Коллекция гончаровских реликвий, находящихся в экспозиции Историко-мемориального центра-музея, формировалась на протяжении 120 лет. Сегодня она является одной из крупнейших в России. Так случилось, что гончаровская коллекция намного старше самого музея.
Через год после смерти И.А. Гончарова, в 1892 году, экономка писателя А.И. Трейгут передала в дар симбирской Карамзинской общественной библиотеке его последнюю прижизненную фотографию работы петербургского фотографа А.И. Деньера. Поступление фотографии и положило начало формированию гончаровской коллекции в Симбирске.
В 1895 году в Симбирске была создана Учёная архивная комиссия, по инициативе которой началась подготовка празднования 100-летнего юбилея И.А. Гончарова. В то время ещё были живы близкие Гончарову люди: его племянники, воспитанники, друзья. Их дары заложили основу комплектования коллекции музея.
В июне 1912 года в Симбирске состоялись самые крупные в России торжества, посвящённые 100-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Была организована большая выставка, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Она открылась в доме Дворянского собрания и была первой попыткой собрать воедино вещи, сохранившиеся в петербургской квартире Гончарова.
После закрытия юбилейной выставки большая часть вещей вернулась к владельцам, меньшая – поступила на хранение в фонды архивной комиссии. Личные вещи писателя и других членов семьи Гончаровых продолжали поступать в собрание Симбирской архивной комиссии и позднее.
Все собранные в Симбирске предметы должны были составить постоянную экспозицию музея в Доме-памятнике, заложенном в дни юбилейных торжеств 1912 года.
Осуществить этот замысел удалось лишь в 1918 году, когда был создан единый Народный музей и центральный зал был отдан «Гончаровской комнате». В 1954 году в краеведческом музее была создана Комната памяти И.А. Гончарова, которая существовала до открытия Музея И.А. Гончарова.
Гончаровская коллекция очень обширна и разнообразна, поэтому о ней можно говорить долго. Но хотелось бы обратить особое внимание на «загадочный» предмет, который ранее никогда не был открыт для широкой аудитории. Это золотые швейцарские часы, принадлежавшие И.А. Гончарову.
Как известно, у Ивана Александровича не было своей семьи, но с 1878 года на его попечении остались трое детей внезапно умершего камердинера Карла Людвига Трейгута. Благодаря Гончарову дети получили хорошее образование и воспитание. Семье Трейгут он завещал всё своё состояние и обстановку петербургской квартиры. Весной 1891 года, ещё при жизни писателя, любимица Гончарова Александра Карловна Трейгут вышла замуж за преподавателя Петербургской консерватории А.Д. Резвецова. В 1912 году Александра Карловна и её муж Александр Дмитриевич передали большую коллекцию гончаровских реликвий для демонстрации на юбилейной выставке в Симбирске.
Позднее коллекция была дополнена невесткой и внуком Александры Карловны Ниной Николаевной и Николаем Борисовичем Резвецовыми во время создания Музея И.А. Гончарова в Ульяновске. В 1977 году они передали в музей коллекцию гончаровских вещей, среди которых были золотые часы швейцарской фирмы Henry Moser.
Где именно приобрёл эти часы Иван Александрович, неизвестно.
Возможно, И.А. Гончаров купил их, путешествуя по Швейцарии в 1861 году. Он мог приобрести часы и в Санкт-Петербурге, так как в 1820-х годах в России появляется легендарная «русская швейцарская» фирма Henry Moser. Сам Иоганн Генри Мозер был родом из швейцарского города Шаффхаузен, он родился в семье профессионального часовщика. Позже семья переезжает в Ле-Локль, где молодой Генрих начинает учиться часовому делу. Спустя несколько лет (в 1820-х годах) Мозер едет в Россию, где в 1826 году создаёт в Санкт- Петербурге свою первую часовую мастерскую, а в 1839 году открывается Торговый дом в Москве. Свои первые золотые часы российского производства с серийным номером 12 Мозер дарит российскому императору Николаю I. Ассортимент фирмы Henry Moser был очень широк, выпускались часы разных марок: «Блондель», «Робер», «Лепин», «Сальтер», «Тобиас» и другие.
Интересна история, связанная с часами И.А. Гончарова.
Писатель завещал передать часы первому сыну, который родится в семье Резвецовых. Вскоре после смерти писателя на свет появился мальчик, которого назвали Борисом. Завещание Гончарова было выполнено. Из письма жены Бориса Александровича Резвецова Нины Николаевны: «Некоторые вещи, конечно, сохранялись как реликвия, например, часы. Они были завещаны Иваном Александровичем старшему мальчику, который родится у Сани (Александры Трейгут). Когда мой муж кончил гимназию в 1912 году, бабушка сделала на них его монограмму и их ему отдала». Это швейцарские карманные часы марки «Тобиас» в золотом корпусе и с золотой цепочкой, состоящей из 29 сложных и 3 простых звеньев. Крышки часов украшены орнаментом. На верхней крышке в картуше монограмма «Б.Р.» (Борис Резвецов).
Подлинные часы по-прежнему скрыты от взора посетителей. Они хранятся в фондах Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова. Тем не менее у посетителей Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова, благодаря современному мультимедийному оборудованию, есть уникальная возможность рассмотреть эту гончаровскую реликвию со всех сторон с помощью 3D-изображения.
Светлана Шаймарданова, старший научный сотрудник ИМЦМ И.А. Гончарова
«Мономах», №3(99), 2017 г.