–Эти два офицера – что Исайкин, что его напарник Коля Качалов – они не были значащими фигурами. Они были военпредами на «Авиастаре» и просто искали выход – в связи с развалом предприятия им грозил уход на необеспеченную пенсию.
Мы часто встречались с Михайловым. На заводе работало тогда 16 тысяч человек, и не было денег даже на заработную плату. Стали думать: чем сегодня располагает «Авиастар»? Двумя «Русланами». Можно делать переброску тяжелых грузов. Но в загранку «Руслану» нельзя – у него стоит бортовое оборудование с целеуказанием и целеопределением, с которым его из страны не выпустят. И вот добиться такого права была самая трудная задача. У меня до сих пор хранятся подлинники с визами Ельцина, Силаева, Гайдара, Шапошникова. (Там больше подписей, чем текста!)
В кабинете министра обороны Язова я говорил: на аэродроме в Сеще (Брянская область) сосредоточены все «Русланы», которые были когда-либо изготовлены (28, кроме двух, которые остались на Украине). Они гниют на корню, их растаскивают, даже пост уже ни хрена не выставляется. Дайте 5-6 самолетов в эксплуатацию. И второе: дайте разрешение демонтировать с них все то, что относится к целеуказанию и целеопределению. И они будут зарабатывать деньги. Часть прибыли пойдет вам (Министерству обороны, вы тоже страдаете без зарплаты ), а часть – на поддержание на плаву «Авиастара».
И мы – город – выступили инициаторами создания акционерного общества. И обратились к коллективу «Авиастара». И коллектив поддержал письмом эту идею. Я проводил первое собрание акционеров АО «Волга-Днепр». (Сначала оно называлось «Волга», но затем – поскольку головное конструкторское бюро сидело в Киеве, – приняли украинскую сторону и стало: «Волга-Днепр»).
И с двух арендованных самолетов «Волга-Днепр» начал действовать. И вдруг стал привозить, извини за выражение, доллары. Причем пачками, миллионами.
...Летали с Михайловым в Лондон, встречались с заместителем Маргарет Тэтчер – и после этого открылось первое заграничное представительство «Волга-Днепра» в Великобритании.
А потом мне было брошено много упреков и серьезных обвинений, что я, как государственный чиновник, якобы являюсь сотрудником «Волга-Днепра»...
Сейчас авиакомпания является крупнейшим грузовым авиаперевозчиком в мире. У них с «Авиастаром» разные задачи. Да и не может «Волга-Днепр» бесконечно тащить на себе умирающего гиганта. Хотя в первые годы, особенно по фонду зарплаты, «Волга-Днепр» брал затраты завода на себя.
Записано 9.3.2003 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937