1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 3 Марта 2004
Без рубрики, 1 Января 1648
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
События, 11 Марта 1937
Герои, 25 Апреля 2024
События, 22 Апреля 2024
События, 1 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 22 Апреля 2024
Герои, 12 Марта 1814
События, 21 Апреля 2024
События, 20 Апреля 2024
Места, 22 Апреля 1990
События, 6 Января 1937
События, 14 Мая 1937
Воспоминания, 1 Апреля 1988
События, 14 Апреля 2024
События, 14 Апреля 2024
События, 3 Марта 1919
Воспоминания, 22 Апреля 1990
Воспоминания, 12 Апреля 2024
События, 14 Октября 1936
События, 22 Марта 1937
Воспоминания, 1 Января 1991
Фото дня
Борис Тельнов. С 8 Марта!
События, 29 Марта 1736
Симбирский колдун Яков Яров
Источник: Иван Сивопляс

Русские художники-передвижники, жившие в XIX веке, стремились запечатлеть на своих полотнах «правду» окружавшей их обыденной жизни. Среди характерных и очень известных полотен, вышедших из-под их кистей – написанная в 1875 году картина художника Василия Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (представлена ниже). Веселье насмарку, парень с балалайкой отступает в сторону. Гостю не рады, но подносят хлеб с солью. Молодые встали, как для благословения, хотя сюртук с пуговицами подчёркивает «просвещённый» статус жениха, писаря ли, телеграфиста, и рядом – священник, явно призывающий не верить в колдовство, но его аргументы, чувствуется, звучат не слишком убедительно…

В. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 год:

Колдовство ли, знахарство в действительности Российской империи – выразительный социальный и культурный феномен. Значение его не сводимо только к «пережиткам язычества» в стране, которая без малого тысячу лет исповедовала христианство и где православие было официальной религией со всеми вытекающими последствиями, вплоть до уголовного преследования инакомыслящих, тем более, ведьм и колдунов. Никакой город и село не обходились без «своих» колдунов, знахарей и ведьм. В некоторых местах и в определённое время колдовство разрасталось до полноценного народного промысла, вроде лепки игрушек из глины или изготовления валенок, как это было, например, в селе Шумовка Симбирского уезда в середине XIX века.

Да, не зря гласит фраза, приписываемая гению нашего земляка Николая Карамзина, что «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». До судов и судебных приговоров у колдунов и знахарей доходило нечасто – куда проще было попасть под внесудебный мордобой со стороны будто или вправду пострадавших от колдовства, их родственников и соседей. Куда серьёзней была административная ссылка по приговору сельского общества в отдалённые районы Российской империи, в Сибирь или в Закавказье, и даже бессрочная.

В том самом 1875 году, когда Василий Максимов писал свой «Приход колдуна» в селе Лобаскино Ардатовского уезда Симбирской губернии сельский сход выносил рапорт по собственному колдуну: «От всего общества рапортуем, что села Лобаскино крестьянин Федор Иванов Мякинин хвалится нехорошими делами, то есть колдовством, и на него выкликают беснующие люди села оного. Обществу такой человек не надобен и от него отказываемся».

Меньше прочих повезло симбирянину Якову Ярову. Его за колдовство сожгли.

Это случилось 285 лет назад, весной 1736 года. С 1730 по 1740 годы Российской империей правила императрица Анна Иоановна (1693 – 1740), племянница Петра I. Великий Александр Пушкин, наследовавший после Николая Карамзина должность историографа, ёмко характеризовал эпоху этого царствования словом «ужас»: более тысячи казнённых и 20 тысяч сосланных в Сибирь для страны с населением в 15 миллионов человек было вполне ощутительно.

Анна Иоанновна, очень несчастливая женщина, в 17 лет выданная замуж за герцога Курляндского и через два месяца лишившаяся мужа, два десятка лет влачила непростое существование в той самой Курляндии, области на территории современной Латвии – и вдруг в одночасье оказалась всероссийской императрицей!.. Упрочивая своё положение у кормила власти, императрица Анна взялась не только за явных политических противников, но и за оккультную братию, способную якобы силой заговоров и наговоров испортить жизнь, а то и вовсе прервать её.

Императрица Анна Иоановна:

25 мая 1731 года императрица Анна Иоанновна издала именной указ «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков»: «В России некоторые люди, забыв страх Божий, показывают себя, будто бы они волшебства знают и обещаются простым людям чинить всякие способы, чего ради те люди призывают их к себе в дома и просят их о вспомоществовании в злых своих намерениях, что те мнимые волшебники им обещаются и за то получают себе немалые прибытки… Того ради оные обманщики казнены будут смертью, сожжены».

Указ Анны Иоанновны о наказании за волшебство и ворожбу. 1731 год:

Нужен был прецедент, чтобы явить всю силу указа, а с этим было не так и просто. Колдуны нечасто творят свои привороты и варят зелья на глазах у всех, среди бела дня, и взять их с поличным непросто. А доносчики остерегались докладывать в отсутствие «железных» доказательств, ибо в случае подобных особо важных дел их пытали, как и обвиняемых: «Ябеде – первый кнут».

Всё сошлось летом 1732 года в Симбирске. Юная женщина Варвара, всего полгода бывшая замужем за посадским человеком Яковом Яровым, стала жаловаться священникам, а после и гражданским властям на мужа, за которого вышла по принуждению родителей. Вместо того, чтобы исполнять супружеский долг, муж запирался на чердаке, бормотал заклинания, читал еретические книги, пересыпал семена и тёр травы, отчего Варвара потеряла сон и покой. Яков хвастался, будто может излечить любые болезни. В церковь Яров не ходил, более того в доме ставил иконы ликами в стену, не крестился на них, а если жена родит, то младенца велел посвятить Сатане!

