Академик Л. Абалкин, директор института экономики РАН, представил весьма мрачную картину настоящего и будущего страны:
– Экономический кризис, который поразил Россию, продолжается пятый год, и конца ему не видно. Все разговоры о финансовой стабилизации не более чем миф. Кривая инфляции один к одному повторяет прошлогоднюю. По доходам бюджет за первое полугодие 1995 г. исполнен на 47 процентов от годовой суммы. Израсходовано 35 процентов, так что у Министерства финансов есть реальные деньги. Дефицит искусственно занижается, чтобы создать некоторую видимость благополучия. Но эта видимость оплачена крайне высокой ценой, о чем обычно предпочитают молчать. Реальные доходы населения за шесть месяцев снизились на 29 процентов по отношению к прошлому году.
Далее Леонид Абалкин привел выводы профессиональных исследований, проводившихся в течение двух последних лет:
– Ни одна крупная экономическая проблема не имеет чисто экономического решения. Поэтому одна из задач правительства – умение мыслить за пределами только экономических подходов с учетом всей совокупности социокультурных факторов. Можно взять и западную модель развития, жить и думать, как «они». Но мы должны понимать, что этот выбор тоже имеет свои границы: исторические корни, духовный склад нации, систему ценностей.
Доктор экономических и философских наук, профессор, академик А. Субетто в своем докладе выделил факт резкого падения образовательного ценза населения, в то время как от образования, по его мнению, зависит национальная безопасность России. Академик назвал нынешнюю политику государства пещерной. Если до 1975 г. на образование выделялось 15-16 процентов национального бюджета, то к 1993 г. эта цифра снизилась до четырех процентов, в этом году она составила 3,5 процента.
– Во время Отечественной войны количество вузов увеличивалось, во время реформ возникла угроза их сокращения на 50 процентов.
Рузвельт в 1934 г. на два года увеличил пребывание молодежи в учебных заведениях, тем самым сняв давление безработицы на молодежь и обеспечив в последующем экономический подъем. А мы сейчас фактически из десятилетнего всеобщего образования сделали девятилетнее. Появилось большое количество неграмотных детей. Только в северо-западном регионе страны количество детей, не пришедших в первые классы школ, исчисляется сотнями тысяч. Среди призывников число неграмотных увеличилось до пяти-семи процентов, что однозначно приводит к снижению военной безопасности страны. При этом Россия обладает уникальной системой педагогического образования. К сведению: в Америке около 60 процентов национального дохода обеспечивается приростом знаний. И если в России образование не финансируется, это означает, что мы целенаправленно движемся к уровню колониальной страны.
– Не нужно духовности искать на Западе, – заявил митрополит Питирим на конференции. – Там молодые люди невежественны до крайности: не знают своей истории, своих героев.
На пленарных заседаниях также выступили новосибирские, петербургские, ульяновские ученые. Состоялись «круглые столы», обмен мнениями.
В каком ключе шел этот обмен, видно уже из названия конференции. Экономика, то есть бытие, занимает в нем третье место, на первых двух – культура и нравственность. Такой взгляд, как минимум, ставит под сомнение один из самых главных тезисов марксизма, утверждающий, что «бытие определяет сознание».
А. Идрисова.
Симбирский курьер, 21.9.1995 г.
В Ульяновске состоялась премьера фильма «Удивительные клады Волги»
События, 27.11.2025Во Дворце книги откроется выставка, посвящённая 200-летию со дня восстания декабристов
События, 10.12.2025Театральная жизнь «Обыкновенной истории». К 170-летию романа
События, 18.6.1847






