Ансамбль народных инструментов «Русская душа» образован в 1995-м выпускниками Казанской консерватории, работающими на тот момент в Ульяновской филармонии. Его возглавила музыкант с Южного Урала, аспирантка Челябинской академии, концертмейстер, преподаватель в школе для одаренных детей, а затем в УлГУ, экс-директор Ленинского мемориала и «Дома музыки» Лидия Ларина. Она входила в состав ансамбля и играла на балалайке, а еще занималась аранжировками и продвижением...
Изначально это был квартет, но постепенно число инструментов росло — в ансамбле звучали балалайка, балалайка-бас, малая домра и домра-альт, баян, ударные. Состав музыкантов в разное время различался: на смену одним приходили другие (Лидия Ларина, Ольга Вилкова, Владимир Каженцев, Расим Ильясов, Виктор Голчин, Алексей Васильев, Дилара Ильясова).
Каждый из них обладал неповторимой харизмой и привносил в исполнение что-то свое: играли не только разнохарактерную, но и разностилевую музыку — джаз, кантри, классику и, конечно, обработки народных мелодий.
Но костяк «Русской души» представляли сама балалаечница Лидия Ларина, ставшая художественным руководителем и по сути продюсером, и домристка Ольга Вилкова, которой когда-то посчастливилось играть на одной сцене с Народным артистом РФ Александром Цыганковым.
— У «Русской души» сложился обширный репертуар, можем исполнить пять-шесть двухчасовых программ. Наша особенность — синтез: берем народную мелодию, наслаиваем ломаный ритм. Не могу сказать, что мне не интересна народная музыка. Но как подать ее, чтобы народ не фыркал? Ведь у нас зачастую «народное» — это то, что горланят, нарядившись в русский костюм. Поэтому мы стараемся «влезть» во все жанры, даже в те, куда музыкантам-народникам, может, и соваться-то не стоит, — рассказывала когда-то Ларина в СМИ.
Ценили, но не замечали
Она не могла играть на одной сцене с неталантливыми людьми — слишком требовательна к себе и окружающим. Ее звали преподавать в Москву, но тогда еще просто Лида грезила концертной деятельностью.
Расцвет коллектива пришелся на конец 90-х — начало 2000-х годов, и в то же время ансамбль преодолевал одни трудности за другими. Почти всё время существования музыканты не чувствовали за спиной крепкой опоры.
Кстати, Ларину обвиняли в нарушении авторских прав — «Русская душа» не регистрировала товарный знак. В те годы судиться было делом непопулярным, поэтому скандал потушили быстро.
За время работы в Ульяновске ансамбль так и не смог найти базу для репетиций. Музыкантам помогали коммерсанты — и морально, и деньгами. Нередко артисты уходили в крошечную каморку за кинобудкой в филармонии — там и рождались шедевры коллектива. А потом собирались тысячные залы, целые аншлаги в Саранске, Татарстане, других регионах Поволжья. Билеты стоили до 350 рублей — космические по тем меркам деньги.
Но нельзя сказать, что ансамбль не ценили в родном Ульяновске, скорее, не замечали — в своем отечестве пророка нет. Музыканты признавались, что «Русская душа» — это хобби, а они могли работать и без гонорара.
Это был успешный коммерческий проект, легендарный ансамбль, настоящая жемчужина, прославившая Ульяновск на весь мир: артисты получали приглашение на гастроли и на микроавтобусе объезжали всю Америку, Италию, Францию, Германию. В 90-х годах «Русская душа» — лауреат и дипломант международных конкурсов, а в 2001-м музыкантам присвоено звание «Почетный гражданин года» (США).
Коллектив записал три компакт-диска с настоящей обложкой и автографами. По тем временам он стоит от 5 до 10 евро за штуку. Это был успех. И пик популярности Лидии Лариной, которой на тот момент было чуть больше 30-ти лет.
Филармония — начало и конец
«Русская душа» жила 20 лет. Ее «убило» карьерное предложение: тогдашний губернатор Сергей Морозов настоял, чтобы Ларина стала директором филармонии. В 2011 году ей пришлось оставить и ансамбль, и, в какой-то степени, инструмент, который так страстно любила.
У руля филармонии Лидия Геннадьевна была пять лет, затем — после слияния с Ленинским мемориалом руководила учреждением до апреля 2023 года. При ней началась и никак не могла закончиться скандальная реставрация мемцентра, за что Ларина получала «на орехи» от кураторов из правительства. После одного из совещаний прежнего директора сменил концертный директор, руководитель ДК «Губернаторский» Владимир Мельниченко. Широкие связи родной сестры — экс-министра культуры Ульяновской области Татьяны Мурдасовой — не помогли балалаечнице удержаться в кресле.
Так Ларина ушла в никуда: сначала на больничный, затем уехала из Ульяновска в неизвестном направлении. В музыкальных кругах говорят, что она забрала сына-школьника и обосновалась в Москве на одной из непримечательных позиций в каком-то госучреждении. На связь с журналистом 73online.ru она не выходит.
Что же касается талантливой Ольги Вилковой, которая когда-то играла на домре в «Русской душе», то ее не стало год назад — онкология. Про остальных артистов, которые были настоящими звездами музыкальной сцены Ульяновска, почти не слышно: кто-то уехал, кто-то ушел преподавать, кто-то остался в филармонии.
В министерстве культуры отказали 73online.ru в просьбе разыскать старый состав коллектива и найти архивные фотографии с гастролей за границей, сославшись на то, что их просто не хранили. Как будто и не было этой «души» никогда...