6 августа 1732 года, пропущенные Варварой, полицейские служители бесшумно проникли в дом Ярова, который был с головой погружён в свои занятия: кругом него были разложены коренья, травы, книги и записки, расставлены человеческие кости. Из ларя с мукой Яров вытащил коробку со спрятанной внутри заговорной книжкой, «приворотной к блуду», и начал совершать некое служение с заклинаниями — тут-то его и схватили с поличным. Вещественных доказательств набрался большой короб, вместе с которым арестованного Якова Ярова привели в ратушу и тотчас начали допрашивать с пристрастием, избивая батогами.

М. Нестеров. За приворотным зельем. 1888 год:

Занимательно, что именно любовные привороты составляют львиную долю текстов в книжках и тетрадках, изымавшихся у любителей магии, вроде этого, из тетради, изъятой в 1838 году у дворового человека Елпидифора Ефимова в селе Загарино Сызранского уезда: «На море, на Кияне на острове на Кургане, стоит медная баня, в той бане лежит доска, на той доске сидит Тоска, тоскует Тоска, горюет Тоска об рабе (имя мущины). Бросься, Тоска, кинься, Тоска, в рабу такую-то (имя женщины), войди в ее сердце, во все ее члены, в ее черные глаза, черные брови и волосы такие-то, в ее белое лицо, за всякое бы она время сидела под окном, глядела бы в окно, как бы не увидала, так бы зарыдала об рабе (имя мущины), минуты, часы бы не забывала (раба таково-то).

Раб такой-то, мущина, призываю себе на помощь, выходит ко мне, рабу такому-то, белый бес. Я тебя братом называю, на дела наставляю, к стопам ног твоих припадаю. Соберитесь вы, 77-мь бесов, подите вы в рощу заповедную, дубовую, принесите 77-мь полен. Истопите баню медную, раскалите печку железную, испеките вы, 77-мь бесов, сердце с печенью рабе такой-то женщине, дабы была раба такая-то разжена похотью, тосковала бы она по рабе таком-то за всякое бы время на своем сердце, воздыхала минуты и часы, рыдала, никогда бы не забывала, не могла бы на меня никогда наглядеться на раба такого-то. Должно говорить три раза и дойдя до женского имя, на что наговариваешь, каждый раз надо дуть 3 раза, говорить три раза и дуть, потом давай пить или есть».

Лист из рукописной заговорной тетради:

Под батогами Яков Яров заявил, что «отрекся от истинного Бога, но от Христа он вовсе не отрекался»; «он дьявола и сатану чтит и теперь владыками их признаёт и клянется ими». Именно в «блуде», показывал Яров, он особым образом являл свою силу «над всеми, кого бы не похотел».

Но амурные «подвиги» Ярова, реальные или мнимые, не занимали предержащие власти. Выяснилось, что к талантам Ярова прибегало немалое число симбирян. О его «практике» ведало начальство. Допрошенные пациенты отрицались, что видели за Яровым нечто колдовское и еретическое, напротив, подчёркивая, что он казался им человеком богобоязненным и добрым, употреблявшим для приговоров исключительно молитвы из официального требника, и «от лечения его им всегда легчало». Правда, приходские священники показывали, что Яров уже много лет не исповедовался и не причащался, а это было серьёзным доказательством отступления от Церкви.

Ещё власти занимало, есть ли у Ярова подельники и вдохновители, ведь они не только на амурные подвиги могли бы вдохновить симбирского колдуна, а, чего доброго, нашептать на государыню императрицу!.. Якова снова начали пытать, и под пытками он признался, что да, есть в Симбирске подобный ему тайный ворожей некто Плотников. Еретика Плотникова стали искать, и не нашли, а Якова пытали снова, пока он, наконец, не признался, что Плотникова выдумал, не выдержав предыдущих пыток. Но и того, что было «накопано», вполне хватало на смертный приговор, утверждённый в Санкт-Петербурге Правительствующим Сенатом: «за волшебство, за все злые и богопротивные дела казнить оного Якова Ярова смертью сожжением».

Сожжение в срубе:

В России сжигаемого не привязывали к столбу, на всеобщее обозрение. Плотники сооружали тесный деревянный домик-сруб, куда запирали обречённого. В ночь на 18 (29) марта 1736 года зловещий сруб был выстроен на главной площади Симбирска. Принято считать, что это была Соборная площадь, на территории ещё существовавшего и даже сохранявшего свои оборонительные функции до 1759 года Симбирского кремля. Но, куда вероятнее, речь шла о главной торговой площади тогдашнего Симбирска, располагавшейся за пределами кремля, рядом со Спасским женским монастырём, в створе современных улиц Ленина и Бебеля.

Спасский женский монастырь и Симбирский кремль на гравюре 1765 года. Между монастырем и кремлем находилась площадь, на которой был сожжен Яков Яров:

Это было привычное для горожан место разного рода публичных мероприятий – сюда же, кстати, в 1774 году привезли и явили народу пленного предводителя Крестьянской войны Емельяна Пугачёва. Собралась толпа. Привели истомлённого заключением Якова Ярова, и канцелярский начальник зачитал приговор. К ужасу толпы, смертник отказался принять последнее благословение от священника. Ярова втолкнули в сруб, и пламя охватило постройку…

Едва костёр прогорел, под конвоем пригнали несколько арестантов выбрать из головёшек «несгоревшие части тела еретика». Их тайно захоронили в овраге за городом. Секретность объяснялась, среди прочего, и тем, что останки казнённого колдуна считались очень сильным колдовским снадобьем.

Иван Сивопляс

Темы: Фольклор

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru