Тамара Леонидовна Ильясова 11 лет была заместителем директора Ленинского мемориала. Ее работа пришлась на самые яркие годы его истории - 1970-80-е. Она поделилась с нами воспоминаниями: как они ввели в Ленинском мемориале вторую обувь, как президент Финляндии подарил для зимнего сада Мемцентра пуансетию, про столичных и зарубежных артистов, про дни культуры республик. Она также подробно рассказала, как к 110-летию Ленина меняли занавес, который висит до сих пор, и про единственный при ее работе случай вандализма – испорченное кресло в зале, из-за чего она даже плакала.
НАЧАЛО: ПРИНИМАЛИ ДО 3000 ЧЕЛОВЕК В ДЕНЬ
- Тамара Леонидовна, как вы стали заместителем директора Ленинского мемориала?
- Я приехала в Ульяновск в 1956 году, сразу начала работать в комсомоле - я до этого жила в Калинине (Тверь), и там уже была в обкоме комсомола, потом училась в высшей комсомольской школе в Вишняках в Москве. Вот в этой школе вышла замуж, а он оказался ульяновцем, а я самарская - и поэтому решила поехать поближе к маме. Приехала, и меня тут же взяли в райком комсомола Железнодорожного района. Отработала там, потом немножко на телевидении работала, 9 лет в горкоме партии, а потом уже оттуда меня направили работать в мемориал заместителем директора. Там был очень хороший, сплоченный коллектив.
Вид сверху на объекты Ленинской мемориальной зоны в Ульяновске. 1973 г. Автор Ю. Белозеров
- Какие были основные задачи у Ленинского Мемориала в 70-80 годах?
- Ленинский мемориал был общественно-политическим центром, его нужно было вести. Это памятник, но он не должен был быть обычным памятником, в нем должны быть читальни, библиотеки, чтобы там проводили общественно-политические мероприятия, это все легло в основу строительства Ленинского мемориала. И был дом политпросвещения, в который входила библиотека, которая существует и сейчас, был филиал центрального музея Ленина, был большой зал. Теперь это все под одной крышей, всем эти управляет один директор. Дом политпросвещения и библиотека находились на партийном бюджете, а большой зал и дирекция мемориала находились на бюджете государственном, как все музеи. Так что это не просто здание, это памятник Ленину. Наша была задача сохранить этот памятник, наполнить общественно-культурными мероприятиями и обеспечить высокий уровень обслуживания зрителей: не только следить за порядком, но и принять актеров, обслужить их, создать все условия для работы. Коллектив был очень профессиональный, никогда никаких замечаний. В отдельные дни мы принимали до 3000 человек, по 6 теплоходов приходило, у нас всегда была очередь, потому что было невозможно сразу обслужить такое количество людей. Напряжение было очень большое. Отдельные группы мы заводили в большой зал и показывали фильм по стихам Маяковского «Двое в комнате. Я и Ленин - фотографией на белой стене», прекрасный фильм. Однажды к нам приезжал автор этого фильма, он так был доволен, что годы прошли, а мы его фильм показываем до сих пор.
В ЛЕНИНСКИЙ МЕМОРИАЛ - СО ВТОРОЙ ОБУВЬЮ
- А что вы делали, чтобы актерам и зрителям было комфортно в Ленинском мемориале?
- Во-первых, техника обслуживания, я даже заказала две сушилки, чтобы если у актера испортилась прическа, можно было ее поправить. Два аппарата - один для актеров, другой для персонала, чтобы они все были красивые. Во-вторых, чтобы всегда было чисто, мы на билетах напечатали правила поведения. Чтобы человек почувствовал, что он пришел в культурное место, мы заказали брезентовые мешки для первой обуви. Сдаешь пальто - надевай вторую обувь. Начали пропагандировать, что вход к нам - во второй обуви. На сцену мы не пускали актеров в первой обуви, только во второй. С небольшими коллективами было легче справиться, а когда ансамбли большие, конечно, труднее, но все равно мы требовали переобуваться. А почему? Потому что я один раз была во Дворце профсоюзов на выступлении танцевального ансамбля - и я была в ужасе: топают и пыль столбом. И у нас было заведено мыть полы, пылесосить перед большими танцевальными коллективами. Делали все, чтобы ни пылинки не было. Сначала ворчали, а потом говорили: «Ой, как хорошо было, придешь, туфельки обуешь, отдохнешь - за день-то устали». Я во всех мероприятия участвовала. Прежде чем получить сценарий, мы встречались с режиссером и все с ним обговаривали. Я собирала службы: свет, звук, давала им задания, потом все это проверялось и по окончанию мы обсуждали каждое мероприятие. Я никаких серьезных претензий никому не предъявляла. Такой режиссер, как Виктор Васильевич Чехалев, - прекрасный человек, знающий музыку, культуру, коллективы любили с ним работать. Мы привлекали режиссеров на наши мероприятия. Нам все помогали.
