5 марта 1993 г.
– Судьба собственных ваучеров не перестает волновать россиян. Нет-нет и услышишь: а ты куда вложил свой чек? Вопрос, на который большинству из нас остается растерянно улыбаться.
Знакомая преподавательница завела недавно со студентами такой разговор: мол, что я на свой ваучер в нашем институте могу приобрести. Ну разве что эту кафедру? Нет, сказали студенты, она полированная. Сегодня на чек потянет только одна крышка.
Довольно приличный шок я испытал, сидя недавно в комиссии по приватизации Ульяновского областного Совета и листая документы, поданные предприятиями в связи с акционированием. Выяснилась поразительная вещь. Оказывается, предприятия наши стоят безумно дешево.
Ульяновский речной порт со всей движимостью и недвижимостью оценен в 32 миллиона. Такова балансовая стоимость основных фондов на момент приватизации. Довольно крупный Ульяновский завод гидроаппаратуры стоит 24 миллиона, кондитерская фабрика «Волжанка», снабжающая сладостями всю область и ближнее к Ульяновску зарубежье, – 16 миллионов.
Как-то разговаривали с директором приборостроительного объединения «Утес», зашла речь о приватизации, и он бросил фразу: ну, завод-то у нас дешевый. Теперь я и сам убедился: действительно, дешевый – 80 млн рублей. Крупнейшие предприятия, киты ульяновской оборонки – машиностроительный завод, заводы «Искра» и радиоламповый – стоят соответственно 300, 120 и 90 миллионов рублей. По таким или чуть большим ценам эти предприятия будут выкупаться у государства.
У меня есть знакомый бизнесмен, перепродающий «уазики». Еще осенью в обороте у него находилось 600 миллионов. Довольно зримо представляю себе, как он заявляется в контору по приватизации и небрежно роняет: мне «Искру», «Комету», «Утес» заверните. Да, и на сдачу – «Волжанку». И не такая уж это фантасмагория. Магазины, кафе и службу быта именно так уже и распродают. Правда, на аукционах, за хорошие, по нашим временам, деньги. А вот заводы будут выкупаться их коллективами по той, остаточной, балансовой стоимости.
Автотранспортное предприятие «Чердаклинагропромтранс», подсчитывая накануне приватизации стоимость основных фондов, пришло к выводу, что, поскольку по нормам амортизации большинства автомобилей уже как бы и не существует, то областной Комитет по управлению имуществом еще останется должен транспортникам, если они все это заберут себе.
Когда им сказали не валять дурака, чердаклинцы пересчитали, и получилось, что 154 грузовые автомашины и столько же прицепов стоят (все скопом) меньше миллиона. Вот по такой цене они их и приобретут. Да нет, тут не какая-то зависть во мне бродит, просто удивительно вдруг узнать, в какой дешевой стране мы живем. И как эфемерна цена вот этих самых ценных бумаг, именуемых приватизационными чеками.
Что же делать? По мнению председателя постоянной комиссии по приватизации Ульяновского областного Совета Алексея Лизина, необходимо срочно менять методику оценки стоимости приватизируемых предприятий. Сделать это еще не поздно, поскольку до конца акционировались в Ульяновской области, например, только 10 процентов предприятий, преимущественно мелких.
У крупных заводов, отнесенных к федеральной собственности, документы ходят в Москве. Так что есть еще время переоценить основные фонды, тогда появится маленькая надежда, что резко увеличившееся количество акций заставит предприятия хоть что-то продать за ваучеры.
Хотя опять же, наши с вами шансы несравнимо малы. Если что, у моего знакомого бизнесмена, того самого, торгующего «уазиками», этих чеков уже чемодан.