- Печально закончилась идея методологического семинара, который был создан у нас в институте по инициативе Ртищева, декана историко-филологического факультета, выпускника МГУ.
Темой первого такого семинара были заявлены «Философские проблемы модернизма в искусстве». Предполагалось, что участниками семинара будут не только наши институтские, но и любой желающий (объявления были вывешены в городе).
В старое здание дошфака на семинар явились люди самые разные: были архитекторы, художники, в общем, много людей не из института. На всех желающих даже не хватило места, а когда начали обсуждать, то не хватило времени. И поступило предложение: через две недели продолжить.
С докладом выступил Ртищев. Я сейчас не могу подробно передать содержание дискуссии, но основной тезис, по которому разгорелась борьба, был такой. Идеологизаторы (Торбяк и Голявин) объявили собравшихся чуть ли не антисоветчиками за то, что они продемонстрировали на слайдах и одобрительно отозвались о картинах художников постмодернизма. (Правда, кто-то рассказал, что в книжном киоске обкома партии альбомы экспрессионистов продаются из-под прилавка).
После этого заседания засуетились кураторы из КГБ, которые были в каждом вузе. Подробную беседу провели с Володей (профессором политеха В.И. Белозерцевым - Г.Д.), он, кстати, очень хорошо выступил на семинаре. Я частично застала этот разговор мужа с сотрудником КГБ и с восторгом ему говорю: «Там через две недели назначена вторая встреча. Вы приходите, сами все увидите!»
Но дело принимало нешуточный оборот. Областная газета писала: «Пединститут предоставил трибуну фашиствующим субъектам!» Кто-то зафиксировал всех участников семинара. Оказалось, что среди публики был один бывший власовец. (Он понес наказание, был реабилитирован, работал инженером). Но и это поставили в вину: видите, кто угодно мог прийти на это сборище.
Художники-участники семинара, в основном, были заочникакми московских и питерских вузов. Их начали теснить по месту работы, они срочно выехали в свои институты, чтобы их оттуда не вышибли. Но в Москве и Питере к модернизму уже было нормальное отношение – как к разновидности искусства. К нему можно по-разному относиться, можно критиковать, но не надо делать из него политику. А в Ульяновске сделали.
От Белозерцева, как от специалиста, потребовали письменной отчет в обком партии. Ртищев выезжал в МГУ и получил поддержку философского факультета. И обком партии не раскрутил это дело. Они поняли, что если они начнут репрессии, то вмешаются силы из Москвы. И пошли на попятную.
Темой второго семинара был социалистический реализм в литературе. Докладчиком была Алексеева (жена Торбяка). И проходило это все в одной из аудиторий Мемцентра, где, мне кажется, скрыто велась запись.
Интерес к этому семинару в городе сразу угас. А Ртищев вскоре заболел и в одно лето сгорел – умер.
Записано 12.10.2007 г. в С.-Петербурге.