1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 3 Марта 2004
Без рубрики, 1 Января 1648
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
События, 11 Марта 1937
Герои, 25 Апреля 2024
События, 22 Апреля 2024
События, 1 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 22 Апреля 2024
Герои, 12 Марта 1814
События, 21 Апреля 2024
События, 20 Апреля 2024
Места, 22 Апреля 1990
События, 6 Января 1937
События, 14 Мая 1937
Воспоминания, 1 Апреля 1988
События, 14 Апреля 2024
События, 14 Апреля 2024
События, 3 Марта 1919
Воспоминания, 22 Апреля 1990
Воспоминания, 12 Апреля 2024
События, 14 Октября 1936
События, 22 Марта 1937
Воспоминания, 1 Января 1991
Фото дня
Борис Тельнов. С 8 Марта!
Места, 1 Января 1745
Село Чувашский Сускан (история села)

Село относится к разряду малоизвестных, глухих мест Ульяновской области, история которых почти не изучена. В Ульяновской-Симбирской энциклопедии ему уделено целых 13 строчек! Между тем Чувашский Сускан заслуживает лучшей доли по нескольким причинам. Во-первых, у него выгодное географическое положение и красивое природное окружение. Село находится на берегу Куйбышевского во­дохранилища, на небольшой возвышенности, с которой видны Жигулёвские горы и дачные участки у села Хрящёвка. Слева и справа вдоль берега растут в основном лиственные леса (среди них преобладают дубы), причём в районе леса проходит и граница между Ульяновской и Самарской областями. Напротив берега располо­жено несколько лесных островов, среди которых выделяется остров Согласия 806 (Остров Согласия — один из самых крупных в акватории Куйбышевского водохранилища. Его протяженность — 12 км, а ширина — 2 км. С 2007 г. на его территории при поддержке Министерства образования и науки региона совместно с общественной организацией «Предел прочности» и Улья­новским центром организации отдыха и оздоровления проводится уникальный молодёжный спор­тивный проект «Остров отважных», это аналог «Последнего героя»). Он был создан по инициативе мастера спорта СССР по классической борьбе, члена союза журналистов России Ф. З. Минибаева для воспитанников детских домов Ульяновской области. Всего на острове за это время побывали более тысячи ребят). Во-вторых, в Чувашском Сускане и его окрестностях сохранилось несколько объ­ектов культурного наследия, свидетельствующих о достаточно бурной и интерес­ной истории этих мест.

До образования в 1956–1957 гг. Куйбышевского моря село находилось на бере­гу реки Сускан (как и Верхний Сускан) — левого притока Большого Черемшана, а затем оказалось на берегу Сусканского залива. По мнению филологов, название Чувашского Сускана вторично по отношению к гидрониму, наиболее вероятный перевод которого с финно-угорского языка — «волчья река» (от суси — «волк, вол­чий» и кан — «канал, русло, реки») 807 (В Чувашской энциклопедии указывается, что у села было историческое название «Троицкое» // Матвеев Г. Б. Чувашский Сускан. URL: http://enc.cap.ru/?t=world&lnk=2163 Памятники, посвящён­ные Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Мелекесский район. URL: http://nasledie73.ulgov. ru/609/621.html (дата обращения: 30.01.2016). В документах XIX в. я не встречал его.

Кроме того, по мнению Н. Г. Лобановой, гидроним Сускан происходит от татарского сусау — жаж­да, или от финно-угорского сус – кедр, канн — место // Лобанова Н. Г. Из истории села Чувашский Сускан. URL: http://portal.tgl.ru/structure/department/iz-fondov-arhiva-istoriya-sel-stavropolskogo-uezda/3651/ (дата обращения: 30.01.2016). Считаю, что эти версии маловероятны, так как слово «жажда» носит абстрактный характер и тем более имеет тюркские корни, а кедровых лесов здесь никогда не было. А вот волки водились в избытке.

Барашков В. Ф. Указ. соч. С. 65). Приставка «Чувашский» связана с преобла­данием здесь чувашского населения.

Первый раз село было обозначено на одной из карт Российского атласа 1745 г. как «Сускан» при озере Сускан (причём именно как село, то есть с церковью). Од­нозначно идентифицировать данное поселение именно с Чувашским Сусканом помогло сравнение с топографической картой 1946 г., на которой рядом с нашим селом указано большое озеро (по ней же вверх по течению Сускана были ещё по­селения Верхний Сускан и Малый Сускан). Получается, что первоначально селение называлось «Сускан» — по реке или озеру. А приставка «Чувашский» появилась позднее.

