В начале века нынешнего Карсун сохранял за собой статус крупного торгового центра. Этому способствовало развитие местной промышленности и народных промыслов; сельскохозяйственных производств. На всю округу славились базары в селах Анненково, Жадовка, Гурьевка, Коржевка, Инза, Б. Сызган, Б. Березники, ст. Зиновьевка и т.д.
Заметная роль в местной торговле отводилась прасолам и коробейникам. Они наезжали в самые глухие села и деревушки, снабжая их население самым необходимым товаром - посудой, тканями, щепными изделиями, а также незатейливыми безделушками. Нередко товар обменивался на натуральные продукты, но сельского покупателя при этом не забывали и "надуть". Пользуясь безденежьем сельчанина, прасолы отпускали свои товары и в долг, а к концу уборки урожая заявлялись за расчетом и скупали у должников за полцены мед, масло, пеньку, кожи...
По уезду странствовали прасолы, торговавшие заграничным шелком в виде тканей, головных и носовых платков, салфеток, кашне. Этим занимались в основном китайцы. С огромным узлом за плечами и с железным аршином в руках они расхаживали по Карсуну и богатым селам. Войдет такой торговец в дом, разложит свой товар и давай на все лады приманивать покупателя!
По торговле в целом Карсунский уезд держал первенство в Симбирской губернии. Как, впрочем, и по числу имевшихся на его территории суконных и бумажных фабрик, лесопильных, винокуренных и других заводов. Не считая мелких производств, их насчитывалось в общей сложности 82. Торговое дело приносило Карсуну значительные доходы, способствовало развитию города, вносило разнообразие в замкнутую жизнь местного населения.
В уездном центре постепенно сложился торговый ряд из нескольких десятков магазинов. В их числе было немало специализированных: книжный, обувной, рыбный, колбасный, коньячно-ликерочный, "зингер" (продажа швейных машин), игрушечный, посудный, магазин шорных изделий, два аптекарских магазина. Работали булочные, кондитерская, кафе, четыре пивных склада и заведение по выработке безалкогольных напитков (при аптеке, отпускавшей напитки). И это, не считая множества пивных, палаток и просто открытых прилавков, за которыми днями просиживали торговцы калачами, сушками, пряниками, кондитерскими игрушками, пареной тыквой, жареными печенками, вареными селезенками и прочей снедью...
Главенствующую роль в торговых делах, как прежде, занимали ярмарки: "Троицкая", "Соборная", "Казанская" (Карсун); "десятипятница" и "Воздвиженская" (Анненково); "Ярильская" (Березники); "Петровская" (Жадовка) и др.
Сложились здесь и свои ярмарочные традиции. К дням Троицкой ярмарки в уездный Карсун съезжались не только торгующие и покупающие. Непременно прибывали труппы циркачей и эстрадных артистов. Возводились просторные летние зрительные помещения вместимостью до тысячи человек. Здесь устраивались дневные и вечерние представления. В их программы входили спектакли, оперетки, концертные выступления актеров разных жанров, борцов, гимнастов, дрессированных животных. На дни ярмарки сооружались карусели, приезжали кукольные театры, передвижные платные выставки картин, лотерейные тиры и т.д.
На ярмарку отправлялись не только для купли-продажи, но и просто повеселиться, отдохнуть душой. Крестьяне, имевшие лошадей, приезжали обычно сюда целыми семьями и не на один день. Большинство же сельчан устремлялось в город пешком, прихватив старших ребятишек, чтобы сводить их в цирк, покатать на карусели, побаловать сладостями. Маленьким участникам ярмарочных дней не могла не запомниться пестрая картина всеобщего веселья. Вот на ступеньках дощатого цирка кривляется клоун, зазывая народ:
Пятачок за вход –
Небольшой расход,
Корову не купишь,
А глаза налупишь,
Заходите, заходите,
Да кого-нибудь пригласите!
Стараясь его перекричать, неподалеку рекламирует свой товар продавец лимонада:
Копейка кружка,
Кружка как кадушка,
Холодный как лед,
Сладкий как мед...
Слышится и привычный звук местной шарманки. Подрабатывает в толпе бедняга-музыкант с мальчиком-гимназистом и непременным попугаем. На стареньком коврике устраивается маленькое гимнастическое представление. А если в награду подадут гривенник, то шарманщик предложит взять билетик на "счастье" с предсказанием "судьбы". Вытащит его по приказанию хозяина "попка"...
Публикацию подготовила Л. Берч-Курдюмова по страницам рукописи карсунского краеведа А.В. Курдюмова (1905-1988 гг.) «Карсун и его прошлое». Рис. Марины Резник
«Мономах», №1(8), 1997 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937