Работая с иностранцами, кожей чувствую: они с нетерпением ждут момента, когда мы помрем. Да что там кожей… В Жуковском, на авиашоу президент «Эрбас Индастри» (мы давно знакомы) хлопает меня по плечу и говорит: «Михайлов, когда ты со своим заводом помрешь?». Я говорю: «Не дождешься». А все идет к этому.
Вот придут сюда иностранцы скупать контрольный пакет акций – и что делать? Я же знаю, чем это кончится. Что творится у Бека на КамАЗе? То, что пишут газеты, - ложь. По моим данным, он, президент КамАЗа, даже командировочными деньгами распоряжаться не имеет права – иностранцы контролируют. Диктуют жестко: двигатели, электрооборудование, резину – бери в Европе. (Они заботятся о своих рабочих местах!). Ему оставляют делать раму. Но что это значит? Было 140 тысяч работающих и такой же, как у нас, город, осталось 40. И собираются сокращать еще.
- А что же правительство, стоящее на страже национальных интересов?
- Борис Федоров, будучи представителем России в Европейском Банке реконструкции, говорил мне: «Зачем нужны твои самолеты? Вот мы сидим на 14-м этаже в Лондоне. Смотри, какие машины ездят там внизу: и японские, и американские, и европейские. Какая разница англичанину, чьи? Почему же такая бедная страна, как Россия, должна вкладывать деньги в авиацию? Пусть это делают дураки европейцы и американцы. Нас будут возить своими самолетами. А мы будем вкладывать деньги в социальную сферу».
– Он бы еще сказал, где мы возьмем денег на покупку самолета у «глупых американцев»…
– Оценки западных экспертов показывают, что только группа предприятий, производящих совместно с «Авиастаром» самолеты семейства «ТУ-204» и «АН-124», может иметь доход более чем в 2 раза больший, чем алмазодобывающий сектор российской экономики. И вместо того, чтобы селективно, шоковыми вливаниями, реанимировать самые перспективные авиастроительные предприятия России, мы через лизинговые контракты продолжаем финансировать западные фирмы (за последние 3 года фирмами «Аэрофлот» и «Трансаэро» было использовано для этой цели порядка 600 миллионов долларов США).
Мы предлагали с десяток вариантов выживания: открытие свободной таможенной зоны, лизинг самолетов, использование в качестве инвестиций цедевой возврат долгов ряда государств правительству России. Президент и премьер пишут жесткие резолюции «за», нас пускают по кругу согласований, и все тонет.
Последний пример: контракт с египетской компанией о продаже 30 самолетов семейства «ТУ-204» с двигателями «Роллс-Ройс». Майские резолюции Президента и Черномырдина: предложение Михайлова и Цаха поддержать. И вот на днях Минэкономики (Я. Уренсон) пишет в правительство: «Данный контракт вызывает озабоченность с точки зрения защищенности российской стороны в части продажи самолета «ТУ-204» и его модификаций. Считаю целесообразным организовать межведомственную группу для анализа данной проблемы и разработки мер, обеспечивающих интересы российских производителей». Да вы уже похоронили всех, и этими бумажками только прикрываетесь в страхе, что придет время ответить! А оно придет, должно прийти.
Геннадий Демочкин.
Ульяновск.
P.S. «Авиастар» будет стоять до 16 сентября – именно тогда закончится срок, отведенный прямым распоряжением премьер-министра В. Черномырдина руководству Минэкономики, Минфина, МВЭС и Миноборонпрома для восстановления работоспособности комплекса. А что будет потом?
Ведь почти наверняка чиновники и в этот раз наплюют на распоряжение главы правительства, как это бывало и раньше.
Комсомольская правда, 3.9.1996 г.
«Он за работяг был горой»: в Ульяновске прощаются с экс-директором «Волжанки» Ревенковым
Воспоминания, 10.3.2025