– В эти дни исполняется сто лет великому русскому художнику Аркадию Пластову. Вполне оправдав фамилию, за длинный век своей творческой биографии он поднял и запечатлел целый пласт глубинной народной жизни, на весь мир прославил своих земляков.
Прислониха была его домом, его мастерской, здешние люди от мала до велика перерисованы у него по нескольку раз.
Народный художник и академик, лауреат Ленинской и прочих премий, он все же всю жизнь был не в ладах с начальством. На знаменитой встрече Хрущева с деятелями искусства Пластов закончил свое выступление словами: «В Москве правды нет».
А как много было охотников его подправить и подмалевать. Ставшая классической «Весна» вызвала нарекания номенклатурного искусствоведа: разве может в советской деревне баня топиться по-черному? Как было объяснить художнику, что изобразил он свою собственную баню?
Или знаменитый «Ужин трактористов», что это – хлеб и молоко, – не бывает такого скудного ужина в колхозе. Тут Пластов нашелся: курочку, мол, уже съели, а косточки не видны за рамой.
Он и смертью-то своей заставил чиновников изрядно подергаться: что ж такое, народный и лауреат, а завещал поставить на могиле крест? Ну ничего, поставили. И уже 20 лет покоится художник на сельском кладбище, а картины его живут.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937