Года три назад раздался телефонный звонок, который застал меня врасплох. Приятельница была взволнована: "Слушай, обзвонила полгорода, никто не может сказать, кто такой Ознобишин. Представляешь, учительница задала сыну подготовить о нем доклад к завтрашнему дню, а мы нигде не можем найти об этом Ознобишине ни слова".
С трудом вспоминаю, кто в какой-то из газет была публикация о незаслуженно забытом симбирском поэте и публицисте Дмитрии Ознобишине, который, кажется, написал текст знаменитой песни "По Дону гуляет". К стыду своему, я ничего больше сказать не могла.
Возможно, этот прокол подогрел мой неожиданный интерес к творчеству нашего земляка... Вскоре я узнала, что Д.Л. Ознобишин - поэт, писатель, талантливый очеркист, историк и краевед, фольклорист, полиглот, владевший тринадцатью иностранными языками, переводчик, страстный поклонник просвещения, почетный попечитель Симбирской классической гимназии, получивший статус действительного статского советника на 73-м году жизни. Наконец, библиофил, чье богатейшее собрание книг составляет ныне гордость Ульяновской областной научной библиотеки. ...
В Инзу я ехала с намерением обязательно познакомиться с Татьяной Матэосовной Гольц, единственной в России исследовательницей жизни и творчества Дмитрия Ознобишина, и Надеждой Константиновной Волосковой, которая посвятила жизнь возрождению имени поэта и спасению родового захоронения Ознобишиных. С Гольц встретиться не удалось, а вот Надежда Константиновна сама икса нам навстречу. На мое удивление по поводу такой случайности она сказала: "»ак ведь сегодня день рождения Пушкина!» Не перевелись в России подвижники.
Рассматриваю пожелтевшие от времени публикации в местной газете, слушаю рассказ Волосковой о страшной участи погребения знаменитого рода, о мытарствах самой учительницы, решившей на склоне лет достойно "поклониться поэту", и встает перед глазами картина жизни, забвения и воскрешения Дмитрия Ознобишина.
Дцитрий Петрович Ознобишин родился в 1804 году в наследственном поместье отца - селе Троицком Карсунского уезда (ныне - Инзенский район). День и месяц рождения неизвестны, но Волоскова высказала интересное предположение о дате духовного рождения, указав на возможый День Ангела - 8 ноября. Краевед вполне логично доказывает свою гипотезу: "По родословию он отпрыск старинного дворянского рода. Фамилия Ознобишиных известна с XIV века. Отец Дмитрия Петровича был женат на дочери богатого греха И.А. Варваци, который прославился в Чесменском сражении и был осыпан милостями Екатерины II. Рано осиротевшего Дмитрия дедушка Варваци берет к себе... Естественно предположить, что грек Варваци почитал великомученика Дмитрия Солунского. В Православном Церковном календаре память Дмитрия Солунского отмечается 8 ноября по новому стилю".
Учился Дмитрий в Благородном пансионе при Московском университете, который не уступал Царскосельекому лицею. Вольнослушателем посещал лекции в университете. Писать начал рано, с 1820 года появляются публикации его стихов в журналах "Вестник Европы", "Северные цветы", "Отечественные записки", "Москвитянин". В 1827 году совместно с поэтом С.Е. Раичем издает альманах "Северная лира". Участие в литературных кружках Москвы связало его со многими литераторами и учеными: М. Погодиным, Д. Веневитиновым, В. Одоевским, С Шевыревым и другими деятелями культуры. Ознобишин известен и как тонкий переводчик.
Он глубоко интересовался литературой Востока, первым перевел на русский язык сочинения Низами, Саади и других, составил первый персидско-русский словарь. Переводил и европейских поэтов.
С конца 20-х годов XIX века он почти постоянно живет в своем имении Троицкое. Энциклопедические знания и широкие интересы Дмитрия Петровича во многом обусловлены наличием в Троицком богатейшей родовой библиотеки. Уже в эти годы она насчитывала несколько тысяч томов, а к концу века в результате вдумчивого и планомерного собирательства - 28 тысяч томов. Обустраивая родовое поместье, Дмитрий Петрович не забывает о крестьянах. В 1861 году он открывает школу для крестьянских детей (ныне школа N3 города), составляет сборник материалов по крестьянской реформе. Значительную часть его литературной деятельности составляет сборник материалов по крестьянской реформе. Значительную часть его литературной деятельности составляет сбор фольклора поволжских народов.
Творческое наследие Ознобишина велико и не до конца изучено. Неоценимый вклад в изучение его жизни и творчества внесла Т.М. Гольц, приехавшая в Инзу из Душанбе, чтобы на родине поэта продолжить свои научные исследования. Ее книга "Стихотворения Ознобишина" - единственное на сегодняшний день собрание стихотворений, но не собрание всех его сочинений.
Деятельность Ознобишина должна стать предметом глубокого изучения молодых поклонников его творчества, в первую очередь, самих инзенцев, а также учащихся школ Ульяновской области и студентов гуманитарных вузов.
Считается, что Богом отмеченный человек страдает больше. Но страдания Дмитрия Петровича велики необыкновенно... Сирота, он прожил нелегкую, наполненную трудом жизнь. Пережил двух жен, неимоверно много писал, работал, хлопотал, обустраивал. В 1877 году в Кисловодске пьяный извозчик перевернул коляску, в которой находился поэт. От сильного удара Дмитрий Петрович скончался. Тело было отправлено в Китовку и покоилось в гробу в родовом склепе до революции. После Октября крестьяне сначала разграбили дом, а потом прошел слух, что барин похоронен с сокровищами. Склеп был разорен, над телом покойного глумились, пока, наконец, чья-то добрая рука не предала его земле. Известие о новом разрушении родового склепа Ознобишиных последовало 18 июня 1989 года. Вот что писала в местной газете Н.К. Волоскова по этому поводу: "Что же открылось взору? Вздыбленная земля, буквально втоптанные в вязкую ее массу останки покоившихся здесь многие десятки лет. Но этого, видимо, "не замечали" те, кто проводил водопровод к дому..."
Надежда Константиновна и ее добровольные помощники доставили горестный груз на Китовское кладбище. Уже через неделю при содействии местного священника отца Николая был установлен крест, затем произведена экспертиза, подтвердившая, что останки принадлежат женщинам из рода Ознобишиных. О месте захоронения самого Дмитрия Петровича до сих пор ничего не известно.
Что же дальше? "Гуманизм и справедливость требуют окончательно решить вопрос об увековечении памяти великого земляка... Назвать именем Д.П. Ознобишина улицу города, восстановить поместье Троицкое, возродить парк, пруды", - на это рассчитывают краеведы-энтузиасты. Остается надеяться, что вера их не напрасна.
«Мономах», №3(10), 1997 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937