предложению Г.И. Воловяшко, был назван именем великого учёного физиолога К.А. Тимирязева.
На смену Куликову пришёл учёный и организатор, в будущем академик РАСХН Николай Сергеевич Немцев. При нём на опытной станции произошли существенные перемены.
Были построены новое 4-этажное здание института со всеми необходимыми лабораториями, новая разборочная, система очистных сооружений, был проведён газ. В 1987 году станция получила статус Ульяновского научно-исследовательского института. Был разработан комплекс противоэрозионных мероприятий, успешно внедрённый в совхозе Новоникулинский. Селекционеры станции М.И. Потушанская, З.К. Столетова, В.Н. Глотова были удостоены Государственной премии в 1995 году за выведение новых продуктивных сортов овса, получивших распространение во многих регионах страны и за рубежом.
И сейчас, несмотря на трудности финансирования, не прекращающиеся с 1990-х годов, коллектив Института продолжает занимать ведущее место в области разработки новых технологий интенсивного земледелия, основ формирования агроландшафтов, создания принципиально новых высокопродуктивных сортов растений, оставаясь признанным центром сельскохозяйственной мысли.
За 100 лет существования организаций, изучающих земледелие на научной основе, преемником которых стал Ульяновский НИИ сельского хозяйства, в их работе принимало участие множество людей – учёных и рабочих, агрономов и селекционеров, земледельцев и садоводов. Невозможно назвать имена всех тех, благодаря кому сегодня существует этот старейший научный центр Ульяновской области. За эти годы сложились целые династии специалистов Института: Чихаловы, Каравашкины, Салины, Вагины, Феклины, Немцевы... Рекомендации наших учёных – П.А. Захребеткова, И.Ф. Нолля, В.А. Потушанского, Ф.Д. Добрынина, К.И. Карповича, А.Г. Галиакберова, В.Я. Шагаева и многих других – с успехом применялись во многих хозяйствах области и за её пределами.
Отмечая вековой юбилей Института, мы не должны забывать, что его работа успешно продолжает инициативы по изучению русскихземель, которые впервые начали осуществляться ещё два с половиной столетия назад.
Владимир Гуркин,
Сергей Немцев
«Мономах», 2010 №2(61)