Сейчас село располагается на берегу Сусканского залива Куйбышевского во­дохранилища, в 44 км к юго-западу от Димитровграда. Это самый южный при­брежный населённый пункт на территории Ульяновского левобережья. И самый удалённый от районного центра. До Чувашского Сускана проложен асфальт, но в самом селе преимущественно грунтовые дороги. В 8 км к северо-востоку от него такое же ныне глухое и умирающее поселение — Бирля. Интересно, что оба они в первой половине 1950‑х гг. были полностью перенесены из зоны затопления Куй­бышевской ГЭС с той разницей, что местоположение старого Чувашского Сускана полностью так и не затопило, а Бирля ушла под воду целиком. До 1956 г. в мест­ности между ними находились небольшие посёлки Лысая Гора, Согласие (по нему теперь называется остров), Волга и Пионер.

Как и в соседнем селе Бирля, объекты археологического наследия в окрестно­стях современного Чувашского Чускана не изучались. Во время работ Куйбышев­ской археологической экспедиции (КАЭ) в зоне затопления Куйбышевской ГЭС в 1951 г. в районе села Хрящёвка (12,8 км к юго-западу от Чувашского Сускана) было сделано большое научное открытие. Вот как об этом писал начальник КАЭ, знаменитый советский археолог А. П. Смирнов (1899–1974): «Особо ценные ре­зультаты получены отрядом по изучению палеолита, открывшим залегания орудий эпохи нижнего палеолита (древне-каменного века).

Эти орудия были найдены в трёх пунктах. Первая находка сделана в урочище Тунгус вблизи Хрящёвки Ставропольского района, где находится давно известное скопление костей животных четвертичного времени.

Там на галечнике были найдены грубо обитые каменные остроконечники и ору­дия типа «ашельских рубил» и отщепы вместе с костями мамонта, шерстистого носорога, благородного оленя и ископаемой лошади.

Вторая аналогичная находка сделана близ Ундор на острове Середыш против безсоновской пристани в Тарновском районе Татарской АССР.

…Возраст орудий 3‑х местонахождений в абсолютной дате 80.000–50.000 лет до н. э. или по археологической классификации конец Ашельской эпохи.

Эти находки особенно интересны тем, что до настоящего времени в Поволжье не были известны следы жизни раннепалеолитического человека несмотря на то, что в этой области не раз производились исследования.

Руководитель этого отряда М. С. Паничкина в полной мере выявила геологи­ческие условия залегания орудий, что даёт возможность впервые наметить пути научных поисков палеолита.

Этот отряд прошёл и реку Черемшан до Мелекесса с отрицательными результатами» 808 (Управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти. Ф. Р‑18. Оп. 1. Д. 19. Л. 3–4).

Для нас отрывок из отчёта авторитетного учёного — бесценное свидетельство заселения данной местности уже в эпоху нижнего палеолита, что говорит о её вы­сокой природной привлекательности и наличии богатых биоресурсов уже много десятков тысяч лет тому назад.

Заместитель А. П. Смирнова, тогда ещё молодой, но перспективный археолог Н. Я. Мерперт (1922–2012) частично раскопал недалеко от села два поселения срубной культуры эпохи бронзы — I и II Сусканские поселения (XIII–XI вв. до н. э.). Первое из них было полностью раскопано в 1951–1953 гг. На поселениях обнаружили следы древних оборонительных сооружений в виде оплывших рвов шириной около 3 м и земляных валов (одни из первых укреплений на территории нашего региона), а также остатки больших прямоугольных полуназемных жилищ и множество артефактов, преимущественно керамики 809 (Халиков А. Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969. С. 228–229). Кроме того, в первой половине 1950‑х гг. Н. Я. Мерперт исследовал десятки курганов бронзового века у села Хрящёвка, располагавшегося примерно в 13 км от Чувашского Сускана. Да­же приведённые отрывочные данные говорят о богатейшем археологическом на­следии окрестностей села уже с палеолита.

Время основания Чувашского Сускана пока точно не установлено. Я не нашёл такого селения на карте А. Изволова 1717 г. Но, как я уже писал, оно указано на одной из карт Российского атласа 1745 г. На карте Симбирского наместничества 1792 г. селение обозначено как «Суксан», причём без храма (возможно, в карту за­кралась ошибка?). Исходя из приведённых данных, с большой долей вероятности можно утверждать, что Чувашский Сускан был основан в первой половине XVIII в.

