И.А. Гончаров в портретах русских художников
Первый живописный портрет Гончарова был создан художником Кириллом Антоновичем Горбуновым вскоре после публикации романа «Обыкновенная история» в журнале «Современник» в 1847 году. К тому времени К. Горбунов – автор портретов известных в России людей: А.В. Кольцова, В.Г. Белинского, М.Ю. Лермонтова и многих других.
Художник запечатлел ещё сравнительно молодого Гончарова. Ему 35 лет, он автор первого романа, восторженно встреченного и читателями, и критикой. Портрет хорошо передаёт это особое счастливое состояние молодого писателя: открытый ясный взгляд серо-голубых глаз, лёгкая улыбка на губах, тщательно, и даже франтовато, одетый, в правой руке, слегка согнутой в локте, – дымящаяся сигара. Облик Гончарова на портрете проникнут чувством доброжелательности и окружён лёгким романтическим ореолом свободного художника.
Над романом «Обыкновенная история» Гончаров работал в течение трёх лет. В очерке «Необыкновенная история» он писал: «Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав».
Журналист и редактор А.В. Старчевский так описал первое публичное чтение «Обыкновенной истории»:
«…Я явился в семь часов вечера к Майковым и застал там всех наших знакомых. Спустя четверть часа Ив(ан) Ал(ександрович) начал читать свою повесть. Все мы слушали её со вниманием. Язык у него хорош; она написана очень легко и до чаю прочитано им было порядочно. Когда разнесли чай, начались замечания, но они были незначительны и несущественны. Вообще, повесть производила хорошее впечатление. Чтение продолжалось несколько вечеров сряду, и, по мере ближайшего знакомства с действующими лицами, всё чаще и чаще становились замечания <…>. Конечно, Ив(ан) Ал(ександрович) во время чтения своей повести при многочисленном обществе сам лучше других замечал, что надобно изменить и исправить, и потому постоянно делал свои отметки на рукописи, а иногда и просто перечеркивал карандашом несколько строк…».
Весна и начало лета 1846 года явились в жизни Гончарова порою первых настоящих творческих радостей. После чтения своего романа Белинскому он чувствовал себя будто окрылённым.
«Белинский, – вспоминал после об этом времени Гончаров, – <…> при всяком свидании осыпал меня горячими похвалами, пророчил мне много хорошего в будущем, говорил всем о нём, так что задолго до печати о романе знали все – не только в литературных петербургских и московских кружках, но и в публике».
Многолетний друг И.А. Гончарова, известный петербургский художник, академик живописи Николай Аполлонович Майков в 1860 году завершил работу над портретом писателя. Это один из лучших портретов Гончарова.
Художник не скрыл чувство любви и уважения, которые питал к Ивану Александровичу, поэтому образ писателя на полотне передан с удивительной теплотой. Перед нами уже зрелый человек, немного располневший, усы, бакенбарды до самого подбородка, чуть опустились плечи, чуть свободнее стала одежда, в нём уже нет налёта романтизма, зато глаза смотрят прямо на зрителя – пытливо и мудро.
Портрет был написан вскоре после огромного успеха романа «Обломов», вышедшего в свет в журнале «Отечественные записки» и отдельным изданием в 1859 году. Современники оставили описание внешности Гончарова того периода: «... мужчина лет пятидесяти, небольшого роста, с пробритым подбородком, с начинавшими уже седеть густыми усами, бакенбардами и волосами, тщательно приглаженными».
Но к этому портрету Гончарова больше подходят слова, написанные им самим о его известном во всём мире герое – Обломове, которого писатель наделил особым сердцем и особой добротой: «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки».
Портрет висел в кабинете писателя. В 1914 году был передан в Симбирск экономкой И.А. Гончарова А.И. Трейгут. Сейчас он представлен в экспозиции Музея И.А. Гончарова.
Известный в середине XIX века акварелист и миниатюрист Иван Петрович Раулов создал «непарадный» акварельный портрет И.А. Гончарова в 1868 году, незадолго до первого издания романа «Обрыв» в журнале «Вестник Европы» в начале 1869 года.