ЦВЕТЫ ОТ ПРЕЗИДЕНТА ФИНЛЯНДИИ И ГОСТИ СО ВСЕГО МИРА
- А как вы ухаживали за зимним садом Ленинского мемориала?
- Цветов там было море, особенно цветущих, причем круглогодичного цветения. Старшим цветоводом у нас была Ирина Алексеевна Кириллова, она так любила цветы! В определенный день у них баня была, подкормка, пересадки и так далее. Такой у нас был случай, приехала финская делегация во главе с президентом Урхо Кекконеном. Я тогда как раз вела экскурсию, и он так внимательно все рассматривал, походил почти к каждому цветку, расспрашивал. Проходит несколько месяцев, вдруг звонок из обкома партии: «Тамара Леонидовна, приходи скорее, тебе Урхо Кекконен подарок прислал». Я обалдела, какой подарок? А мне отвечают: «Цветок». Я им говорю, что не поеду, у нас есть главный цветовод. Вызвала машину, и она поехала. Президент подарил пуансетию, цветок с красной верхушкой. Нигде в Ульяновске такого не было. Я ей говорю: «Разводи!» И вот она начала разводить. Как-то приходит расстроенная - ничего у нее не получается, гибнут, не размножаются. Прошло недели две, и бежит ко мне, перелопатила гору литературы - и нашла: в Финляндии короткий световой день, им надо мало света. Заказали у нас в столярной мастерской короба. Уходит домой и ставит этот короб, приходит на работу и короб снимет. Этот цветок еще называют «зимняя роза». И вот они у нас к Новому году расцвели! Мы в торжественном зале на ступеньки поставили по горшку, в большом зале в вестибюле поставили. Мы все этим цветком украсили. Вышел у нас вот такой казус, звонит мне журналист из «Ульяновского комсомольца» и спрашивает, что у вас новенького, а я отвечаю - цветы, которые подарил Урхо Кекконен. Рассказываю, что цветут они не бутонами, а верхушки листьев краснеют. Выходит газета, а там написано «Расцвели красные бутоны». Я звоню и говорю, какие бутоны, я же говорила, что листья на верхушках!
Президент Финляндской республики Урхо Калева Кекконен в экспозиции Ульяновского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Ульяновск. 6 ноября 1977 г.
- Какие артисты к вам тогда приезжали?
- Мы принимали заслуженные коллективы, раза три у нас были Эдита Пьеха, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев – все звезды у нас были. Старались их обслуживать так, как они просят. Они к нам относились очень уважительно, видели, как мы работаем. Приезжали и из-за границы - несколько коллективов из Югославии, Чехословакии, польские актеры были. Коллективы приезжали на 4-5 дней, давали по 3 концерта в день и на все три сеанса люди шли, зал был переполнен. Однажды какая-то грузинская группа выступала три концерта, а это 1500 зрителей впустить и выпустить. В половину 12-го ночи уехать домой на трамвае не смогла и пошла по трамвайным путям пешком.
Народный артист СССР, композитор Я.А. Френкель, Народная артистка СССР, композитор А.Н. Пахмутова, Народный артист СССР, дирижер Ю.В.Силантьев на сцене Большого зала Ленинского мемориала. Ульяновск. 1970-е гг.
- А какие мероприятия были ежегодными в Ленинском Мемориале?
