…а Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» представил зрителям собственную коллекцию некогда запретного искусства.
Сегодня в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» на ул. Льва Толстого, 24 заработала выставка «Рисованный лубок и медное литьё старообрядцев» – новый партнёрский проект Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» и Государственного исторического музея (г. Москва). На открытии присутствовали губернатор Ульяновской области Алексей Русских, министр искусства региона Евгения Сидорова, кураторы выставки из столицы. Проект призван дать полное представление о художественных особенностях рисованного лубка и отразить своеобразие этого вида народного изобразительного искусства.
Экспонаты, представленные в нашем городе, выставляются впервые – это около 50 предметов рисованных лубков старообрядцев XVIII – XIX вв. из собрания ГИМ, который располагает самой значительной коллекцией этого редкого вида памятников, насчитывающей 150 листов. Рисунки выполнены вручную на бумаге чернилами, темперой, с использованием позолоты, они рассказывают религиозные истории для обывателя и несут воспитательную и просветительскую функцию.
– Мы собрались на открытии выставки «Старообрядческий рисованный лубок», которая по заказу ульяновского музея была сформирована и привезена сюда. Те, кто придут на эту выставку, увидят совершенно уникальные вещи, которые в своей экспозиции мы не показываем. Это особый материал и особый отдел, который касается истории и искусства старообрядцев. Искусство их возникло из необходимости просвещать своих единомышленников, призывать их к праведной жизни, рассказывать об особенностях старообрядческих обрядов. Работали они исключительно от руки и достигли в своем искусстве больших высот, – охарактеризовала экспонаты главный научный сотрудник отдела изобразительных материалов ГИМ Елена Иткина.
Отдельный раздел выставки составляет комплекс меднолитой пластики старообрядческих мастерских России конца XVIII - XIX вв. из собрания Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Это иконы, складни, напрестольные восьмиконечные кресты, ставшие наиболее распространёнными предметами культа, создававшимися старообрядческими мастерами-литейщиками. Во второй половине XIX – начале XX вв. меднолитая пластика широко продавалась на крупнейших российских ярмарках, поскольку была популярна не только у староверов, но и у приверженцев официальной церкви.
– Мы встретили на своем пути совершенно невероятного человека – научного сотрудника музейного центра женского старообрядческого монастыря Елену Золотову, которая является ведущим специалистом в этой области. Она оказала нам неоценимую помощь, посмотрев наши предметы и атрибутировав их вплоть до мастерских, связанных с конкретным сроком. Оказалось, что в нашей коллекции хранится меднолитая пластика, которая изготавливалась на Урале, в Москве, в Подмосковье, Ярославской и Нижегородской областях. Старообрядческое искусство было запретным на протяжении 160 лет. Петр Первый издал два указа, запрещающих изготовление крестов, икон из меди. Во-первых, эта была борьба со старообрядцами, во-вторых – всегда нужен был металл. Мы сейчас переживаем момент, когда интерес – и научный, и зрительский – к этим предметам очень велик, – прокомментировала директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Котова.
Дополнит выставку документальная экспозиция, посвящённая истории распространения и бытования старообрядчества в пределах Симбирской губернии.
Татьяна Лисицына
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937