Интересные сведения о ранней истории села приводит Н. Г. Лобанова: «В 16 веке во времена колонизации края на правобережье, и в первую очередь на Са­марской Луке, становилось тесно. Приходившие в конце века чуваши вынуждены были устраиваться за валом Старозакамской черты, на левобережье. Так сложился комплекс левобережных селений на землях Новодевичьего монастыря: Хрящёвка, Сускан. Зимние поселки калмыков находились вблизи или непосредственно на территории селений осёдлых хлебопашцев. Три таких поселка Сусканской роты калмыцкого войска стояли на речке Сускан и по обе стороны столбовой дороги из Ставрополя в Симбирск неподалёку от деревни Чувашский Сускан. Несмотря на опасность калмыцких нападений, начали осваиваться земли левобережья, при­мыкающие, прежде всего к Волге. Здесь же осели беглые из уездов Среднего По­волжья. Особенно активно действовали власти московского Новодевичьего мо­настыря. На доставшейся им в Левобережье местности к югу от устья Большого Черемшана они поселили целый ряд чувашских поселений — Чувашский Сускан, Чувашскую Бирлю. Все попытки стариц внятно объяснить местным властям, от­куда же пришло чувашское население, были неудачны. Скорее всего, монастырь принимал беглых переселенцев из уездов Среднего Поволжья. Когда у игуменьи монастыря спросили грамоту с подтверждением старинных прав на переселенцев, та не смогла её представить, отговорившись, что грамота сгорела. В 1737 началось переселение в Ставропольский уезд калмыков.

Чувашский Сускан — село в верховьях реки Сускан. Основано в первой поло­вине 18 века. Чересполосно с калмыцкими улусами было решено поселить госу­дарственных русских, чувашских, мордовских, татарских крестьян. Правительство надеялось, что такое соседство поможет кочевникам усвоить навыки земледелия и перейти к осёдлому образу жизни. Вблизи мест калмыцких зимовий располага­лись села и слободы хлебопашцев, в том числе Чувашский Сускан» 810 (Лобанова Н. Г. Из истории села Чувашский Сускан. URL: http://portal.tgl.ru/structure/depart­ment/iz-fondov-arhiva-istoriya-sel-stavropolskogo-uezda/3651/ (дата обращения: 30.01.2016)).

Местная жительница Г. З. Вандышева рассказывала: «Основателем села был чу­ваш. Когда это было, точно неизвестно, примерно в начале 19 века. В этом месте водилось много змей, поэтому сначала селение хотели назвать «Укушу» 811 (Вандышева Г. З. Воспоминания // записал Е. А. Бурдин в с. Чув. Сускане 18.08.2015 г. Мелек. р-на Ульяновской области. С. 1). Любо­пытно, что жители села (как и соседних Кондаковки и Бирли) участвовали в так называемом Чапанном восстании весной 1919 г.812 (Там же).

На протяжении своего существования Чувашский Сускан входил в состав Симбирского уезда и наместничества, Ставропольский уезд Самарской губернии, Средневолжский край, Куйбышевскую область и с 1943 г. относился к Ульяновской области. В настоящее время новое село принадлежит муниципальному образова­нию «Рязановское сельское поселение» (куда входят ещё Александровка, Бирля, Воля, Дивный, Вишенка и Дубравка).

Немногочисленные известные документы по истории Чувашского Сускана на­ходятся в ЦГАСО и ГАУО. В ЦГАСО хранятся как минимум 14 архивных дел за 1851–1926 гг., в которых есть информация о селе. 4 из них — это всего лишь дела о страховании недвижимого имущества, принадлежавшего обществу, уездному земству и церковному приходу за 1901–1911 гг., а 3 — дела о разделе имущества между жителями (все — 1926 г.). Среди остальных выделяются 4 дела 1910 г. с ма­териалами о командировании на борьбу с эпидемией холеры в Чувашском Сускане учениц фельдшерской школы Кадачкиной и Яшневой, санитара Надеждинского и студента IV курса Брюкнера 813 (ЦГАСО. Ф. 5. Оп. 5. Д. 281, 286, 289, 468).

Также здесь есть церковные документы в 25 де­лах за 1861–1911 гг. Почти нет сведений в ГАУО, за исключением нескольких строк о селе в документах Николо-Черемшанского райисполкома за 1952–1955 гг., когда оно переносилось на возвышенное место.

