– К 1992 году состав депутатов был достаточно демократичен. Были различные фракции, движения (и прокоммунистического, и либерального направления). Председателем комитета по вопросам национальным и конфессиональным стал Шавкет Богданов. Надо сказать, что в вопросе развития языка, культуры народов, проживающих на территории области, немало было сделано еще при Советской власти. Однако, начиная с 1991 года, в национальном вопросе внутри области стала чувствоваться некоторая напряженность. Трудно сказать, что тут повлияло больше, санкционированный Ельциным парад суверенитетов, близость к неспокойному тогда Татарстану или действия мусульманских организаций из-за рубежа.
Одним из инициаторов «возбуждения» национальной темы стал Ш. Богданов и те, кто работал вместе с ним в комитете: Айрат Ибрагимов (в то время корреспондент татарской газеты «Эмет», сотрудничавший с радио «Свобода») и один из руководителей Антибюрократического центра (АБЦ) Александр Сергеев.
На первом же заседании комитета по национальным вопросам меня удивили некоторые высказывания этих деятелей. Но особенно меня поразил так называемый «круглый стол» по национальному вопросу, где было заявлено о том, что Россия и ее первый Президент Б. Ельцин заняли позицию подавления и татарского, и других народов, и в том же были обвинены власти нашей области и города.
В то время шла заметная работа по развитию языка и культуры (в частности, в пединституте были созданы отделения подготовки учителей чувашского, татарского языка). Стал действовать Дом дружбы народов. Выходили газеты, теле- и радиопередачи на чувашском, татарском, мордовском и немецком языках.
Однако в татарской-чувашской диаспоре в то время стали проявлять себя крайние группировки, которые ставили даже вопрос и создании собственных национальных органов власти. Одним из инициаторов этого радикального направления в национальном вопросе был Наиль Микеев, человек, который, по-видимому, стал просто фанатиком.
Группа Микеева (потом они создали даже отделение партии) начала активную пропаганду среди татарского населения. Цель Микеева, как выяснилось позже, была – ни больше ни меньше, – создать Великий Татарстан: от Казани до Астрахани, включая и Ульяновскую область.
Начались «исторические» изыскания. Стало утверждаться публично, что Симбирск был основан не Богданом Хитрово в 1648 году, а гораздо ранее. Причем ссылались на Булгарские поселения, которые действительно были на территории нынешней Ульяновской области. Но при этом забывали сказать, что и при булгарском царстве здесь были и мордовские, и русские поселения.
Наиль Микеев установил активные связи с Байрамовой, которая занимала в Татарстане явно националистические позиции, оказывая определенное давление даже на М. Шаймиева. Появилась литература определенного толка. И, наконец, группа Микеева приступила к образованию параллельных органов власти.
По тем отрывочным сведениям, которые стали приходить в областной Совет из районов (Старокулаткинский, Цильнинский, Новомалыклинский), выяснилось, что Н. Микеев с целой бригадой ездит по населенным пунктам, встречается с муллами, старейшинами, руководителями Советов и предлагает им образовать милли-меджлисы, которые бы противостояли существующим органам власти. В печати стали появляться объявления о том, что принимает посетителей в здании областного Совета и Доме дружбы народов Хан Симбирского Улуса Наиль Микеев.
Два года подряд группа Микеева пыталась возложить памятный камень на эспланаду, которая ведет от площади Ленина до Мемориала. Камень в знак того, что когда-то здесь было Булгарское кладбище. Появилась у них и другая святыня. В Чердаклинском районе в окрестностях с. Тат. Урайкино лежит надгробная плита, которая была установлена до появления русских еще в 13 веке. Как выяснилось позднее, это место обследовали казанские археологи и арабисты еще в 1960-е годы. Выяснилось, что там похоронен какой-то булгарский хан или князь.
В Доме дружбы народов группа Микеева стала проводить лекции для татар, где пропагандировала свои идеи.
К этому времени в татарской диаспоре назрел раскол. Достаточно взвешенную позицию занял Аюп Дебердеев, он понимал опасность крайнего национализма. (Эта опасность уже тогда была видна на примере Чечни.) Заявили о своих политических позициях крупные ульяновские предприниматели братья Шингареевы. Они не скрывали, что поддерживают активные связи с Арабскими Эмиратами. Сначала они организовали в одном из своих коттеджей лицей, где преподавали богословские науки. А потом речь пошла об организации исламского университета.
К тому времени Шингареевы заявили о том, что Дебердеев не отражает национальные интересы татарского народа и что они будут подчиняться другому муфтию.
Все это вызвало большую озабоченность и главы администрации Ульяновской области, и отдела по связям с общественными и конфессиональными организациями администрации. Да и большинство депутатов областного Совета (в том числе и татарской национальности) поняли опасность этих экстремистских действий. Трудно сказать, были ли связи у Байрамовой и Микеева с кавказскими националистами и Дудаевым, но ряд публикаций в прессе говорил о том, что будто бы туда посылали от нас добровольцев.
Анализируя деятельность Микеева с точки зрения права, председатель комиссии по законности П.П. Щелчков (в недавнем прошлом начальник Управления КГБ по Ульяновской области) инициировал определенные действия. Был проведен обыск у Микеева, изъята литература крайне националистического толка. Я не знаком, конечно, с деталями, но знаю, что юридических основ для ареста Микеева не оказалось. Но он был предупрежден, что дальнейшая его деятельность в этом направлении будет несовместима с нормами и законами России.
После этого об активных действиях группы Богданова-Микеева больше не было слышно. По времени их уход «с политической сцены» совпал с тем, что в октябре 1993 года Указом Президента Советы всех уровней были ликвидированы.
Записано в мае 2002 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937