- Мы проводили очень много общественно-политических мероприятий. Я пришла на работу, и было как раз какое-то международное совещание, в каждом кресле было переводное устройство на 4 языка. Когда шло мероприятие, контролёры не выпускали людей, а тут, смотрим, они выходят и выходят. Контролёры говорили мне, что никак не могут их удержать. Я подхожу, спрашиваю: «Почему вы вышли?», а мне отвечают: «Я не хочу его слушать, у меня свое мнение по этому вопросу». Такой у них порядок, у ученых. Проводили и Женское международное большое совещание, различные торжества, для отличников мероприятия. Мы сами еще придумали к юбилею Советской власти «Дни культуры городов и районов области». Районы готовились серьезно. Вот такой пример. Для концертов нужны были ведущие, и у Вешкаймского района ведущими были первый секретарь райкома и председатель райисполкома — вот какой уровень был. В вестибюле было очень интересно - там и фотографии были, и кто что выращивает, валеночки даже продавали. Это были «Дни культуры». Потом я думаю - этого слишком мало, и у меня мысль родилась – показать города-герои. Тогда было 9 городов, подготовила письма и разослала. Все откликнулись. В одной делегации приехали матери Олега Кошевого, Зои Космодемьянской. Из Брестской области приехал Григорьев, который прятал знамя, он и возглавил делегацию, очень интересно выступал, ему так аплодировали. Рассказывал про трагические события, но с юморком. И из всех 9 городов приехали делегации с коллективами.
Потом я пошла дальше в филармонию и спрашиваю, какие у них концерты запланированы на год, из каких республик, и на мое счастье из каждой республики были артисты, и мы к ним приспособились. Стали готовить сценарии, рассказы об этих республиках, об их истории, фильмы показывали. И когда они приезжали, мы их предупреждали и с филармонией согласовывали, будет концерт, посвященный вашей республике. Вот такие дни у нас проходили. Люди хорошо восприняли эти мероприятия, в Ульяновске находились жители, связанные с каждой Республикой.
Также мы политические даты отмечали. Помню, очень интересно прошло мероприятие, посвященное юбилею Коммунистической партии. Мне особенно момент понравился, когда с газетой мальчики бегают по сцене: «Газета, газета... там революция!». Это хватало за душу. Так что мы очень много мероприятий провели, не было месяца, чтобы мы 2-3 мероприятия не проводили политических. А если у нас были свободные дни, то мы пускали кинофильмы, в основном старались брать премьеры. Также был фильм Бондарчука «Красные колокола», где играет главную роль наш актёр Анатолий Иванович Устюжанинов. У нас был Бондарчук, он был очень доволен, и мы потом его даже на берег Волги водили, угощали его ухой.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, директор Малого театра М.И. Царев (с супругой) в экспозиции Ульяновского Филиала Центрального музея В.И. Ленина. Ульяновск. 17 января 1985 г.
ЗАНАВЕСУ - 40 ЛЕТ
- Тамара Леонидовна, расскажите, как вы готовились к 110-летию Ленина?
- К 110 годовщине мы задумали заменить занавес на сцене с портретом Ленина, который весел у нас на сцене 10 лет. Мы его часто ремонтировали, хотя зрители этого не видели, но мы беспокоились, что он может упасть. Мы решили заказать повтор рисунка, и то, как мы его заказывали, тоже очень интересная история. Спрашиваю у директора: «Кто художник?». Он мне отвечает: «Кажется, это Уткин, он немножко попивал, но художник хороший». Я вот помню эпизод из его биографии: во время войны он оказался на оккупированной территории, и немцы приказали ему на боковой стене пятиэтажного дома нарисовать Гитлера. Он сделал портрет. Я поехала в мастерские Большого театра, только там можно сшить для нас одежду, больше нигде не брались - слишком большие размеры. Приехала туда, там старейшая работница Прасковья Ивановна, я ей говорю, что нужен художник Уткин, мы у вас шили задник. Она сказала, не помнит такого художника, я ей рассказала эпизод из его биографии и она сказала, что у него другая фамилия Петр Эмильевич Бендель. Мне дали телефон, я позвонила, он вспомнил, что делал для нас задник и согласился сделать еще один. Решил рисовать у нас в Ульяновске, приехал с женой. Он очень быстро рисовал, но сделал его в охре и взял за работу немного, копия же. В последнее время они его не используют, но он есть. Художнику очень понравился город и Волга, впечатлили ленинские места.