В ходе работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышев­ской ГЭС на территории Ульяновской области» я один раз побывал в Чувашском Сускане — в августе 2015 г. Село, привольно раскинувшееся на пригорке недале­ко от водохранилища, запомнилось прежде всего природной красотой окрестно­стей — слева и справа от него прибрежные леса, а прямо — 2–3 метровый обры­вистый берег Куйбышевского моря (рядом с ним на холмике — памятный крест в честь стоявшей здесь когда‑то церкви), скрывшего значительную часть старого поселения под водой, а также острова и правобережные Жигулёвские горы. Пло­хие дороги сочетаются с шикарными коттеджами на краю Сускана, ближе к воде. А в лесу правее от села расположены два интересных объекта — база отдыха «Са­шуля» (в 2 км) и памятник расстрелянному белочехам односельчанину.

Интересно посмотреть, какой же была численность населения Чувашского Сускана начиная с 1859 г. В это время в удельной деревне при речке Сускан в 123 дворах проживало 1252 человека 814 (Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года… С. 105). В 1889 г. в селе было уже 320 дворов и 2181 житель (кроме храма тут располагались земская школа, 11 ветряных мельниц и две обдирки) 815 (Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года… С. 55). Население состояло из чувашей, русских и мордвы (все право­славные). В начале XX в. в Чувашском Сускане насчитывалось целых 695 дворов, в которых проживал 2596 человек 816 (Список населенных мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году… С. 86).

Помимо церкви здесь действовали 3 школы: земская, церковно-приходская и школа грамоты, а также 7 ветряных мельниц. Село относилось к Хрящёвской волости. На фоне других соседних селений удив­ляет факт быстрого роста населения и особенно дворов: с 1859 г. до начала XX в. включительно численность жителей увеличилась в 2,1 раза, а домов — в 5,7 раза.

Более подробную социальную картину можно увидеть в церковной ведомости 1883 г. В селе в 283 дворах числилось 1712 жителей, в том числе 236 военных и 1476 крестьян-собственников 817 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 29. Д. 222. Л. 55 об.)

Священник указал, что раскольников в приходе нет.

По состоянию на 1 января 2015 г. в Чувашском Сускане было 294 человека и 258 дворов 818 (Информация предоставлена администрацией с. Чувашского Сускана).

Информации о количестве дачников нет. По словам местных жителей, в селе строят загородные дома предприниматели из Самары, Тольятти и даже Мо­сквы, и летом дачники составляют большинство населения. Например, на улице Мира зимой остаётся 4 жилых двора. Дома чужаков занимают самые лучшие ме­ста, как в центре селения, так и особенно поближе к воде.

В современном Чувашском Сускане работают: магазин Рязановского ПО, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт и почтовое отделение. Об умирании поселения ярко свидетельствуют два факта: в 2005 г. закрыли среднюю школу, а в 2009 — начальную. Кстати, здание справа от клуба (бывшая начальная школа) перенесено из старого Чувашского Сускана, а сам клуб — из затопленного посёл­ка Дзержинский.

Ныне в селе существует 8 улиц: Дзержинского, Заячья, Мира, Набережная, Полевая, Ульянова, Школьная, Южная. Все кроме первых двух улиц — обычные, стандартные названия для прибрежных селений. Улице Дзержинского я могу дать только одно логичное объяснение — в Чувашский Сускан переселились несколько семей из посёлка Дзержинский 819 (На карте 1940 г. есть поселок Дзержинский, а на карте 1946 г. на его месте обозначены или посёлок Согласие, или посёлок Волга. Я склоняюсь ко второму, так как по информации ряда старо­жилов в посёлке Волга селили лишенцев (кулаков). Поэтому, думаю, Дзержинский просто трансфор­мировался в Волгу (а возможно, было два названия — официальное и неофициальное)).

По архивным документам указанный посёлок (как и другие близлежащие) в село не эвакуировали, но по сведениям старожилов, в село перенесли клуб из Дзержинского. Ну а улица Заячья — совсем нетипичное наименование, такой я больше нигде не встречал.

По воспоминаниям старожилов, «фактически в старом Чувашском Сускане было 3 района (конца) — чувашский (самый большой), русский и мордовский. Село иногда называли «Наш Курмыш 820 (Курмыш – ряд изб, посёлок, порядок, одна сторона улицы (симбирский диалект) // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. М.: Рус. яз., 1998. 779 с. С. 223)». Названий улиц раньше не было, районы (домов­ладения) назывались по фамилиям («У Вандышевых», «Буша» — прозвище жителя села Мальцева и т. д.), по школе, магазину» 821 (Вандышева Г. З. Воспоминания… С. 1).

