Осторожно – телевизор!
Сначала немного статистики. В Соединенных Штатах сейчас насчитывается около 730 коммерческих телевизионных компаний. Многие из них «не уходят из эфира» почти круглые сутки. Поэтому не стоит удивляться тому, что «средний» американец проводит у телевизионного экрана в среднем 29 часов в неделю. При этом каждая программа – от бейсбольного матча и шекспировской трагедии до вечерней программы «Новости» и детского мультфильма о веселом мышонке Мики Маусе – неоднократно прерывается самыми разнообразными рекламными вставками.
Внутренняя «механика» здесь до предела проста... Любая коммерческая телевизионная компания заинтересована в первую очередь в максимальном увеличении прибылей. А корпорации, пытаются «протолкнуть» свой товар на рынок в условиях жесточайшей конкуренции, готовы раскошелиться на рекламу, даже если одна ее минута стоит на американском телевидении до 140 тысяч долларов.
Ежегодно более 7,6 миллионов долларов платят американские корпорации за коммерческую рекламу по телевидению. Такие астрономические расходы, естественно, окупаются с лихвой. Учитывая это, можно только предполагать, какую гигантскую сумму фактически переплачивают за год американские потребители. Ведь расходы на рекламу, конечно же, входят в цену товара.
Известно, что в Америке кто платит доллары, тот и заказывает музыку. Платят же крупные промышленные и финансовые корпорации. Они же контролируют почти все телевизионные передачи. Борьба за души ведется на телевизионных экранах США параллельно с борьбой за доллары. И в этой борьбе корпорации не гнушаются никакими средствами.
Представьте себе малыша, зачарованно следящего за приключениями Белоснежки или, скажем, Дюймовочки. Но вот «на самом интересном месте» передача прерывается только для того, чтобы показать очередную рекламную полуминутку, восхваляющую на все лады непопулярный почему-то среди детворы вид жевательной резинки или дешевенькие конфеты, которые давно сняты с производства, но завалялись на прилавках. Между тем, по данным федеральной торговой комиссии, которая недавно специально занималась этим вопросом, «средний американский ребенок» в возрасте от двух до одиннадцати лет смотрит в течение года более двадцати тысяч рекламных телепередач! Было внесено робкое предложение запретить телевизионную рекламу, рассчитанную на детей до двенадцати лет. Однако в ходе бурных споров с представителями телевизионных компаний никакого решения на этот счет так и не было принято.
А вот другой пример косвенной рекламы, связанной с так называемыми «мыльными операми» - многосерийными телевизионными мелодрамами, которые транслируются в дневные часы и рассчитаны на домашних хозяек... Социологи университета в штате Флорида недавно в течение одного месяца анализировали 14 самых популярных «мыльных опер» и насчитали в них ни много ни мало, как 520 сцен с употреблением спиртных напитков. Героини телеспектаклей прикладываются к спиртному в любых случаях: когда они любят или ненавидят, выходят замуж или разводятся, когда у них много долларов и когда ни цента... Дескать, так принято!
Стоит добавить, что авторы американских рекламных передач подобного рода и администраторы телевизионных фирм, как правило, отвечают на критику короткой фразой: «Такова действительность, и мы ее отражаем». Но правильнее было бы в данном случае говорить: «Такова действительность в США, и мы ее делаем».
Э. Баскаков, соб. корр. АПН.
Нью-Йорк.
Ульяновская правда, 19.7.1979 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937