Юбилейная выставка Аркадия Ефимовича Егуткина, посвящённая 80-летию народного художника России, состоялась летом этого года (статья 2016 г. - прим. ред.). Большая ретроспективная экспозиция была развёрнута в выставочном зале ульяновской организации Союза художников РФ. В октябре в Музее изобразительного искусства ХХ–ХХI вв. были представлены 23 картины мастера, переданные вместе с 8-ю акварелями в дар Ульяновскому областному художественному музею. Они стали значительным пополнением музейного фонда. Нарядус 7-ю картинами, поступившими в музей ранее, они дают яркое представление о творчестве художника.
Дар художника – дар бесценный, важный для истории развития изобразительного искусства России и творчества мастера на протяжении многих лет.
Живопись, графика А.Е. Егуткина – значимая страница в художественной жизни края. Его произведения неизменно наполнены глубоким философским смыслом. Это отражено в сериях, посвящённых мифологическим, библейским сюжетам, в картинах на современные темы. Композиционное, колористическое решение произведения подчиняется замыслу, это всякий раз новые открытия и откровения, при этом живописный почерк мастера предельно узнаваем.
Есть одно качество, неизменно присутствующее в каждой серии, каждом отдельном произведении. Это точное попадание в суть разных эпох, с постоянным присутствием современного ощущения мира, его радостей, забот, треволнений. Неизменен также и внимательный взгляд на великое искусство прошлого: от эллинизма и Ренессанса, от открытий европейского искусства XVII века и русской национальной культуры XIX столетия, от традиций классического авангарда до романтических откровений художников 1970-х годов. Этот взгляд без декларации, без догм, скорее, это путь, предложенный все те, для кого художник создаёт свои произведения.
Удивителен «мифологический творческий ген» в истории «смешных несмешных человечков». Клоун в ярком одеянии и «важный гражданин» в сером костюме постоянно меняются местами. Кто прав, кто важнее? Где истина?
В картине «Праотцы. Кузница Сварога» от жара кузницы смешались в едином колористическом мареве фигуры, лица, а вместе с ними сама история, не частная, а величественная и нравственно чистая. Знак вопроса в выборе пути – это главный принцип в евангельской серии. В картине «Стадо» из серии «Притчи» – глаза, снова глаза, бесконечные глаза. С тоской, бедой. Всё ли нам так ясно и понятно, как порой кажется?
Знаки вопроса неизменны, они сопровождают наши путешествия по безграничному миру творчества Егуткина – ищем нам понятную или только открывающуюся СВОЮ истину. Вопросы о сути Бытия в серии «ХХ век»: «Вселенский кот», «Мистерия», «Великий претендент», «Маски». Недавняя история уже срослась с разными эпохами, её «измами»...
В серии «Поэты России» поражает то, как художник прочувствовал две эпохи, понял, может быть, главное в жизни великих поэтов. А. Пушкин при кажущейся безмятежности и лёгкости в творчестве (это определение, ставшее уже давно словно бы признаком и знаком, эдаким кредо) фигура мощнейшего трагического звучания. Но при этом художник сумел соединить эпохи – начала ХIХ и ХХ века в понимании творчества, её различных, полярных проявлениях. Соединить и дать нам всем ещё и ещё раз понять главное в истории мировой культуры – нет разрыва в эпохах, нить, связывающая времена, прочна. Егуткин передаёт связь времен посредством манеры письма, жёсткости, осознанной графической структуры, почти абстрагированной живописной системы. Это есть мостик к течениям, которые создавал ХХ век. Пушкин у Егуткина предстаёт в новом времени, без подробностей быта. Это ли не полёт через столетие?
В портрете А. Блока судьбы истории или уже почти истории – за спиной поэта. Непреодолимо желание сохранить, не нарушить тот путь, который прошла Россия за ХIХ век. Память цепляется за житейские представления о простом человеческом счастье, жизни не во вне, а внутри этой истории. Потому так подробно Егуткин пишет окружающее А. Блока пространство уюта и покоя, но в замысел уже заложены потрясения эпохи.
Произведения художника часто экспонируются на тематических, концептуальных выставках в залах Ульяновского областного художественного музея, Музея изобразительного искусства ХХ–ХХI вв. Без его картин и акварелей далеко не полными были бы значительные, сложные экспозиции «Сама по себе кошка», «Н. Гоголь. Дороги, персонажи, предметы», «Свет души. Художник читает Библию». Выставки были представлены в разные годы в Музее изобразительного искусства ХХ–ХХI вв.«Прости, Земля, за нераспаханное поле» – картина – реквием, картина – прощение. Картина – взгляд из недр многовековой истории на людей и дела их, стремление, призыв – оставаться Человеком. А значит, будут новые встречи с искусством мастера, так много сказавшего прежде всего о нас самих...
Елена Сергеева, заведующая Музеем изобразительного искусства ХХ–ХХI вв.
Иллюстрации: Произведения народного художника РФ Аркадия Егуткина – дар Ульяновскому областному художественному музею
Подбор материалов – Анна Бацарова, научный сотрудник Музея изобразительного искусства ХХ–ХХI вв.
«Мономах», №6(96), 2016 г.
***
А.Е. Егуткин очень тонко и точно комментирует вехи жизни и творчества, вехи уже ушедшего ХХ и наступившего ХХI века. Предоставим слово художнику.
«На всю жизнь я запомнил слова Аркадия Александровича Пластова: «Не теряй времени, Аркаша! У меня столько замыслов, а времени уже не остаётся». Я согласно кивал головой, а сам думал – впереди целая жизнь, чего там... И только сейчас, когда подвожу итог прожитого, понимаю, сколько его потеряно, времени-то! А замыслов ещё много... Об этом говорю своим студентам, и они согласно кивают, а сами...»
«С юности я влюблён в русскую поэзию. Через образы поэтов, сложившихся в моём сознании по бесконечном прочтении стихов Пушкина, Тютчева, Блока, Есенина, Пастернака, Цветаевой, передо мной вырастал идеал русской культуры, русского самосознания».
«Храм – у нас в душе. Поэтому и дорога к нему очень сложна. Гораздо сложнее, чем дойти до церкви, отбить поклоны, только что согрешив. Я верю в Человека. Убеждён, в душе каждого этот костерок есть. Только необходимо подбрасывать вовремя хворост, чтобы не дать ему погаснуть. Это непросто, но при желании преодолимо».
А.Е. Егуткин
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937