В селе находится лишь один объект культурного наследия — памятник погиб­шим на фронтах Великой Отечественной войны (так называемая «Скульптура воина», 1967 г.) 822 (Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Мелекесский район. URL: http://nasledie73.ulgov.ru/609/621.html (дата обращения: 29.01.2016)).

В те годы погибли 154 жителя Чувашского Сускана. В дубовом лесу у села стоит памятник местному жителю, активисту Михаилу Григорьевичу Козыреву, убитому белочехами в 1918 г. (поставлен в 1967 г.) 823 (Вандышева Г. З. Воспоминания… С. 1).

Он почему‑то не входит в список объектов культурного наследия Мелекесского района. Кроме того, буквально примерно в 500 м от окраины села, почти на берегу Куйбышевского во­дохранилища, стоит крест, поставленный недавно в память стоявшего здесь храма.

Дмитриевский храм

Деревянную на каменном фундаменте церковь в Чувашском Сускане построили в 1861 г. усилиями прихожан 824 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 55. Л. 64).

В ней был только один престол — во имя Святого Великомученика Дмитрия Мироточца. В клировой ведомости 1868 г. отмечалось, что утварью храм снабжён не совсем достаточно. То же самое священник писал и о содержании служителей, так как жалования ни от кого не полагалось. Они жили в общественных домах. Существенным подспорьем в таких условиях была пашенная церковная земля в количестве 49,5 десятин (54 га).

Ближайшими храмами являлись Георгиевский в Хрящёвке (12,8 км), Казанско-Богородицкая в Кондаковке (12,8 км) и Архангельская в Кротково-Городище (15 км) 825 (Там же. Л. 64 об.)

Церковная библиотека состояла всего лишь из 19 книг, в том числе Библии, Нового завета, Евангелия и других богослужебных изданий 826 (Там же. Л. 64 об.-65).

Кроме того, здесь с 1861 г. хранились копии метрических книг и исповедные росписи, а также дру­гие документы.

В Чувашском Сускане действовало училище крестьян-собственников, открытое в 1862 г. Закон Божий преподавал в нём приходский священник Александр Троиц­кий, получавший за это 100 рублей в год.

Должность священника с июня 1861 г., то есть со времени основания храма, за­нимал Александр Григорьевич Троицкий (в 1848–1849 служил в Смоленской церкви Симбирска, а в 1849–1861 — в Никольском-на-Черемшане) 827 (Там же. Л. 66 об.) С 1864 г. он препода­вал в сельском училище.

Дьячком с сентября 1863 г. являлся Пётр Васильевич Аристов, до этого служив­ший в Кроткове-Городище (1860–1861) и Хрящёвке (1861–1863) 828 (Там же. Л. 67 об.)

Согласно клировой ведомости 1883 г., храм обладал достоаточной утварью, а слу­жители получали содержание от общества в размере 200 рублей в год 829 (Там же. Оп. 29. Д. 222. Л. 51).

Также они сдавали свою землю в аренду (54 га). Произошли изменения и в библиотеке: она увеличилась до 28 названий и 29 томов 830 (Там же. Л. 51 об.)

В ней появились следующие духовные журналы: «Воскресное чтение» (1874), «Воскресные беседы» (1882–1883) и «Душе­полезное чтение» (1875).

С 1868 г. проводились воскресные собеседования с прихожанами 831 (Там же. Л. 52).

До 1878 г. их проводил священник Александр Троицкий с дьячком Аристовым, а затем священ­ник Николай Мальцев с исполняющим должность псаломщика Аристовым (после утрени в храме).

Должность учителя в училище Чувашского Сускана до 1877 г. занимал священ­ник А. Троицкий, а с 1877 — воспитанник Самарской духовной семинарии Григорий Дроздов с жалованием 100 рублей. Кроме того, в 1878–1879 гг. училище поддержи­вал священник Н. Мальцев. С 1879 г. оно разместилось в новом доме, получив ста­тус земско-общественного, а учительницей стала мещанка г. Ставрополь Анисья Трофимова с жалованием 200 рублей. Законоучителем был священник Н. Мальцев с окладом 36 рублей. В 1883 г. здесь обучалось 29 мальчиков и 6 девочек 832 (В 1894 г. здесь открыли церковно-приходскую школу, которая разместилась в доме священ­ника, через два года для неё построили новое здание. В 1905 г. также возвели новое здание для уже существовавшей земско-общественной школы. Одним из учителей там был священник Пётр Порфи­рьевич Будников, по словам старожилов, являвшийся учеником известного профессора Казанской духовной семинарии Н. И. Ильминского // Вандышева Г. З. Воспоминания… С. 2).

