Выставки, фестивали, симпозиумы – где бы ни выставлялись работы ульяновского кузнеца Юрия Мосина, они всегда привлекали внимание зрителя мастерством исполнения, чистотой приёмов, поразительной детальностью. Реалистичные или фантазийные, серьёзные или хулиганские, его образы и персонажи всегда преисполнены изящества и красоты. Той красоты, в которую превращается непокорный металл в умелых руках мастера.
Не то чтобы он в детстве мечтал стать художником – рос пятым пацаном в многодетной семье, родители думали скорее о пропитании, чем о необходимости прививать чувство прекрасного своим детям. Школа воспринималась как кружок по интересам, где главными были футбол и хоккей. И только учителя истории, блестящего рассказчика, любившего свой предмет, Юра слушал, открыв рот, даже когда уже отзвенел звонок с урока.
После окончания школы и службы в армии он навсегда уехал из родного села Жабино (Ардатовский район Мордовии), в любви к которому признался гораздо позже, расписывая стены местного храма, которые бабушка-прихожанка со всем своим рвением помыла порошком, и создавая цикл кованых скульптур о сельских тружениках. «Пахарь», «Косарь» и «Кузнец» не делались на заказ – они были глубоко личным рассказом о тяжести и красоте знакомого с детства труда.
Работы, уводившие его к истокам, становясь экспонатами различных выставок, увидели чуть ли не больше городов, чем сам художник.
Не то чтобы он в юности мечтал стать художником – сначала работал на Володарке, потом – водителем в ульяновском УМ-5 и, хотя слышал от друзей, что открыт второй приём в Саранское художественное училище, всерьёз не думал учиться. Вмешался случай – начальник, которого он возил, повздорил по пустяковой ситуации с сотрудником ГАИ, инцидент не исчерпали, что засвидетельствовали проколом водительских прав. Это малоприятное событие укрепило мысль о радикальной смене профессии, и он поступил в Саранское художественное тем же летом 1984-го.
Живопись, рисунок, композиция, промграфика задали вектор развития, научили наблюдать, видеть прекрасное. Он транслировал миру красоту и своими оформительскими работами, и резьбой по дереву, и ковкой. Окончив училище, работал художником-оформителем, затем пришёл в кузницу осваивать новое для себя ремесло.
С тех пор прошло много лет, и сегодня работы Юрия Мосина известны далеко за пределами Ульяновска. Его творения украшают улицы многих городов, впору по ним изучать географию. В Ульяновске – фонари на улице Ленина, барельефы храмов Поклонного креста на улице Гончарова, лошадь и подводный мир в фонтане «Симбирский водовоз» на улице Островского, лавровый венок на площади 30-летия Победы, основа Ветрового органа у филармонии, Дерево влюблённых на Университетской набережной, скульптура «Бумажный самолётик» на проспекте 40-летия Победы, ворота храма Андрея Первозванного на проспекте Сурова. В Ульяновской области – ворота храмового комплекса в Арском, в Елабуге – скульптура дворника и бездомной собаки, в австрийском Иббзитце – Мост дружбы, совместная работа местных и российских кузнецов. Бенекассим, приморский город в Испании, оставил себе на память кованых быков.
Многим российским кузнечным фестивалям уже много лет, сложились их традиции, но самые добрые воспоминания о становлении у организаторов непременно связаны с Юрой.
Центральную скульптуру подмосковного кузнечного фестиваля в Бывалино-2016 «Ангела» кузнецы выполняли под руководством Юрия Мосина по эскизу Валентина Чопыка, давнего друга Игоря Чижова, кузнеца и организатора фестиваля. Итогом стал впечатляющий своей символичностью образ души воспаряющей, пойманной мастером на границе двух миров – дольнего и горнего.
По окончании фестиваля Юрий подарил Игорю Чижову свою картину, где в яблочно-древесном синтезе натюрморта и пейзажа столько света, столько жизни и радости её предвкушения. Это был первый не кованый подарок кузнеца-художника. Диагноз, поставленный Юре врачами год назад, заставил круто поменять жизнь, но не взгляд на неё – творить безустанно и неистово любить то, что ты делаешь.
У него есть выражение «Месить металл»: не ладонями (горячо!), а инструментом, который слился с руками и стал их продолжением, познавать суть железа, вдыхать в него душу и отправлять жить своей жизнью. Сейчас Юра не работает в кузнице, но жажду творчества реализует в живописи. Поэтому теперь он говорит: «Месить краски». И мы верим, что этот новый замес в его творческом пути будет самым долгим.
Олеся Губанова
Для справок: artofsteel@yandex.ru
***
Юрия Мосина можно смело причислить к первому десятку кузнецов-художников России. В кованых композициях Юрия, будь то комплект каминного инструмента с павлинами или просто маленькая железная зверюшка, всегда видна филигранная кузнечная техника и узнаваемый стиль автора. В прошлом сезоне я с позволения Юры стал ковать бутон розы по его фирменной технике. Бутон Мосина + стебель Баранова = цельнокованый цветок. Итог: первое место на фестивалях в Рязани, в Челябинске, персональное приглашение на фестиваль в Златоуст.
Спасибо, дружище!
Георгий Баранов, академик Российской кузнечной академии им. А.И. Зимина, руководитель Московского отделения Союза кузнецов России, преподаватель кафедры «Художественный металл» МГХПА им. Г.А. Строганова.
«Мономах», №4(94), 2016 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937