Этот портрет мало известен, редко публикуется, хотя обладает несомненными художественными достоинствами. На портрете Гончаров в соломенной шляпе, в лёгком сером сюртуке и серо-розовом галстуке, завязанном небольшим бантом. Общий полупрозрачный пастельный фон акварели свидетельствует о бережном отношении автора к своей модели. Портрет передаёт характер человека добро доброго, его глаза исполнены страдания и мудрости, его творческие и душевные силы до предела напряжены.
Это сложный период в жизни Гончарова, он пытался совместить должность редактора официальной газеты «Северная почта», а затем члена Совета по делам печати при Министерстве внутренних дел с работой над романом «Обрыв».
Задуманный в 1849 году в Симбирске роман долго вынашивался и обдумывался писателем, несмотря на его признание: «Как только я приехал на Волгу, на меня, как будто сон, слетел весь план романа». Только в 1860-е годы Гончаров приступает к осуществлению своего замысла. Из писем этого периода мы знаем, что работа над «Обрывом» шла напряжённо и трудно. Писатель мучительно искал главную идею романа:
«Являются на сцену лица, фигуры, картины, но сгруппировать их, найти смысл, связь, цель этой рисовки – не умею, не могу», – писал он. Лишь к концу 1860-х годов романист ощущает внутреннюю готовность к завершению работы. В 1867 году он вышел в отставку. Для Гончарова наступило время большого творческого напряжения, он переживает то моменты необыкновенной работоспособности, то полный упадок сил и чувство неуверенности в себе. Наверное, в глубине души писатель сознавал, что «Обрыв» его последнее крупное произведение. «Этот роман была моя жизнь, я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, Родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь», – писал Гончаров об «Обрыве». В этом романе автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России, и её развитии. В письме от 19 июня 1868 года, работая над 4-й частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессознательно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…».
Истории создания портрета И.А. Гончарова художником И.Н. Крамским автор книги о писателе в серии ЖЗЛ Ю.М. Лощиц посвятил целую главу.
Рождение портрета, заказанного П.М. Треть-яковым, потребовало настойчивости как со стороны художника, так и со стороны заказчика. Гончаров в течение пяти лет не соглашался позировать. Вот один из его типичных отказов: «…мешает <…> скромность, вовсе не излишняя и не притворная, то есть убеждение, что деятельность моя не так замечательна, чтобы стоило помещать мой портрет в галерею». И далее: «К этому прибавьте ещё старость, нездоровье, т. е. хандру, какое-то раздражение нерв и т. п.» Только в 1874 году Гончаров согласился позировать.
При этом Крамской пишет Третьякову в письме от 6 марта 1874 года: «Сидит он хорошо и совсем стал ручным».
Когда портрет был написан, Гончаров дал художнику такую оценку: «Он добыл у меня что-то из души, на что он был великий мастер, и дал это что-то, какую-то искру правды и жизни портрету; я радовался, что он понял внутреннего человека».
Думается, что определение «внутренний человек» нужно понимать как признание Гончарова в том, что за бесстрастной внешностью стареющего писателя Крамской увидел и признал настоящего человека, достойного внимания, интереса, сочувствия. Освещение в портрете Крамского притушено. Перед нами спокойно сидящий в кресле Иван Александрович, но его облик лишён статичности. Динамичность создают положение торса, жест левой руки, держащей сигару, поворот головы и словно ждущий ответа взгляд писателя, полный живой мысли, он словно дружески беседует со зрителем.
Прижизненные портреты автора «Обломова», созданные художниками, не только дают нам представление о внешнем облике, они помогают понять душевное состояние Гончарова в разные периоды жизни, ощутить его не только как великого писателя, но и как человека со своими слабостями и достоинствами.
Антонина Лобкарёва, научный сотрудник ИМЦМ И.А. Гончарова
«Мономах», №3(99), 2017 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937