Развал отрасли достигнут
Из досье. Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар» – самое молодое (20 лет) и самое крупное компактно расположенное авиапредприятие России. Производственные мощности соотносимы с «Боингом» и превышают суммарные мощности компаний, входящих в «Эрбас Индастри». Выпускает транспортный самолет «АН-124» – «Руслан» и пассажирский «ТУ-204». Является градообразующим предприятием для 160-тысячного жилого района. В 1991 году 40 тысяч работающих. В 1996-м – 20 тысяч. С 21 августа «Авиастар» стоит.
– Виктор Васильевич, неужели все так мрачно?
– В огромные перспективы «Авиастара» верю, но поводов для оптимизма не вижу. Скажу больше. Узнай кто-то хотя бы часть того, что знаю я, он лишился бы покоя и сна.
– Тревоги собственника? Сегодня «Авиастаром», мощности которого оцениваются в 11 триллионов рублей, владеет коллектив в 20 тысяч человек. Это ж сколько получается на брата?
– У нас была дикая приватизация. Вот лежит бизнес-план, который фактически не меняется с 1991 года. Тогда были найдены деньги для того, чтобы «Авиастар» – последнее дитя советской гигантомании – реанимировать. Эти деньги, к сожалению, на комплекс не попали. Теперь уже я могу сказать, они были украдены там, наверху.
Когда мы начали работать с Ельциным, поддержка от него была большая. Его замысел был такой: комплекс отдается коллективу бесплатно, а затем государство выкупает значительный пакет акций и тем дает «Авиастару» оборотные средства. Я говорил: этого делать не надо. Министры транспорта и финансов были против. Но Президент стукнул кулаком и вот здесь, прямо на заводе, подписал указ о приватизации. Задуманная схема сработала только однажды, в 93-м году, когда государство выкупило пакет акций в 6,7 процента. Дальше все было заблокировано, мы остались без оборотных средств и получили кличку «частники». Правда, когда мы хотим решить что-то самостоятельно, правительство нам говорит: нельзя, пускает в госструктуры по кругу согласований. И все хоронится.
– О чем еще ваша печаль?
– Могу сказать открытым текстом. В стране ведется четкая политика на уничтожение российской авиации. Сегодня у нас около 4 тысячи самолетов. Порядка 460 машин изношены сверх всякой меры и требуют срочного списания. В то же время с 1990 года производство отечественной авиатехники сократилось в 3,5 раза, российские авиакомпании начинают брать в долгосрочный лизинг самолеты западного производства.
Западный рынок поделен основными производителями авиатехники: «Боинг» (60 процентов рынка), «Эрбас Индастри» (30 процентов), «Макдонел Дуглас» (10 процентов). И они делают все возможное для ликвидации на объемном российском рынке своего главного конкурента – авиационной промышленности России.
«Он за работяг был горой»: в Ульяновске прощаются с экс-директором «Волжанки» Ревенковым
Воспоминания, 10.3.2025