К нам приезжало очень много партийно-правительственных делегаций. Помню случай, звонят мне и говорят: там большая делегация и кто-то отстал, а директор ведет экскурсию. Я через всю сцену выскочила на другую сторону, и там было трое. Оказалось, что это текстильщики, я говорю: «Как вы вовремя! Нам нужна ткань для портальных кулис, давайте вернемся и посмотрим». Возвращаемся, там на занавесе репс в Сибири делали, а портальных кулис нет, надо другие, потяжелее. Заместитель управляющего пригласил меня к себе через две недели, я приехала. Он мне дает альбом, там куски ткани, выбирай, какую хочешь. Я выбрала, сейчас можете посмотреть, до сих пор висят со звездой и написано РСФСР, но их не могут выкинуть, денег нет на новые, они так складывают, что не видно РСФСР. Я ездила в белый дом, который расстреляли, смотреть как будут смотреться портальные кулисы, там зал точно такой же, как у нас, а потом в Павловский Посад. Приехала туда, а у них новые станки скоростные - раньше ткали, а теперь еще и рисуют. Сказали, такие кулисы долго делать. А нам надо было кулисы к 110-й годовщине Ленина. Я была в ноябре-декабре, а в марте уже сделали, перевезли в мастерские Большого театра и к апрелю уже повесили. Они до сих пор висят, 40 лет уже.
И так все службы у нас работали: надо лампочки, трубы заменить, кусочки мрамора – все делали. Спасибо всем за такую ответственность и ульяновцам спасибо. Весь город строил Ленинский мемориал и даже комсомолята работали. По 200 человек ежедневно выходили на стадион, который сейчас построен около завода «Контактор», чуть меньше ежедневно выходили на Мемориал, на Дворец пионеров, там вообще один комсомол работал тоже. Так что мы считаем, что это всенародная стройка, а потом еще приезжали и иностранные бригады, и с других городов тоже приезжали, в газете даже была заметка про мужчину, который каждый год брал отпуск и приезжал сюда работать до конца отпуска. Вот какое отношение у людей было к стройке.
Партийно-правительственная делегация Народной Республики Болгарии во главе с Тодором Живковым в экспозиции Ульяновского филиала Центрального музея В.И. Ленина. Ульяновск. 3 июня 1977 г.
- Какие были интересные случаи с иностранцами?
- Приезжали к нам французы. С ними разговаривали в управлении культуры, говорили им, что наша сцена особая и на сцену нельзя выходить голыми или полуоголенными, нужно, чтобы костюмы были приличными. Концерт начинается - и выходит артистка в вязаном платье от шеи до пола, но с огромными дырками!
Делегация Азербайджанской ССР во главе с Гейдаром Алиевым в Торжественном зале Ленинского мемориала. Ульяновск. 10 декабря 1977 г.
ПЕРЕЖИВАЛА ДО СЛЕЗ
- Как вы сохраняли здание?
- Главный инженер у нас был Владимир Андреевич Масков, он отвечал за состояние мемориала. Устраивали мы елки или для выпускников мероприятия, кто-то там чиркнет, кто-то измажет, где-то протерлось, только скажи: «Владимир Андреевич, так и так, обнаружили» - и через 2 часа все сделано. Он любил очень мемориал. Он прививал строителям культуру. Помню, однажды ремонт был в вестибюле - угол надо было побелить. И вот была расстелена клеёнка, стояла вторая обувь, и если моляр захочет идти, он должен переобуться в чистую обувь, чтобы не наследить. Вот такую культуру работы и обслуживания здания он внедрял строителям. Мне это очень нравилось. За 11 лет работы там, я вспоминаю с горечью случай. Приехала к нам группа из Саратова, ученики 7-8 классов. Мы провели экскурсию, ушли, и через час приходят контролёры и говорят, что кресло порезано. Я так плакала… Один раз такое было, больше никогда и нигде не было, чтобы нарушали что-то.
- Сейчас же Ленинский мемориал работает по-другому. Можно ли сделать так, чтобы он работал как прежде?
- Я не могу сказать. Сейчас мемориал объединили с филармонией, а они не очень совместимы, но, тем не менее, они совместили. Сегодня и речи быть не может о возвращении, сейчас главная задача поставить орган, а я против этого.
- Тамара Леонидовна, чем вы занимаетесь сейчас?
- Сейчас мы, бывшие работники Ленинского мемориала, пишем книгу. Кстати, некоторые факты, которые я сейчас озвучила, будут в нашей книге. Мы пишем, как мы жили, как мы относились к людям. Мы думаем, что или к 150-летию рождения Ленина, или 50-летию Ленинского мемориала, или 75-летию победы, мы выпустим нашу книгу.
Подготовила Светлана Карпухина
1 ноября 2019 г.
Фото Юлии Узрютовой. На фото - Валерий Перфилов и Тамара Ильясова
Архивные фото - фонды Ленинского мемориала
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937