Священником Дмитриевского храма с февраля 1878 г. служил Николай Гаврило­вич Мальцев 833 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 29. Д. 222. Л. 52 об.)

Исправляющим должность псаломщика являлся уже знакомый нам Пётр Васильевич Аристов. В 1876 г. «за честную жизнь и исправность по должности» он был удостоен архипастырского благословения 834 (Там же. Л. 54 об.)

В 1910 г. жители Чувашского Сускана возвели новую однопрестольную деревян­ную церковь, а ветхое культовое здание 1861 г. передали в деревню Хмелёвку 835 (База данных ЦГАСО «Церкви и монастыри к фонду 32»). В 1911 г. в приход входило только село.

Все сохранившиеся сведения по советской истории религиозной жизни в Чу­вашском Сускане относятся к 1930 и 1955 гг. Ульяновский окружной отдел ОГПУ 1 февраля начал и 12 февраля 1930 г. закончил дело № П‑6433 «О кулацкой груп­пировке во главе со священником А. А. Рытенковым в с. Чувашский Сускан Меле­кесского района» 836 (Скала А. Указ. соч. С. 350). Наиболее зажиточных жителей села и священника обвинили в том, что они якобы проводили тайные антисоветские сборища в рождествен­ские дни 1930 г. и проведение праздничной церковной службы весной 1929, имен­но в тот день, когда должно было состояться общее собрание сельчан по вопросу о хлебозаготовках.

Александр Арсеньевич Рытенков с 1920 по 1923 гг. служил дьяконом, а затем священником в разных приходах. На день ареста (28 января 1930) он проживал в Чувашском Сускане. 21 февраля его осудили по статьям 58–10 и 58–11 УК РСФСР к 10 годам концлагеря. 16 августа 1989 г. реабилитирован Ульяновской областной прокуратурой.

Но храм действовал и после ареста священника. 2 февраля 1936 г. в постоянную Комиссию по делам религиозного культа при Куйбышевском Крайисполкоме бы­ло написано большое заявление церковного Совета с. Чувашский Сускан: «Весной 1933 года церковная служба в церкви с. Чув. Сускана была прервана по отсутствию священника и в дальнейшем несмотря на неоднократные попытки возобновить службу дело наладить не удавалось главным образом вследствие массового отход­ничества населения. Затем по мере улучшения материального и хозяйственного по­ложения населения церковным Советом неоднократно возбуждались ходатайства о регистрации священника и возобновлении церковной службы вначале пред Меле­кесским Риком, а потом, когда с. Чув. Сускан вошёл в состав Николо-Черемшанского р-на, то перед Николо-Черемшанским Риком, где на заявление о регистрации свя­щенника Ревякина (до 1931 г. служил в с. Крестово-Городище — Е.А. Б.) Рик отве­тил отказом в августе ссылаясь на уборочную кампанию, а позднее категорически отказал зарегистрировать… именно Ревякина и якобы потому, что раз священник был в ссылке, то по закону такой свящ. не может быть допущен к службе.

Далее церковный Совет, удовлетворяя требование Рика представил к реги­страции от 29.12.35 года священника Соколова Илью Семеновича 837 (Сведения из анкеты от 29.12.1935 г.: служил священником в разных приходах с 1914 г., в том числе в Кроткове-Городище (1924–1929), Бирле (1929–1930) // ГАУО. Ф. Р‑2021. Оп. 1. Д. 116 а. Л. 10–10 об.), не бывшаго в ссылке и не подвергавшегося никакому наказанию, на это Рик находит другую причину и словесно заявил, что колхозниками с. Чув. Сускана когдато было подано заявление о закрытии церкви, а потому де для окончательного решения вопроса дело послано в край в начале января сего года, откуда будто ответ ещё не получен.

Все такие ответы, противоречащие один другому, Риком даются исключительно лишь в словесной форме и несмотря на наши усиленные просьбы дать положи­тельный или отрицательный но письменный ответ рик неизменно категорически отказывает и церковный Совет при всем желании лишен возможности предста­вить в Краевую комиссию какие‑либо письменные документы касательно этого дела из Рика.

На самом же деле сущность вопроса в нашем приходе обсудили так, что никто и никогда никому не подавал заявления о закрытии церкви и никому в Рике ни­когда не показывал такого заявления, а наоборот имеется в Рике несколько заяв­лений церк. Совета, поданных в разное время о возобновлении церковной службы и регистрации служителей культа, которые лежат без всякаго движения и удовлет­ворения, так что на основании даваемых Риком сбивчивых ответов приходится невольно заключить, что нежелание Рика дать нам основательный и исчерпываю­щий письменный ответ лишний раз доказывает намерение Рика лишь отговари­ваться чем нибудь от наших законных требований и таким образом довести дело до закрытия церкви, хотя у Рика и не имеется никаких законных оснований к за­крытию, т. к. здание церкви вполне прочное и все текущие платежи и повинности погашаются церковным Советом своевременно и аккуратно.

На основании изложенного церковный Совет, потеряв всякую надежду на разре­шение вопроса в его пользу и возобновление церковной службы… решил обратить­ся в Постоянную Комиссию при Куйбышевском Крайисполкоме с настоятельной просьбой, разсмотрев это заявление, разрешить возобновление церковной службы в церкви… и дать соответствующее распоряжение… в случае же если Краевая По­стоянная Комиссия найдет какиелибо возражения на это заявление, то просьба на сем же дать обоснованный и мотивированный письменный ответ на предмет дальнейшего ходатайства…» (орфография и пунктуация сохранены — Е.А. Б.) 838 (ГАУО. Ф. Р‑2021. Оп. 1. Д. 116 а. Л. 3–5 об.) Заявление подписали председатель церковного Совета Киндеркин и 9 его членов — Сергей Архипович Герасимов, Пётр Григорьевич Рыскалов, Василий Фёдорович Чурсков и другие.

15 февраля 1936 г. ответственный секретарь комиссии по культам Куйбы­шевского крайисполкома Коношевич направил письмо председателю Николо-Черемшанского райисполкома письмо следующего содержания: «Направляем оплаченную госпошлиной жалобу церковного совета с. Чув. Сускана на система­тический отказ со стороны РИКа в регистрации служителя культа, просим не чинить препятствий верующим и зарегистрировать служителя культа, если нет на то законных оснований в отказе…» (орфография и пунктуация сохранены — Е.А. Б.) 839 (Там же. Л. 1). Мы точно не знаем, чем закончилась тяжёлая, требовавшая большого гражданского мужества и сильной веры борьба верующих сусканцев с районными и краевыми властями.

Но известно, что в 1937 г. был арестован и в 1938 расстрелян церковный ста­роста Артемий Сергеевич Маштаков. Подобная же участь постигла священников Иаков Константиновича Яштайкина и о. Сергия Баданова, и псаломщика Михаила Чекурскова 840 (Лобанова Н. Г. Указ. соч. URL: http://portal.tgl.ru/structure/department/iz-fondov-arhiva-istoriya-sel-stavropolskogo-uezda/3651/ (дата обращения: 30.01.2016)). Видимо, в конечном итоге усилия сельчан по возрождению храма не увенчались успехом.

Интересную информацию, имеющую косвенное отношение к религии, я нашёл в фельетоне районной газеты «Красный Черемшан» от 29 августа 1954 г. «Распо­ясавшийся герой» о руководителе колхоза имени Фрунзе, в который входил Чу­вашский Сускан, Геннадии Михайловиче Селивёрстове (частое пьянство и дебоши снискали ему дурную славу). По сообщению газеты, «в день религиозного праздни­ка, будучи в нетрезвом состоянии, тов. Селивёрстов на территории с. Чув. Су­скан остановил колхозную автомашину, на которой шофёр по путёвке правления артели перевозил строевой лес… стал бранить шофёра за то, что он работает в день праздника, ударил колхозника, защищавшего шофёра…» 841 (Распоясавшийся герой // Красный Черемшан. 1954. № 70 от 29.08. С. 2.); 842 (Вообще за 6 лет (1950–1956) в районной газете нет ни одной статьи (?!) по истории района и его сёл, тем более по истории храмов. Зато есть 3–4 статьи о вреде религиозных предрассудков (общие рассуждения в русле марксисткой идеологии)).

Эта статья — практически единственная с указанием на то, что местные жители не забыли о ре­лигиозных праздниках.

14 мая 1955 г., незадолго до начала заполнения Куйбышевского водохранилища, Николо-Черемшанский райисполком рассмотрел вопрос «О передаче бывшего цер­ковного здания с. Чув. Сускан колхозу имени Фрунзе» 843 (ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 453. Л. 145).

На заседании было сказано, что церковное здание пришло в негодность и стало непригодным для складского помещения. В итоге власти решили его разобрать, а весь строительный материал использовать для постройки клуба в новом селе. Замечу, что храм стоял на возвы­шенности и не попадал в зону затопления Куйбышевской ГЭС. Но здесь, как и во многих других аналогичных случаях, церковь всё же уничтожили. С религией бо­ролись при каждом удобном случае.

По свидетельству Г. З. Вандышевой, от Димитриевского храма остался только шкаф священника («поповский шкаф»), до сих пор стоящий в аварийном здании современного сельского клуба 844 (Вандышева Г. З. Воспоминания… С. 1).

Не сохранилось ни одного изображения церкви.

Недавно рядом с памятником погибшим на Великой Отечественной войне из старого здания построили молитвенный дом (с активным участием сусканского жителя Виктора Александровича Егорова, раньше жившего в Тольятти).

Эпоха переселения

В начале 1950‑х гг. жители Чувашского Сускана узнали, что большая часть села попадает в зону затопления Куйбышевской ГЭС. 6 февраля 1952 г. исполнитель­ный комитет Николо-Черемшанского района принял решение: «Село Чув. Сускан (колхоз имени Фрунзе) — переселить на земли колхоза имени Фрунзе Дзержинского с/совета» 845 (ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 448. Л. 47 об.)

Комиссию по эвакуации села возглавлял М. А. Бурматов, а всего надо было пере­селить 157 крестьянских хозяйств 846 (Лобанова Н. Г. Указ. соч. URL: http://portal.tgl.ru/structure/department/iz-fondov-arhiva-istoriya-sel-stavropolskogo-uezda/3651/ (дата обращения: 30.01.2016)). Из числа общественных земель в разряд уса­дебных перевели 200 га, для благоустройства села из пашни выделили 155 га, а под воду ушло 1675 га бывших колхозных земель 847 (Там же).

По словам Г. З. Вандышевой, «село переселили в 1953–1955 годах. Его значительная часть располагалась там, где сейчас море, а часть — в районе современного берега, креста (в память храма; рядом стояла школа). Но на более высокое место пересе­лили всех» 848 (Вандышева Г. З. Воспоминания… С. 1).

На заседании Николо-Черемшанского райисполкома 30 сентября 1955 г. сооб­щалось, что клубы в новых сёлах Бирля и Чувашский Сускан работают плохо — там процветают хулиганство и общая неорганизованность. Клуб в последнем не стро­ится, так как колхоз израсходовал строительный материал на ремонт ферм (в том числе кирпич от фундамента храма) 849 (ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 452. Л. 42).

6 памятных дат и уникальных фактов истории села

1) первая половина XVIII в. — предположительное время основания Чувашско­го Сускана; первые люди появились в окрестностях будущего поселения в эпоху палеолита;

2) село, вероятно, сначала являлось монастырским и принадлежало московско­му Новодевичьему монастырю; до 1861 г. его жители были удельными крестьянами;

3) в этническом плане большинство населения Чувашского Сускана составляли чуваши, здесь также жили мордва и русские;

4) главной архитектурной и духовной достопримечательностью поселения с 1861 г. являлась деревянная Дмитриевская церковь (вероятно, храм был здесь уже в XVIII в.); в 1910 г. построена новая; закрыта примерно в 1937; разобрана в 1955 г.;

5) в начале XX в. в Чувашском Сускане действовали 3 школы: земская, церковно-приходская и школа грамоты, а также 7 ветряных мельниц;

6) в 1953–1955 гг. жители села переселились из зоны затопления Куйбышевской ГЭС на новую площадку недалеко от прежнего местоположения.

Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»

Оглавление

Введение 5

Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7

1.1. Село Волостниковка 7

1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15

1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22

1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37

1.5. Село Кремёнки 44

Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59

2.1. Село Ботьма 59

2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63

2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82

2.4. Часовня, Канава и Королёвка (заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89

2.5. Село Красный Яр 97

2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111

2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130

2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141

2.9. Село Белый Яр 165

Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189

3.1. Село Табурное 189

3.2. Село Бирля 192

3.3. Село Кондаковка 198

3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202

3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226

3.6. Село Ерыклинск 235

3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259

3.8. Село Чувашский Сускан 266

Заключение 278

Библиографический список 282

Список сокращений 295

Словарь 297

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru